«Власть невежд» или о том, что значит быть гражданином

 
Забери у подданного-обывателя возможность голосовать, и он этого даже не заметит...

Все без исключения недемократические режимы действуют по одной и той же схеме: сначала они запрещают протестовать, потом говорить о политике и, наконец, думать о ней.

 
 

В современном мире, к сожалению, все еще остается достаточно много стран, где правят тираны, автократы, диктаторы, которые лишают своих подданных не только свободы действия, но и способности к рациональному суждению.

Всякий человек, даже не являющийся специалистом в области политических наук, скажет, что в основе всех недемократических режимов лежит неограниченное насилие над гражданами.

Однако не менее действенным оружием, а может быть даже душой этих режимов является политическое оглупление общества. Ведь непонимающие, ограниченные в своем мировоззрении люди никогда даже не подумают, что они чего-то лишены или чего-то не имеют. Их политическое сознание настолько узко и примитивно, что они будут до смерти доказывать всем, что живут в самой лучшей стране, с самым лучшим правителем и не нуждаются в переменах. Все здравые и рациональные идеи они будут воспринимать как бред сумасшедшего.

Задачей же правящей элиты таких стран становится сохранение и углубление состояния невежества населения, примитивизация политического сознания, ибо тем самым они обеспечивают себе полную поддержку или, по крайней мере, равнодушное безучастие общества в делах государственных. Действительно, зачем участвовать в том, о чем ничего не знаешь и в чем ничего не понимаешь?

Невежественный правитель как часть невежественного общества

Можно сказать, что процесс оглупления населения – это более мягкая (скрытая), но не менее эффективная форма насилия.

В ее случае не нужно физических пыток, террора, расстрела, достаточно «расстрелять разум».

Невежественный человек без всякого сопротивления будет соглашаться с любыми формами неограниченного господства над собой. Ему в голову может даже не прийти и мысли о том, что несправедливой власти необходимо сопротивляться. Он может не понимать, что кто-то господствует над ним, и быть убежденным в том, что это нормальный порядок вещей, да и вообще, не иметь собственной точки зрения по поводу того, что происходит в стране. Ведь именно так обстоит дела с большей частью беларусов.

Стоит сказать, что все без исключения недемократические режимы действуют по одной и той же схеме: сначала они запрещают протестовать, потом говорить о политике и, наконец, думать о ней. Вместе с тем, сама правящая верхушка в странах с недемократическим правлением по уровню политического сознания, элементарных политических знаний, государственной мудрости, независимо от количества дипломов и степеней, мало чем отличается от тех, кем она правит. Это дипломированные невежды – ведь невежественное общество не может породить разумных правителей.

Исходя из этого, политические режимы (и беларусский в том числе), в которых наблюдаются такие процессы оглупления, я бы определил через понятие амасисократия или невеждовластие (Αμαθής в переводе с греческого означает «невежда», «игнорант», «необразованный человек»). Хочу подчеркнуть, что в данном случае под амасисократией подразумевается власть невежд, которая опирается на общественное политическое невежество. В свою очередь, невежество означает политическую необразованность населения, его полное безучастие и равнодушное отношение к политике. Отсюда возникает вопрос: может ли политически не образованный и безучастный человек быть гражданином, и если нет, кто в таком случае является гражданином?

Граждане и бесполезные обыватели

Знаменитый афинский политический деятель Перикл, живший в V веке до нашей эры, говорил: «Человек, не занимающийся общественной деятельностью (политикой), – это не благонамеренный гражданин, а бесполезный обыватель». Отсюда следует, что гражданин – это человек, знающий и понимающий политику, а также занимающийся ею. Беларусское же общество в массе своей состоит из бесполезных обывателей. Отчасти потому, что граждане сами отказались от непосредственного участия в политике как величайшего гражданского права, а частично благодаря деятельности недемократического режима, который продолжает вести войну с оставшимися гражданами с тем, чтобы всех превратить в бесполезных обывателей – подданных.

Для подданных политика – это не соучастие в управлении страной, не дело каждого (res publica – общее дело), подразумевающее личную ответственность за судьбу государства и общества. Политическое существование подданных сводится исключительно к периодическим ритуалам: голосованию, участию в официальных демонстрациях, субботниках и т.д., а также к обслуживанию правящего режима – к манипуляциям и идеологизации, т.е. к ретранслированию невежества в обществе. Все политические права, которыми наделены подданные, совершенно формальны, люди даже не понимают их значимости. Выборы существуют и происходят не потому, что это центральный элемент политического права, а потому, что это нужно власти.

Забери у подданного-обывателя возможность голосовать, и он этого даже не заметит, дай ему эту возможность – не оценит и не поймет.

Поэтому для подданных авторитаризм является естественным политическим укладом.

