А. Байков, кандидат ист. наук. Рисунки Балдаева — плод буйной фантазии

На модерации Отложенный



Эти и другие рисунки в период Перестройки неоднократно публиковались в изданиях подобных "Ленинградскому литератору" и "Огоньку" в качестве "документальных" свидетельств о деятельности органов государственной безопасности и преступлениях советской пеницитарной системы в ходе сталинских репрессий . Между тем их автор - скончавшийся в 2005 г. отставной оперуполномоченный МВД Данциг Балдаев, никакого отношения к деятельности ГУЛАГ НКВД в этот период не имел, да и иметь не мог. Ведь, если конечно верить, собственноручно написанной Балдаевым автобиографии, в 1938 г. он еще учился в средней школе "для детей врагов народа":


Сыном "врага народа> стал и я. Отец был арестован по доносу одного голодранца, ухаживавшего за моей матерью до ее замужества.

Нас с младшей сестрой поместили в детские дома. Мне повезло, я попал в детский дом имени Октябрьской революции в селе Икей Тулунского района Иркутской области. В нем находилось 156 детей "врагов народов>. Это были дети командного состава ОДВКА (Отдельной Дальневосточной Красной Армии) и Уральского военного округа, а также дети иркутской интеллигенции. Многие имели дворянское происхождение и совершенно свободно говорили на нескольких европейских языках.

Пионервожатые называли нас "враженята> и требовали говорить только по-русски, объясняя это тем, что иностранные языки вызывают антисоветские мысли.

Они проверяли всю нашу почту. Когда школа неожиданно для всех вышла по успеваемости на первое место, это не понравилось НКВД. К нам приехал "товарищ>, была сделана показательная переэкзаменовка, которую мы, дети "врагов народа>, выдержали с честью. После этого на собрании товарищ из НКВД сказал: "Вы поняли, как враги народа готовили своих детей и сколько они могут принести вреда нашему рабоче-крестьянскому государству. Но в высшие учебные заведения мы их не пустим!>

Все это происходило в 1938 году, когда отца осудили как проповедника русского царизма, потому что в 20-х годах в газетной статье он выступил за открытие русских школ наряду с бурят-монгольскими, за приобщение к русской культуре. Всю свою жизнь отец - ученый, ценимый самыми крупными деятелями науки, - подвижнически собирал сокровища бурят-монгольского фольклора, быта, родословные.



Таким образом, ни допросов в "мрачных подвалах НКВД", ни "ужасов лагерей ГУЛАГа" отставной полковник МВД видеть своими глазами просто не мог. Между тем, в конце 1980-х - начале 1990-х он активно позиционировал себя именно как "живого свидетеля" и в этом качестве, например, был заснят в документальном фильме BBC "ГУЛАГ" (1999 г., фильм удостоен премии Grierson Award). Пройдя по ссылке можно скачать отрывки из фильма в zip-архивах, в том числе и тот, в котором авторы фильма берут интервью у "лагерного вахтера" Балдаева. Кем он только, оказывается, не был.

Еще отрывок из той же автобиографии на сайте "любителей шансона":

Моя мать, Степанида Егоровна Бажичеева-Балдаева, была очень сильной и работящей. И смелостью ее Бог не обидел. Однажды, когда ей было 16 лет, она зимой с обозом в 60-70 саней возвращалась из Иркутска. Крестьяне, русские и бурят-монголы, после продажи сельхозпродукции были при деньгах. Внезапно на них напали с топорами беглые каторжники, совместно с поднадзорными поселянами, и стали отбирать у обозников деньги, одежду и лошадей. Моя мать, услышав шум, схватила двенадцатизарядный винчестер-полуавтомат. На нее кинулись два каторжника с топорами, и она расстреляла их в упор.

А почему, скажем, не картечницу Гатлинга?

Автор - не великий специалист в истории стрелкового оружия, но даже кропотливое исследование всех доступных в бумажном виде и в интернете справочников не смогло дать ответ на вопрос о супероружии под названием "двенадцатизарядный винчестер-полуавтомат".

Кстати в своей автобиографии Балдаев почему-то совершенно не упоминает о своем участии в Великой Отечественной Войне. Между тем, почти на всех мундирных фотографиях мы видим у него на груди гвардейский значок и орден ВОВ. Иных версий биографии Балдаева нам обнаружить не удалось (по крайней мере - в Интернете), но в интервью для питерской "Новой Газеты" корреспондент начинает разговор с ним со слов " - Данциг Сергеевич, вам, как участнику войны, вероятно, дико осознавать, что в XXI век мы, страна, победившая фашизм...". Одним словом, биография "человека-фотоаппарата" Балдаева состоит из сплошных белых пятен.

