О польском империализме

На модерации Отложенный

В 2011 году мы с женой Светланой путешествовали по восточной Европе. Выезжая из Польши  мы завернули на заправку. Молодой поляк заправщик, улыбаясь бодро залил нам в бак бензин, и мы поехали дальше. Заправляясь уже в Беларуси, я с удивлением обнаружил, что на баке нет крышки.  Кто то, из местных сказал: «А , это  нормально, поляк несколько евро заработал».

Мелочь, но как говориться осадочек от знакомства с Польшей остался.

Я почему пишу об этом? Мне кажется, что та «крышечка» ценою в 100 рублей есть символ внешней политики польского государства.

 

«За нашу и вашу свободу!»  

Этот лозунг польских повстанцев впервые прозвучал во время антирусского погрома в Варшаве, в 1795 году, когда  было вырезано более 2000 тысяч человек. Тогда испугавшись реакции, шляхта пыталась привлечь на свою сторону  крестьянство Украины и Белоруссии которое ненавидело эту саму шляхту и впервые прокричала  лозунг ставший потом либеральным брендом.

В действительности вывешивая  его,  польская элита всегда воевала за свои узкокорпоративные интересы, за  вполне фашисткую свою  империю от моря до моря. По этому шляхта проиграла все восстания.

Но лозунг остался.

Поражение польского повстанческого движения, в 1795, 1830 и в 1863 годах привело к появлению  польских легионеров, патриотов Речи Посполитой (по польски Жечи), которые  воевали в составе  армий других стран в надежде совместно с ними очистить Малую и Белую Русь от русских.

Поляки часто обвиняют казаков в душительстве свободы в службе тирании. Это лицемерие чистой воды. Сами польские легионеры под лозунгом «За вашу и нашу свободу!» занимались банальным наёмничеством на службе у  тиранов.

Вот  одни яркий пример – шляхтич Михал Чайковский. Трижды менял веру (католицизм – ислам – православие), легко присягал иностранным монархам. После поражения Ноябрьского восстания 1830 года отправился в Турцию, взял имя Садык-паша и возглавил отряд из бывших польских повстанцев,  и отуреченных славян. Воевал в Румынии, Болгарии, Греции и сербском Косово. Предлагал  султану  захватить  Армению и Грузию.

О какой чести здесь и свободе здесь может идти речь?

Польские легионеры жгли по полной, воевали на стороне Турции на Балканах, давили восставших против Наполеона в Италии, Пруссии и Испании и даже на Гаити, где с помощью поляков Бонопарт пытался вернуть в «стойло» чернокожих рабов.

«Дал нам Бонапарт пример, как надо побеждать» - слова из государственного гимна Польши. Какое уж тут за нашу и вашу..?»

В 1801 году 5 200  польских солдат высадились на Гаити, но  война в горах и джунглях, зверства гаитян по отношению к пленным, а самое главное  лихорадка подорвали  гонор и выкосили легионеров.  В Европу вернулось всего около 300 поляков. Считается, что около 200 поляков, из сочувствия к гаитянам, перешли на сторону последних. На самом деле попав в плен, между мучительной смертью  и новой родиной, они выбрали последнее. И всё же эти 200 - ти почитаются в Польше как герои и борцы за свободу. При этом никого не смущает, что боролись они против главного героя польской истории пана Бонопарта.  

А как же: «За вашу и нашу свободу» ?  Всё просто, с точки зрения многих поляков:  неграм, а заодно украинцам, белорусам, русским свобода не нужна.  Польская шляхта составлявшая примерно 10 % населения страны всегда была пропитана крайним национализмом. Исторические документы говорят, что на Русь шляхта смотрела, как на  добычу.

"Народ гонят плетью, как овец, из домов и церквей православных в костелы и храмы униатские. Ставят висельницы, вкапывают столбы, возгнещают костры, на колья сажают и другие мучительные орудия изобретают" – говорил о поляках белорусский архиепископ Георгий Могилевский.