Они воспринимают политику как сакральный, потусторонний и непонятный мир, в котором живут боги и демоны, следовательно, простому смертному лучше не лезть в эти глубины, так как это грозит несчастьями. Президент или правитель в таком сакрализированном мире превращается в бога, который должен все знать и обо всем беспокоиться и заботиться, спасать своих подданных. Его нельзя злить, раздражать, ему можно только подчиняться, снова и снова участвуя в ритуальных действиях (голосовании) как модернизированной форме жертвоприношения, т.е. охранять его культ. Политическая власть в целом перестает восприниматься как служение общему благу и превращается в безраздельное господство, требующее беспрекословного подчинения. Другими словами, если ты добился власти, ты господин, если же ты ей не обладаешь, ты раб, обязанный служить и подчиняться.

Борьба за демократию как борьба за возможность быть Гражданином

Естественно, Александр Лукашенко, который вырос в похожей подданнической среде, культивировавшей политическое невежество, с самого начала своего правления возомнил себя безграничным властителем, божеством. Поэтому он совместно с теми, кто оберегает его культ, борется не против своих политических оппонентов (так как у божества не может быть равных конкурентов), а против отступников и святотатцев, усомнившихся в сакральности его власти.

Вся беларусская политическая система нацелена на формирование у населения именно такого восприятия власти, чему лучше всего удовлетворяют обыватели-пролетарии и консьюмеристы – люди, погруженные исключительно в житейские проблемы и процессы потребления. Их роль – подчиняться. И даже когда экономическая ситуация ухудшается, поведение подданных особо не меняется, так как выйти из своей привычной роли крайне тяжело, потому что других социальных ролей они никогда не знали и не играли.

Как следствие, в политической культуре и сознании беларусов в отношении к верховному правителю доминируют следующий ментальный штамп: «Если не он, то кто»?

Божество ведь не может быть смертным, ему нет замены и альтернативы. Это естественная позиция подданного, которому не нужны перемены, они ассоциируются у него с концом света, у него также нет желания искать или даже увидеть альтернативу.

Такой подданнической позиции противостоит позиция гражданская «если не я, то кто?». Ведь гражданин сам ответственен за свою судьбу, он вершит свой выбор. Для гражданина политика – это его мир, это его жизнь, в которой он субъект, а не объект. Поэтому он сам и есть альтернатива существующему государственному укладу и правлению. Это значит, что пока в стране есть граждане, имеются и тысячи президентов и парламентариев, которые могут успешно управлять страной, создать условия для развития общества, быть вместо Лукашенко.

Естественно, для гражданина единственным возможным условием существования является демократия, и только при демократии гражданство может быть реализовано во всей своей полноте. И если человек, руководствуясь словами Аристотеля, – «политическое существо (животное)», то гражданин – «существо демократическое». А это в свою очередь означает, что борьба за демократию – это борьба за возможность быть Гражданином. Ведь, демократия – это не власть народа, а власть граждан.

Почему так важно воспитание гражданственности?

Следуя этим рассуждениям, можно сказать, что в Беларуси нет внутреннего гражданского противостояния, но идет борьба между гражданами и обывателями, между политическим здравомыслием и невежеством (амасисократией). Распространенное в Беларуси суждение о том, что «политика – грязное дело», не противоречит процессу «сакрализации» власти, наоборот, убеждает подданных в том, что «нормальному обывателю» не стоит входить в тот, другой, «грязный» мир.

Но этому «нормальному обывателю» следовало бы понять, что политика всегда была и есть суть общественных отношений, она выражение, зеркало того, что есть общество.

И если общество само по себе невежественно, то трудно ожидать, что политика будет другой, особенно если «чистые» и «светлые» головы предпочитают держаться в стороне, соглашаются оставаться политическими невеждами, не думать, не интересоваться политической жизнью.

По этой причине невежество, грязь и ложь стали основой государственного строя нашей страны. Кроме того, как правило (и Беларусь тут один из примеров), безучастные, добрые обыватели, из лучших побуждение находящиеся вне политики, становятся соучастниками политических преступлений. Поэтому убеждение в том, что если не лезешь в политику, то и политика не влезет в твою жизнь, является величайшим – если не преступным – заблуждением.

Политика ежедневно и безжалостно врывается в повседневное бытие обывателей в форме роста цен, низких зарплат, чиновничьего произвола, беззакония, принуждения и многого другого. Все это результат обывательского подхода к политике. И чем дольше беларусы будут пренебрегать своими гражданскими правами, оставаясь «бесполезными обывателями», тем дороже им придется за это платить. Аполитичность дорогого стоит. Отсутствие политической позиции для многих жителей Беларуси давно уже превратилось в неудобную позу.

Фактически, сегодня интеллектуальное демократическое сообщество Беларуси стоит перед серьезным вызовом: как предотвратить дальнейшее скатывание общества в пропасть политического невежества, как сохранить и воспитать гражданственность у беларусов, как сделать их политичными?

Эта задача не менее важна, чем смена режима, ведь его сила – в невежестве обывателей.

Борьба с амасисократией должна заключатся в том, чтобы научить людей думать о политике, интересоваться ею, сформировать у них убежденность в том, что политика такова, какой делают ее они сами, и что Лукашенко – не бог, а такой же обыватель, господствующий над невеждами.

Павел Усов