Римская добродетель
На модерации
Отложенный
Католики мира осиротели. Папа Бенедикт XVI объявил, что в не силах более исполнять свои многотрудные обязанности и намерен сложить с себя полномочия. "В сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять лодкой Святого Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа", - сказал папа.
Это печальное известие, хотя оно и внушает уважение. Святой Отец поступил достойно и честно. Единственный прецедент в истории Святого Престола - добровольное отречение папы Целестина V в XIII веке - заслужил суровое осуждение Данте, поместившего Целестина даже не в рай, а в лимб вместе с душами язычников. Целестин, по мнению Данте, "от великой доли отрекся в малодушии своем". Так сказано в русском переводе Михаила Лозинского, а в оригинале вместо малодушия стоит viltade – трусость. Поэта понять можно: преемник Целестина Бонифаций VIII включился в политическую борьбу на стороне врагов Данте. Уход папы Бенедикта свершился в совершенно иных обстоятельствах.
Пришло время собирать камни, то есть подводить итоги.
Сегодня неловко и стыдно вспоминать иные комментарии по поводу его восшествия на Святой Престол: кардинала Ратцингера изображали угрюмым догматиком, чуть ли не современным великим инквизитором. На самом деле папа Бенедикт – эмоциональный, отзывчивый, добродушный человек, не чуждый юмора и умеющий ценить благо жизни. С таким папой и вера не в тягость, а в радость.
Каждая его пастырская поездка превращалась в праздник. Он продолжил заложенную Иоанном Павлом II традицию проведения Дней католической молодежи. Энтузиазм молодых католиков веселил его сердце. Вспоминается завет апостола Павла, который неутомимо повторял пастве: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп., 4:4), "Всегда радуйтесь" (1 Фес., 5:16).
Но папа знал: праздник кончается, а проблемы остаются. Он напряженно думал о том, как воссоединить мир, раздробленный враждой, несправедливостью и нравственным релятивизмом. Обращаясь в июне 2008 года к участникам Дня молодежи в Австралии, Бенедикт заклинал свое стадо не обособляться от общества, в котором довелось жить:
Перед лицом несовершенств и разочарований – как в себе самом, так и в общественном устройстве – мы подчас впадаем в искушение искусственно построить некую "идеальную" общину. Это искушение не ново. В истории Церкви было немало попыток обойти человеческие слабости и несовершенства или отмахнуться от них, дабы создать образцовое единство, духовную утопию. Эти попытки создания идеального единства на самом деле его подтачивают!
Но где же найти опору тому, чья растревоженная душа не знает покоя в озлобленном мире? Папа отвечал на вопрошание смятенного духа так:
Возможно ли сквозь раздоры и раздробленность мира различить единодушный голос человечности? От обездоленного ребенка в дарфурском лагере беженцев, мятущегося подростка, обеспокоенного родителя в фешенебельном предместье или, быть может, прямо сейчас из самой глубины вашего собственного сердца исходит один и тот же вопль, взывающий о признании, о причастности, о единстве. Кто утолит это сокровенное человеческое упование – быть частью целого, ощутить сопричастие, найти дорогу к истине? Святой Дух! Его роль - завершить дело Христово. Обогащенные духовными дарами, вы обретете силу, чтобы противопоставить непостоянству разрозненных и тщетных утопий твердость и определенность свидетельства о Христе.
Насколько же эти слова неизмеримо выше, мудрее и честнее изжеванной мякины речей политиков и лжепророков. Поистине нет сегодня в мире никого кроме папы, кто был бы способен и имел моральное право обратиться к многомиллионной аудитории с таким проникновенным отеческим назиданием.
В лице Бенедикта мы узнали папу-меломана, папу, который умеет и любит общаться с животными, папу информационной революции, чей личный девятиязычный аккаунт в Твиттере @pontifex нассчитывает около трех миллионов фолловеров.
На его долю выпали тяжелые испытания, и папа не уклонялся от вызовов.
Папа принес публичные извинения жертвам педофилов в рясах и, отстраняя виновников от служения, напомнил грозную инвективу пророка Иезекииля: "...горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?... Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец..." (Иез., 34: 2-10)
Пытаясь доказать недоказуемое, оппоненты церкви не останавливались перед подлогами и фальсификациями, пользовались нехитрым приемом "неточного перевода", старались поссорить папу то с мусульманами, то с евреями, то с христианами других деноминаций.
Папа терпеливо сносил эти мелкие, но чувствительные пинки и молился за обидчиков, надеясь, что истина рано или поздно все же осенит их. В октябре прошлого года митрополит Иларион (Алфеев), получив аудиенцию у Бенедикта XVI, попытался приписать ему "солидарность" с позицией РПЦ по делу Pussy Riot. Но это неправда. Папа всегда на стороне гонимых и никогда – гонителей. Посетив в декабре прошлого года римскую тюрьму, он напомнил ее узникам слова Иисуса, которые Он скажет на Страшном Суде:
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Мф., 25:34-36)
Бог в жаждущих и страдающих, а не в сытых и довольных.
Святой Престол опустеет 28 февраля. Но уже сейчас римско-католическая церковь вступила в сложный период. Конклаву кардиналов предстоит избрать нового папу. В Ватикане надеются, что это произойдет до Пасхи, которая в этом году празднуется 31 марта. Выборы станут очередным подспудным столкновением "либеральной" и "консервативной" фракций Римской курии. Бенедикт, конечно, предвидел это. За свой понтификат он назначил 67 из 118 кардиналов, имеющих право голоса на конклаве, причем в прошлом году он пополнял консисторию дважды, что уже необычно по ватиканским меркам. В числе фаворитов на этот раз сразу двое африканцев – нигериец Франциск Аринзе и ганиец Питер Тарксон.
На мой взгляд, это отлично. Папа Бенедикт питает особую симпатию к Африке. В ноябре 2011 года, выступая в столице Бенина Котону, он назвал ее континентом надежды. Надежды и для церкви в том числе. Важно и то, что кардинал Аринзе крещен в возрасте 9 лет, его родители - новообращенные язычники. Обращение - это всегда осознанный выбор. Никаких "христиан по рождению" не бывает. В самой возможности избрания такого папы чудится одновременно и возвращение к истокам, и обновление. Как может сочетаться одно с другим? Да очень просто, по слову Павла: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим., 12:2).
И разве не прекрасно, что на этот раз выборы папы не соединены с похоронными церемониями?
Комментарии