 

Народ жертва?

Поляки любят навязывать русским чувство вины и представляют себя везде как «народ жертву»

Но давайте бегло просмотрим историю этой жертвы.

Еще на заре польской государственности поляки потоптались в Киеве и Праге,  желая сделать их вассалами польского короля. Старая польская столица Краков  была отжата поляками у чехов. После того, как Русь  обескровила междоусобицами и войнами с монголами. Польша  захватила  территории современной Украины, Беларуси и России.  Крестьяне  этих стран попали под власть польских магнатов и мелкой шляхты.

Шляхта не хотела напрягаться и самостоятельно управлять своими новыми поместьями, по этому она отдавала их в аренду «жидам» – евреям способным заниматься экономикой. В результате крестьяне были вынуждены кормить не только польских панов , но и  их менеджеров вынужденных выдавливать из русских крестьян жизненные соки, отсюда истоки  украинского антисемитизма. Безобидное в общем то слово жид произошедшее от юдишь, стало с тех пор грязным ругательством.

Почти десять веков поляки жили экспансией русских земель. В 1349 году Польша подчинила Галицко-Волынскую Русь. В 1480-м в сговоре с золотоордынским ханом Ахматом, пыталась захватить Новгород и Псков. Не получилось.

В 1596 года для более успешной ассимиляции русских католики подкупив и запугав часть православных иерархов организуют Брестская унию, которая  предусматривала признание православными главенства Римского Папы. На унию в Польше никогда не смотрели иначе, как на переходную ступень к католицизму. Униаты всегда были людьми второго сорта. Православных же в Польше называли – диссидентами и относились к ним хуже чем относились к политическим диссидентам в СССР.

В смутное время с 1604 по 1613 года. Поляки привели в Москву двух Лжедмитриев подряд. Тогда поляки, как и немцы в 1942 году, дошли до Поволжья.

Обвиняя москалей в азиатчине, демонизируя Россию, польские националисты не вспоминают, что во время осады кремля, где они укрылись от войск Минина и Пожарского эти европейцы  добивали своих раненных варили их в котлах  и кушали человеческое мясо.

Во время восстаний против поляков на Украине казаки требовали , что бы евреи:  не были «державцами, откупщиками и закупщиками христиан»,  чтобы митрополит киевский тоже заседал в сенате, что бы в православных городах правили православные чиновники, чтобы иезуиты не имели права основывать своих школ в Киеве, а в других местах рядом с иезуитскими могли существовать и православные школы тоже.

Но извращённые понятия о чести не позволяли шляхтичу сидеть смотреть как на равного на диссидента.

После восстания Богдана Хмельницкого  и воссоединения Украины с Россией Польша потеряла Киев, но продолжала владеть двумя третями захваченной у Киевской Руси территории.

На них польские власти проводили политику, притеснения православной веры, русского языка, традиций, постоянные репрессии  направленные на устранение малейшего проявления непокорства.  Они продолжали заниматься несильной католизацией и полонизацией  населения.

С 1732 по 1743 на территории Польши в унию было обращено 128 православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений. Относительно диссидентов, все было дозволено.

К середине 17 – го века в Белорусской епархии осталось только 130 православных храмов, а 164 храма были превращены в униатские.

 

Почему Польша потеряла свою государственность

По словам эксперта по польской политике Григория Тинского: «… польская шляхта ощущала себя "расой господ", правящей миллионами "культурно-неполноценных" холопов. Однако к концу восемнадцатого столетия силы Речи Посполитой стали иссякать. С этого момента и начинаются те самые исторические обиды, которые дают о себе знать и по сей день».

В 1766 году сейм Польши постановил казнить тех, кто переходил из католичества в другую веру, и принял закон об объявлении «врагом государства каждого, кто осмелится сказать на сейме речь в пользу иноверцев».

Белорусам и украинцам с каждым годом становилось все яснее, что сохранить себя как  народ они смогут только вне Речи Посполитой, при опоре на общерусские религиозно-культурные и государственные ценности.

