«Отторженная возвратих»

Игорь Мельников
Игорь Мельников, кандидат исторических наук, специалист по истории сталинских преступлений на территории Беларуси в 1930-1940-х гг.
 
В последние несколько лет на территории нашей страны активизировали свою деятельность сторонники проимперской (западнорусской) идеологии. Связано это с развитием и становлением национального самосознания белорусского общества.
 
Наш социум постепенно приходит к осознанию того, что история Беларуси в корне отличается от канонов, навязанных белорусам русской и советской историографией. Все это вызывает опасения местных западнорусских идеологов, которые изо всех сил пытаются навязать белорусам свои лживые идеи. Предлагаю проанализировать некоторые постулаты современных адептов западноруссизма в Беларуси.

В этом году отмечается 150-я годовщина восстания Кастуся Калиновского. Это национально-освободительное восстание положило начало пробуждению самосознания белорусского народа. Однако местные доморощенные имперские идеологи пытаются «доказать» белорусам, что, якобы царские войска «спасли» белорусов от «ополячивания» и вернули их в «лоно матушки России». 

«Красной нитью» сквозь все их публикации проходит идея о том, что тогда, в 1863-1864 гг., в Беларуси бились поляки и русские, а белорусы – это, дескать, не правильные, окатоличенные, полонизированные русские, которых царские солдаты штыком и саблей наставляли на путь истинный. 

С недавних пор постоянным «колумнистом» газеты Администрации президента Беларуси «СБ-Беларусь сегодня» стал В. Шимов. В одном из своих материалов, озаглавленном «Игра престолов», этот адепт западноруссизма пытается полностью исключить белорусский контекст из событий многовекового противоборства І Речи Посполитой с Московской державой, а затем и Российской империей. 



"Политпросвет" под знаком западноруссизма

Стоит, однако, учитывать, что древняя белорусская держава Великое Княжество Литовское даже после заключения Люблинской унии с Королевством Польским формально продолжала оставаться независимым государством. В 1840 году русскому царю пришлось отменять на захваченных им белорусско-литовских землях не польские законы, а Статут ВКЛ, древний документ (по сути дела первую европейскую конституцию), который разработали белорусские шляхтичи Лев Сапега и Остафий Валович. 

Да и в битве под Оршей с московским агрессором сражались, отнюдь, не поляки, а «литвины» - предки современных белорусов. Несмотря на полонизационные процессы, ВКЛ не стало Польшей, как не была Польшей и І Речь Посполитая, государство двух, а на самом деле многих народов. «Польскость» этой державы намеренно «подчеркивалась» в русской дореволюционной официальной историографии, а затем использовалась и в советские времена. Сейчас все эти имперские бредни повторяют те, кто хочет переписать белорусскую историю.

Кстати, Шимову в его желании «выкинуть белорусский аспект» из истории взаимоотношений Польши и Российской империи вторит его российский коллега из Института российской истории РАН Андрей Марчуков. Он, в частности отмечает: «Если брать польско-русский национальный спор, который еще Пушкин называл «спором славян между собою», то его зачинателем явилась отнюдь не Россия, а польская сторона. Она захватывала западнорусские земли, включая Смоленск, который входил в состав Речи Посполитой, поляки устраивали там социальный и национальный гнет русского православного населения». 

И это говорит сотрудник Академии наук, кандидат наук. О каких «западнорусских землях» идет речь, когда ВКЛ было независимым государством, а Смоленск исторически входил в состав этого древнего белорусского государства? О каком польском социальном гнете заявляет этот «историк»? Объяснение этому «потоку сознания» достаточно простое: в современной официальной российской историографии снова взят курс на обоснование старого «екатериненского постулата» - «Отторженная возвратих». Поэтому для таких как А.Марчуков нет ни ВКЛ, ни белорусов, ни литвинов, а есть некое безликое понятие «русский мир». 

