Николай Кондратенко. Новая роль.

На модерации Отложенный

        В октябре 2012 года в период выборной кампании в Законодательное собрание края на трассе Краснодар – Новороссийск красовался бигборд партии «Единая Россия». На нем был изображен Николай Кондратенко и начертан лозунг: «За Кубань, за Путина, за Россию». Сегодня Кондратенко идентифицирует себя с путинской властью, а было время, когда он выступал с резкой критикой реформаторской деятельности правительства Ельцина – Гайдара. Называл их реформы «людоедскими».

       Очевидно, Кондратенко забыл, что Путин получил власть из рук Ельцина и что позиция Путина относительно реформ Ельцина и Гайдара противоположна той, что была у Кондратенко, когда он возглавлял движение «Отечество». Так, давая оценку деяниям Ельцина, Путин заявил: «Он дал нам свободу». На что писатель Солженицын при личной встрече с Путиным заметил, что свободу слова и свободу передвижения дал нам не Ельцин, а Горбачев. Больше он ничего не сказал в адрес Ельцина, тем самым дав понять, что относится к нему отрицательно. 

      Вопрос оценки реформ Ельцина и Гайдара далеко не праздный. Он дает ключ к пониманию нравственного облика и самого президента Путина, и нашего российского общества в целом. Определив деяния Ельцина и Гайдара как положительные, Путин, по сути, сломал традиционное представление народа о добре и зле. Ведь по Путину получается, что потеря более 60% экономического потенциала России и превышение смертности над рождаемостью ничего не стоят по сравнению с тем, что мы получили так называемую свободу, которую по зековской терминологии следует называть беспределом.

      Идентифицируя себя с Путиным, Кондратенко отрекается и от своей прежней нравственной позиции, от своих товарищей, с которыми отстаивал в 90-е годы идеалы справедливости. Вероятно режим, созданный Путиным, стал воплощением его мечты о справедливом государстве, в котором чиновники исполняют роль демиургов. Потому и агитировал за них. Говорил, что только они знают как надо управлять. А кроме них никто не знает.

     А то, что чиновники путем проведения грабительской приватизации разрушили социально-экономическую и нравственную основу нашего общества, он, почему-то, избирателям не говорил.

Забыл, наверное, что знаменитые залоговые аукционы проходили под руководством правительства России, которое возглавлял Черномырдин. И что именно приватизация создала условия для процветания коррупции, разрушила надежды нашего народа на лучшую жизнь.

      Когда слушаешь речи Кондратенко, то, естественно, возникает вопрос. А был ли он искренен, когда призывал народ к борьбе против «людоедских реформ» Ельцина – Гайдара? Или основным мотивом его политического лидерства было стремление достичь власти и личного материального благополучия? 

      Думаю, что был искренен. Но в изменившейся политической ситуации, когда губернатор Ткачев, которого он привел к власти, вступил в партию «Единая Россия» и начал изгонять из органов власти людей, выдвинутых общественным движением «Отечество», решил отступить. Сработал инстинкт самосохранения. Кондратенко прогнулся под тяжестью чиновничьих привилегий и материальных благ. Сменил роль героя на роль «кушать подано».

      Но был ли у него другой выход? Мог ли он повести себя иначе в той ситуации? Думаю, что мог. Например, выйти из состава руководства «Отечества», заявив об этом публично. Это способствовало бы сохранению его лица и оправдывало бы его дальнейшие действия. 

      Но он этого не сделал, очевидно, потому, что власть поставила перед ним задачу выключения из политики влиятельного народно-патриотического объединения, каковым тогда являлось движение «Отечество». От Кондратенко требовалось только одно – ничего не делать, чтобы не мешать Ткачеву осуществлять на территории края свои авторитарные принципы управления. И Кондратенко с этой задачей успешно справился.