Дед Щукарь, паны и дамы.

На модерации Отложенный

«Дамы и господа! Минуточку внимания! Прошу к столу, на выход, сели-встали, трали-вали». Так принято, с некоторых пор, обращаться к взрослой публике, желая быть вежливым и импозантным. Я имею в виду, конечно, «дам и господ», а не «трали-вали». Скопировав, не особо заморачиваясь, эту формулу приличного обращения с «леди и джентльмены», никто не задумался, а туды ли хатка? В смысле, есть ли в этом обращении предполагаемый смысл? Конечно, на первый взгляд, все в порядке, все охвачены и никому не должно быть обидно, да еще дамы культурно пропущены вперед, как в трамвае. Между тем, мне это обращение всякий раз напоминает бессмертное «дорогие гражданы и старушки» шолоховского деда Щукаря. Он так объяснил свою раздлительную формулу недоумевающим хуторянам. Желая исключить из приветствуемых земляков девиц и молодиц, которых он невзлюбил за некую шутку адюльтерного свойства, Щукарь обращается к остальным – почтенным старушкам и ко всем лицам мужескаго пола, не отнесясь к нему так сурово, всеж –таки свой брат, мужик! Конечно, Щукарь не совсем прав, исключая из «гражданов» слабый пол, но, видимо, демократия еще не настолько поразила его мозг, чтобы баб гражданами признавать.

«Дамы и господа» появились у нас как новейшая альтернатива «товарищам», не разделявших, кстати, народ по половому признаку в этом обращении. Товарищами были все и всем во всех вертикалях, горизонталях и этажах общественной конструкции. Но, как известно, гусь ведь свинье не товарищ, а у нас посложнее конфигурация в головах, поплывших у кого от бабла немереного, а у кого от нищеты нежданной-негаданой. Опаньки, а ты уже не хозяин жизни пролетарского разлива, или, там, инженерного пошиба, а голь перекатная, отстой, быдло, ну, и «господин» заодно, а как же!

Для осмысленного въезда в тему слегка окинем взглядом ретроспективку – откуда есть берет начало эта обращалка- «дамы и господа»- к окружающим согражданам. После страшного куска 1917-1991, растоптавшего вдребезги нашу божественную индивидуальность, мы со слезами умиления собираем осколочки той настоящей, истинно правильной общественной механики и атмосферы, чтобы запустить её по новой, на новой основе всеобщего индивидуализма, ранжирования, особости и самости. Так как же было в нашем Отечестве до переломного 17-го года? Господ было навалом, как и окружающих их дам. Они не затруднялись в обращениях, давно выработав и применяя естественные формы взаимообращения, отвечавшие смыслу и логике тогдашней, как мы теперь думаем, правильной жизни. К разнополому обществу обращение было всегда одинаковое –«Господа!» Дамы были включены в число «господ» совершенно естественно, потому, что противоестественно было бы для этих самых дам исключить их из «господ» и выделить в некое «недогосподское» сословие «дам», с вытекающим из этого подтекстом неполноценности в господском положении.

Разжевываю эту элементарную кашу только из недоумения от упорства в бессмысленном копировании «дам и господ» вся и всеми, невзирая на размер культурного отдела в голове. Если же обращавшийся к публике дореволюционный оратор желал разделить в своем обращении публику по полу, то это были «судари» и «сударыни», так как эти особи, понятно, разнополы. Близкие к нам славянские польско-чешские, да и украинские, паны и пани, независимо от общественной формации, использовали и используют обращение «панове», включающее сюда и мужиков, и баб, и даже граждан и старушек.

«Дорогие паны и пани!» они не говорят, «панове» включают всех, как и наши бывшие «господа». Им это в голову не приходит, хотя они и соседи немецким «дамм унд херр» или английским «леди и джентльменам». В отличие от нас, они никогда не прерывали эту традицию, невзирая на зверствовавший у них коммунизм. Конечно, товарищи там у них тоже повсеместно присутствовали, но больше по общественно-партийной линии. Кстати, я не собираюсь здесь рассматривать историю двойных обращений в странах, задающих всяческие тоны, моды и тенденции. Пусть это заботит самих аборигенов и их феминистические органы, нам бы с собой разобраться. Может, у них слов не хватает для обобщенных обращений. Зато они продвинулись в устранении половых различий между «папой» и «мамой», и теперь у них торжествует толерантный «родитель», нумеруемый 1 и 2, а детей с детского сада знакомят с разнообразием половой ориентации. Красота! Флаг им в руки. Вытесняющие их мусульмане уже благодарны им за такой апофеоз либеральной демократии. Это я слегка отвлекся на злободневное, пардон.

Так вот, дорогие дамы, когда вы со счастливым видом внимаете этому пропускающему вас вперед перед господами обращению «Дамы и господа!», имейте четко в виду, что это вас не на пьедестал ставят, а исключают из господ. На свое место, то есть, ставят. У дам из «дам унд херр» этих мест аж три – кухен, кирхен, киндер. Переводить, я думаю, не надо. Сейчас-то, конечно, эта самая «дамм» так пошлет своего «херра», что мама не горюй! А в обращении, тем не менее, она в сторонке. Ну да Бог с ними, как им нравится.

   Так что же мы, будем восстанавливаться по смыслу, или мы уже забетонировали новую форму с чужими корнями и так и будем бубнить: «Дамы и господа! Других не вижу здесь!».

   Сдается мне, все-таки, что натуральные господа остались там, за горизонтом 17-го года.