Восстание 1863-1864 г.
по Марчукову являлось «противостоянием поляков и русских». «Когда к этому процессу примазываются белорусы, это просто смешно», - резюмирует «историк». Действительно, было бы смешно, если не было бы так грустно. Для людей, мыслящих имперскими категориями XIX века, население Беларуси – это «русское» население, завоеванное некими «литовскими» и «польскими» феодалами. Повторюсь, эту «страшную» во всех смыслах сказку придумали русские придворные историки, а потом ее подхватили уже советские исследователи, которые на основе «русского этноса» пытались построить «homo soveticus». 

Ладно бы эти бредни тиражировались в России, но ведь их пытаются навязать белорусам. Именно поэтому важно донести до нашего общества истинную белорусскую историю. Слишком долго нам в головы вбивали мысль о том, что белорусы – это лапотный, сермяжный, забитый народ, без своей высокой культуры, архитектуры, наконец, без своей государственности. Все это делалось для того, чтобы отучить наш народ думать и заставить его тупо следовать указаниям из «Третьего Рима». Однако, постулат о «вековой борьбе белорусов за воссоединение с Россией» оказался «мыльным пузырем», который лопнул, после того, как Беларусь обрела независимость. 

Вековая история Великого Княжества Литовского, древние белорусские шляхецкие фамилии Радзивиллов, Сапег, Огинских и др., великолепная европейская культура, воплощенная в замках, костелах, усадьбах, дворцах стали теми катализаторами, которые пробудили национальное сознание белорусов и помогли им сбросить с себя идеологическую мишуру, которую им внушали русские и советские идеологи. 

Однако не стоит успокаиваться, ибо местные адепты имперской, западнорусской идеологии изо всех сил пытаются переписать белорусскую историю в угоду своим хозяевам. К таким антибелорусским проявлениям относится деятельность имперского сайта zapadrus.su. Его одиозный руководитель Игорь Зеленковский активно тиражирует западнорусские идеи, направленные на искоренение национальной идентичности белорусов. 

Чего стоит хотя бы вот эта фраза: «Белорусизация (1920-х годов) с постоянными реформами белорусского языка, постепенно приближающими его к польскому языку, во многом являлась вариантом полонизации». В процессе национального возрождения белорусов в начале ХХ века, связанного с развитием белорусского языка и культуры западнорусский идеолог видит крамолу и некую опасность для населения Беларуси. На самом деле Зеленковский переживает не о белорусах, а об имперскости, которой тогда, в 1920-х годах дали отпор по средствам развития белорусской культуры и языка. 



Адепт западноруссизма И.Зеленковский

К слову, такой же критике со стороны Зеленковского подвергся и отказ в Беларуси от использования термина «Отечественная» по отношению к  Войне 1812 года. Такое решение обосновано тем, что тогда, в 1812 году, на белорусско-литовских землях была скорее гражданская война, в которой с двух сторон (и с русской, и с французской) воевали белорусы. При этом, Наполеон попытался возродить ВКЛ и в этом смысле для белорусов, воевавших в составе армии ВКЛ, война действительно была в некотором смысле «отечественной», ведь они защищали свою родину, порабощенную Российской империей в конце XVIII века. 

Вот и получается, что все эти западнорусские фантазии появились не из-за заботы о белорусах, а в связи с желанием определенных кругов реализовать в Беларуси старые «екатериненские» имперские постулаты. Поэтому и тиражируются выдумки на счет некоей «вековой борьбы белорусов против литовских феодалов за воссоединение с Россией», которые на самом деле реальных оснований под собой не имеют. 

Перспективы развития белорусской национальной идентичности зависят от каждого из нас. Мы сами должны понять, что у нашей страны своя история и традиция государственности. Белорусов не в капусте нашли. Нашему народу пришлось пройти через многочисленные жестокие и кровавые испытания, для того, чтобы в ХХІ веке мы, наконец, обрели свое государство. Белорусская культура, язык, традиции – имеют многовековую историю и этим нужно гордиться.  Только так мы сможем помешать адептам западноруссизма переписать летопись нашего прошлого.