Достоверно известно лишь, что все "ГУЛАГовские" рисунки Балдаева были выполнены в конце 80-х годов, очевидно, с целью привлечения внимания к собственной персоне на волне модной в то время темы. По крайней мере, об этом прямо говорится в каталоге выставки "Искусство ГУЛАГа - по обе стороны тюремной двери", организованной в декабре 1995 года центром "Мемориал" совместно с Музеем политической истории России [1]. На этой странице, кстати, имеется ключевая фраза, которая исчерпывающе характеризует степень "документальности" картинок Балдаева: "И если говорить о Гулаге как о феномене, как о «вещи для нас», то представленные на выставке рисунки Д.Балдаева вполне адекватно отражают то, чем Гулаг стал для нашего общественного мнения" То есть в общем-то недвусмысленно сказано о том, что эти рисунки отражают не реалии сталинских лагерей, а представление о них, сложившееся в массовом сознании в конце 1980-х гг.



Но это в России. А вот, к примеру, создатели украинского сайта "Музей советской оккупации" до сих пор сохраняют уверенность в том, что "рисунки Балдаева" являются документальными свидетельствами "преступлений сталинского режима". Или они все-таки знают правду, но тщательно стараются привить такую уверенность посетителям сайта?

Сегодня, часть из этих уникальных обличительных зарисовок бывшего офицера НКВД-МВД СССР предлагаются вам для ознакомления, с ранее тщательно скрываемой большевиками компартии от народа, тайнами сталинского ГУЛАГА, или реалиями т.н. советской действительности…Часть этих рисунков была опубликована и за рубежом, но они до сих пор еще малоизвестны. Эти рисунки как бы «кричат» нам из мрачных глубин страшного недавнего прошлого – ЛЮДИ БУДБТЕ БДИТЕЛЬНЫ!, чтобы кошмары сталинских концлагерей, унесших миллионы безвинных жертв и их скотская античеловеческая система, прикрытая слащавыми копрартийными сказками о братстве, равенстве и свободе, больше никогда не повторились! (см. Тайны и преступления НКВД СССР).

(авторское выделение болдом сохранено - прим. ред.)


Несмотря на то, что степень аутентичности "рисунков Балдаева" для специалистов не является секретом - создатели вышедшего недавно на экраны псевдодокументального пропагандистского фильма "The Soviet Story" в очередной раз привлекли их в качестве "источников" вместе с другими многочисленными фальшивками вроде материалов с сайта Мельникоффа ("ГУЛАГ - с фотокамерой по лагерям"), "Соглашения о сотрудничестве между НКВД и Гестапо" и фотографий комиссии Нансена, выдаваемых за фотографии голодомора на Украине. В этом ряду рисунки Балдаева заняли свое законное и вполне "достойное" место.

В околоуголовных кругах и среди любителей шансона Балдаев был известен как крупнейший в России собиратель блатного фольклора и зарисовщик уголовных татуировок. В этом качестве он и прославился за границей - в 1993 г. в Германии вышла его книга "ГУЛАГ: Рисунки", (Baldaev D. GULag: Zeichnungen. Frankfurt am Main, 1993) материалы которой впоследствии многократно воспроизводились всеми, кто занимался тюремным фольклором и изобразительным искусством. В этой области он, по-видимому, был крупнейшим специалистом, благо за годы службы имел возможность сделать огромноен количество зарисовок "с натуры" во время личного осмотра подведомственного контингента.



Рисунки из книги Балдаева, поясняющие значение татурировок на руках заключенных

Большая часть напечатанных на бумаге и размещенных в Интернете каталогов блатных татуировок также основываются на материалах Балдаева.

Что же касается так называемых "лагерных рисунков" то, по-видимому, кроме желания привлечь внимание к собственной персоне на волне интереса к ГУЛАГовской теме, они также отражают определенную степень извращенности сознания их автора и в этом качестве могут служить прекрасным пособием по практической психиатрии, но не по истории.



Отрицать тот факт, что во время т.н. "Большого террора" находились следователи применявшие к арестованным "форсированные методы воздействия " (или, проще говоря, пытки), равно как и то, что существовали представители администрации и охранники исправительно-трудовых лагерей, находившие удовольствие в том, чтобы издеваться над заключенными, безусловно нельзя. Более того, в научный оборот давно уже введена шифротелеграмма И.В. Сталина первым секретарям партийных организаций КПСС на местах от 10.01. 1939 г., в которой недвусмысленно сказано: "ЦК ВКП разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП. ... ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод" Но такие вещи, к сожалению, являются пороком любой судебной и пеницитарной системы, в чем весь мир недавно имел возможность убедиться на примере кадров из Гуантамо и Абу-Грейв. Вопрос - лишь в масштабах применения этих методов и в том, насколько они характерны для всей системы в целом, а не являются плодом извращенной фантиазии тюремного начальства на местах, помноженной на его практически полную безнаказанность.

Отрицать то, что машина массовых репрессий сама по себе могла служить источником для подобного рода преступлений - бессмысленно. Но задача историка заключается в том, чтобы установить истинный облик и масштабы этих преступлений, основываясь на подлинных свидетельствах и документах, а не на фальшивках, порожденных чьей-то буйной фантазией.