Катынь и Страсбург

Решение высшей инстанции Европейского суда по правам человека грозит России новыми процессами



 

Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) приступила в Страсбурге к заключительному рассмотрению пятилетнего дела о расстреле польских офицеров под Катынью в 1940 году. Изучив апелляцию родственников жертв, высшая инстанция суда вынесет окончательное решение о признании России виновной в военном преступлении. Идеологический процесс может привести к новым процессам и материальным потерям Москвы, считают эксперты.

— Россия опасается, что в случае признания ее вины Европейским судом встанет вопрос о компенсациях родственникам расстрелянных офицеров, — сказала «Известиям» представитель польских истцов Анна Ставицкая. — Москва тогда вынуждена будет возобновить уголовное расследование Катынского расстрела, а поляки смогут обратиться в российские суды.

Дело о расстреле более 20 тыс. польских военнослужащих советским НКВД в 1940 году Россия, которое велось в Москве 14 лет, было закрыто в 2004-м по причине смерти виновных. Однако в 2008 году родственники погибших польских офицеров подали в ЕСПЧ иск с требованием признать вину России в неэффективном расследовании, а также по статьям 2 («Право на жизнь») и 3 («Запрет пыток») Европейской конвенции о защите прав человека. В апреле 2012 года ЕСПЧ вынес вердикт, что Москва не предоставила родственникам погибших достаточно информации о судьбе расстрелянных и, таким образом, нарушила статью 3. Однако суд не признал ее виновной по другим статьям и не нашел оснований для возобновления российского уголовного расследования. Сегодня Большая палата ЕСПЧ начнет пересмотр дела, в результате которого должна вынести заключительное решение по всем пунктам обвинения.

По словам Анны Ставицкой, если ЕСПЧ теперь признает вину России не просто в военном преступлении 70-летней давности, но в преступлении в отношении конкретных лиц — 15 заявителей, то последние смогут обратиться в российские суды за компенсацией материального и даже физического ущерба (некоторые из родственников утверждают, что страдания от неизвестности подорвали их здоровье).

— Сегодня Россия на обращения польских заявителей отвечает, что расстрелянные не были идентифицированы в ходе российского уголовного расследования, — говорит адвокат Ставицкая. — А потому, по мнению Москвы, оснований утверждать, что именно их родственники были убиты, нет.

Однако решение ЕСПЧ может вынудить Россию возобновить расследование.

Из 15 истцов сегодня лишь один требует невысокой денежной компенсации. Координатор международного проекта «Правда о Катыни» Сергей Стригин считает, что вопрос денежных выплат пока не выносится на первый план, поскольку сейчас родственники жертв расстрела и Польша стремятся придать делу главным образом символический характер. 

— Для Польши главное — полноценное юридическое признание вины России, — сказал «Известиям» Сергей Стригин. — Только решение суда может определит ее виновность в преступлении.

Потому, по мнению эксперта, даже политического признания факта преступления со стороны России Польше недостаточно — в 2010 году Госдума РФ приняла постановление, в котором признала расстрел преступлением сталинского режима и возложила ответственность за него на советских руководителей.

Масштабность катынской темы для Польши можно оценить по некоторым цифрам. Сегодня в Польше около 50 тыс. человек профессионально связаны с темой Катынского расстрела. В 2010 году Польша запустила государственную программу «Дубы памяти Катыни», в рамках которой около 22 тыс. дубов — в честь каждого расстрелянного офицера — будет посажено по всей стране.

 

Перепечатано из izvestia.ru  от 13 февраля 2013 г.