Это стало импульсом к падению Польской государственности.

По договору о вечном мире  с Польшей от 1686 года  Россия имела право заступаться за православных. Последние просили не раз ее заступничества, и она не раз выступала с заявлениями, но они не имели значения. На коронацию Екатерины Второй приехал  Георгий Могилёвский и в трогательной речи изобразил перед императрицей положение православных в Польше.

Опираясь на поддержку Пруссии, Екатерина  добилась избрания на польский престол своего любовника Станислава-Августа Понятовского, от которого у Екатерины была дочь Анна. 

Настоящим борцом «За нашу и вашу свободу» в Польше была Екатерина Вторая, она добилась того, что польский сейм через год после принятия закона о казни за переход в православие постановил уравнять в правах католиков и диссидентов. Римско-католическая религия   оставалась господствующей, но диссиденты получали право на занятие всех должностей. Им была предоставлена свобода веры, право судиться в смешанной комиссии, а не у католиков в случаях столкновений с последними, право строить церкви и школы, собирать сборы, заседать в сенате и сеймах. Королём, однако, мог быть только католик. Были разрешены межрелигиозные браки.

Это уравнение вызвало всплеск ярости у шляхты в 1768 году, она создаёт конфедерацию в украинском городе Бар за сохранение всех своих древних прав и привилегий. Лидер Барской конфедерации Казимир Пулавский (1745 —  1779) написал в воззвании к восстанию против короля 1768 года интересные вещи, по которым можно судить об отношении поляков того времени к своему восточному соседу.

"Республика подверглась насилию, религия оскорблена; высшая власть страны находится под игом, справедливость стала обманом, права наши попраны ногами…. Но кто же этот тиран, угнетающий нас? Кто этот дерзкий народ, нас презирающий?

Вспомним, что было время, когда этот гнусный народ всегда убегал пред нашими предками; что его цари преклонялись пред нашими королями; что его провинции стали нашими; что они составили посреди лесов и степей новую империю благодаря войнам, которыми мы были тогда заняты. Вспомним, что наши простые  ополчения из крестьян обращали в бегство царя и его войско ….»

Уравнение православных и католиков для шляхты есть оскорбление.  Пулавский сравнивает русских с животными - "стойкими, но послушными, которые, не рассчитывая, ни на какой личный интерес, будут ли они победителями или побеждёнными, повинуются только страху плети и наказанию".

«У нас все равны, все братья... Мы, которых отечество призывает к его освобождению, считаем всё, что берёмся защищать, достоянием общим и личным каждого достоянием».

Да. Братья паразиты  желающие и дальше жить за счет эксплуатации русского быдла. Чем узко корпоративная демократия для своих, лучше диктатуры самодержавия?

Подтекст выступления Пулавского простой : "Мы захватывали их земли и города и это было прекрасно , а теперь они делают с нами то же самое, они животные и  мерзавцы".

На это воззвание отреагировали украинцы, началось восстание под руководством Железняка, сжигая шляхтенские усадьбы.

Начальники русского войска в Польше  Кречетников и Репнин, посмотрели на него как на разбой и помогли шляхте усмирить бунтовщиков. Польские паны расправились с гайдамаками самым жестоким образом.

Что же делают поляки после того как их интересы защитила русская армия, они продолжают ненавидеть Россию и вновь подвергают православное духовенство преследованию.

При этом Екатерина не желала ни какого раздела Польши, в отличии от  Пруссии и Австрии, которые шантажируя  царицу поддержкой Турции в  войне против России добиваются распила Польши. Так в 1772 году в результате не желания шляхты делиться гражданскими правами и провокации Барской конфедерации произошло первое разделение Польши.

Австрии досталась Малопольша с территорией в 83 тыс. км2, а Пруссии —  36 тыс. км2 Великопольши. Россия получила наиболее обширные территории польской Ливонии и части Белоруссии площадью 92 тыс. км2 и собственно поляков на этих  территориях было абсолютное меньшинство.

3 мая 1791 года польский сейм принимает конституцию, её противники создают Тарговицкую конфедерацию и призывают Россию ввести войска в Польшу. Екатерина  напуганная перспективой распространение французской революции на Польшу и далее везде, посылает на помощь торговицким  войска. К лету 1792 года русская армия контролирует уже всю территорию Речи Посполитой. В декабре того же года Петербург согласился на очередное предложение Пруссии о новом разделе Польши. Пруссии досталось  58 тыс. км2 с крупными городами Гданьском, Торунем, Познанью. Россия  увеличила свои владения на 250 тыс. км2, присоединив восточную Беларуссию и Правобережную Украину.

В ответ в Польше вспыхнуло восстание во главе с Тадеушом  Костюшко. Понятовский отрёкся от престола. Австрия, Пруссия и Россия ввели войска и  Польское государство исчезло. Костюшко попал в плен, но его благородно отпустили.

Польшу разделили в третий раз: Австрия получила еще 47 тыс. км2 с городом Люблином, Пруссия — 48 тыс. км2 с Варшавой, а Россия — 120 тыс. км2, включая Волынь, Западную  Белоруссию, Литву и Курляндию.

Востание в Варшаве было внезапным и хорошо подготовленным. Было совершенно одновременное нападение на всех русских проживавших в городе. Вот как о нём пишет

Фадей  Булгарин в книге «Воспоминания»: «Русские, пробиваясь штыками чрез толпы мятежников, должны были выступить из Варшавы. По отступающим русским стреляли из окон и с крыш домов, бросали на них бревна и все, что может причинить вред, и из 8000 русских погибло 2200 человек..».

Для наведения порядка царица направляет в Польшу Суворова. Его гренадёры берут штурмом укрепления предместий Варшавы обороняемые превосходящими силами противника.  Бои были крайне жестокими. Вот как со слов  участника  генерала фон Клугена описывает их тот же Булгарин:  "Тут началась резня. Дрались штыками, прикладами, саблями, кинжалами, ножами - даже грызлись! Лишь только мы взлезли на окопы, бывшие против нас поляки, дав залп из ружей, бросились в наши ряды. Один польский дюжий монах, весь облитый кровью, схватил в охапку капитана моего батальона, и вырвал у него зубами часть щеки. Я успел в пору свалить

монаха, вонзив ему в бок шпагу по эфес."

В ярости гренадёры стали убивать не только повстанцев, но и всех , кто попадался на их пути.  Суворов  сжигает плавучий мост через Вислу,  что бы не дать своим озлобленным солдатам ворваться по нему в Варшаву, где было много гражданского населения.  На следующий день Варшава испугавшись сдалась.

Помимо немецких аппетитов, главным фактором разделов Польши стал польский империализм -  деспотическая  политика польской шляхты веками провоцировавшая русское национальное движение под религиозным знаменем. В результате этих разделов Россия вернула те земли которыми владела ещё  Киевская Русь.  А заодно захватила и саму Польшу.

В результате  до трёх с половиной миллионов человек добровольно вышло из униатства и  вернулись в православие. На мемориальной медали, выбитой в честь ликвидации Брестской унии, отчеканили слова: «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)».

 

Широта русской души

Разгромив Наполеона начинавшего как революционера и закончившего карьеру как Император. Александр Первый сочувствуя полякам объявил  о восстановлении Царства Польского и даже собственноручно отредактировал новую польскую конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединенную с Российской империей».

Царство Польское получило довольно широкую автономию. Сейм остался как законодательный орган. Исполнительной властью стал Король. Его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Все королевские распоряжения  должны были скрепляться подписью министра, который нёс ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях  заключаться противного конституции и законам.

Польский язык объявлялся языком: администрации, суда и войска,  все должности должны были заниматься только  поляками. Римско-католическая религия, должна была быть предметом особого попечения правительства. Гарантировалась свобода печати и свобода личности.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления во всей Российской империи.

Разве могли мечтать сами русские, жившие в Польше на положении холопов о такой конституции?

Однако полякам, воевавшим на стороне Наполеона, милостивое дарование победителем  практической независимости было мало. У них своё представление о чести. Польская элита мечтала  – восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. И именно под этим лозунгом проходили восстания 1830 и 1861-1863 годов. То есть это были восстания не освободительные, а реваншисткие.  Шляхта мечтала вернуть себе оккупированные, когда ею  земли. Настаивала на том, что граница Польши с Россией должна  проходить по линии Псков-Смоленск-Киев и по Днепру.

Надо понимать, что свобода для гонористого польского шляхтича, это: «Делаю, что хочу».

 

Польская неблагодарность.

Польша оставалась в составе Российской империи  до Февральской революции 1917 года, когда состоялась сначала фактическая независимость Польши, а затем после капитуляции Германии и подписании 11 ноября 1918 года Компьенского мира власть в Польше была  официально передана Юзефу Пилсудскому, создателю Польских Легионов, воевавших на стороне Германии.

Основной целью  Пилсудского было восстановление Польши в исторических границах Речи Посполитой 1772 года, с установлением контроля над Литвой, Белоруссией и Украиной (включая Донбасс). В конце февраля 1919 года польские войска перешли Неман и началась  советско – польская война 1919—1921 годов.

Полякам вновь удалось оккупировать часть Беларуссии, Украины и Литвы.

Интересно, что после поражения Германии в Первой мировой войне Варшава потребовала,  не освобождения народов германских колоний, а передачу их десятой части себе.

С 1938 года после Мюнхинского заговора и раздела Чехословакии, за счет которого поживилась и Польша. Там с большим воодушевлением отмечались «Дни колоний», на улицах  вывешивали  плакаты с  лозунгом: «Желаем колоний для Польши!».

В общем, поляки  не тянут на «народ жертву» каким они хотят себя представить.

Следуя заповеди из католического  катехизиса изданного в 1866году : «Помни, что Россия - твой первый враг, а православный есть еретик , и потому не совестись лицемерить и уверять, что они твои братья, что ты против русских ничего не имеешь...».

Накануне второй мировой войны в Польше был взят курс на окончательное искоренение православия. Об этом в популярном польском еженедельнике «Пшегленд» пишет Павел Борецкий.

В частности, по его данным, к 1938 году православие было второй по величине конфессией в Польше: в стране насчитывалось примерно 3.8 млн. православных — главным образом, украинцев и белорусов. Активное наступление на православие началось с 1936 года. Власти стали принудительно закрывать православные храмы . После того, как армия «зачищала» очередную территорию, на ней проводились торжественные мероприятия по массовому «добровольному» переходу населения в католицизм. На торжествах обязательно присутствовали армейские подразделения.

Многие годы с запада раздаются стоны о тяжком гнёте  советской оккупации. Есть даже подлецы, которые, сравнивают с гитлеровской оккупацией. Забывая, что нынешняя независимость Польши целиком результат победы СССР в войне с Германией.

Освобождение Польши от нацизма  оплачено гибелью 541 029  советских солдат.

То, что эгоистичный шляхтенский гонор до сих пор определяет внешнюю политику Польши, по отношению к России говорит простой факт:  с  бывшим главным противником – Германией у России  хорошие  отношения. А вот с  Польшей – нет.

Распрощавшись с иллюзией вернуться в границы 1772 года, польская политика выродилась в бесконечную мелкую месть, за утраченное было величие.  Польша пытается везде , где только можно навязывать России вину и стащить у неё «крышечку от бензобака».

Однако даёт надежду, что в мае 2001 года Папа Римский Иоанн-Павел II поляк по происхождению во время своего визита в греческую столицу Афины принес извинения за все вековое зло, доставленное католичеством православным всего мира.  Хороший был человек.