О ходе чисток за январь -- начало февраля

На модерации Отложенный



Итак, арест вице-премьера правительства Волгоградской области Павла Крупнова задал тренд недоверия со стороны центральной власти к главам регионов. Главы Дагестана Магомедсалам Магомедов и Магаданской области Николай Дудов отправлены в отставку (в случае Магомедова, правда -- с зачислением в замглавы АП), за ними вот-вот могут последовать главы Забайкальского и Хабаровского краев Равиль Гениатулин и Вячеслав Шпорт. По мнению аналитиков «Коммерсанта», кресло зашаталось и под губернатором Владимирской области Николаем Виноградовым, и под губернатором Кировской области Никитой Белых, и под губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем, где на Первом хлебокомбинате в принадлежащем его отцу агрохолдинге «Макфа» прошли обыски.

(Кстати -- о печальном.Тем временем губернатор Волгоградской области Сергей Боженов, чей рейтинг из-за «дела Крупнова» пострадал первым, после визита Владимира Путина продемонстрировал, что у нас в стране по-прежнему действует ручное управление государством. Потребовалось недвусмысленное заявление президента, чтобы в сфере ЖКХ в спешном порядке стали наводить порядок. В частности, заявлено снижение тарифов на 40-70%, но соль в том, что уже более полугода по данным Контрольно-счетной палаты они были завышены не менее, чем на 40%, а за содержание общедомового имущества жильцы вообще платили дважды. Ни возмущение граждан, ни бойкот части депутатов, ни голодовка одного из них не изменили ситуацию. Впрочем, даже приезд главы государства решил проблему лишь частично – снижение тарифов заявлено с февраля, а значит, деньги за истекшие полгода запросто могут так и пропасть).

Мы продолжаем. Однокурсник В.Путина и по совместительству экс-глава управления Росимущества по Москве Анатолий Шестерюк убыл с судебного заседания по своему делу, не дожидаясь его завершения, но не на свободу, а в больницу с сердечным приступом. Неудивительно, учитывая масштаб инкриминируемого ущерба в 10 миллиардов.

«Головной процесс» бывшего губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, который уже дошел до суда, тем временем слегка притормаживается усилиями его адвокатов, но безуспешно. Ходатайство о рассмотрении дела коллегией присяжных было отклонено, адвокаты ответили на это обжалованием. Дудке грозит до 10 лет лишения свободы и те самые кратные штрафы, прецедент применения которых затаив дыхание ждет все юридическое сообщество. В случае экс-губернатора умножать будут впечатляющую сумму в 40 миллионов рублей.

Дело «Оборонсервиса» продлится еще минимум до середины апреля, до 10 числа был оставлен под стражей Максим Закутайло, руководивший окружным материальным складом Московского округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Его жена Екатерина Сметанова на днях была отпущена под подписку о невыезде, после чего ей тут же была предоставлена государственная защита по её собственной просьбе, поскольку «На свободе они везде меня достанут».

Выяснилось, что свои показания Сметанова, «интеллигентная, воспитанная на духовных ориентирах русской классической литературы», решила дать только после того, как «присущее ей обостренное чувство справедливости» из-за длительного пребывания в СИЗО и ареста мужа возобладало над «моральными принципами и стремлением вывести подругу из-под удара». Подруга – это еще одна фигурантка дела, экс-начальник Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, чей комфортный домашний арест в 13-комнатной квартире со штатом прислуги и стал решающим поводом для обострения чувства справедливости Сметановой.

Теперь Сметанова будет проходить по делу как получивший защиту свидетель и за махинации ответит в «особом порядке», а Васильевой её показания уже грозят сроком. Тем не менее, на бывшего министра Сердюкова у Сметановой ничего не нашлось – по долгу службы они не пересекались. Впрочем, теперь и у других фигурантов моральные принципы могут пошатнуться, а чувство справедливости обостриться, так что мы продолжаем следить за процессом.
Новые дела

А теперь -- новинки прошедших недель. Первый заместитель руководителя департамента лесного хозяйства Кубани попался, как в кино – с четырьмя миллионами взятки в багажнике, куда их только что переложил подкупавший его бизнесмен. Дело уже передано в суд.

В Белгороде бывший начальник управления ЖКХ и ТЭК даже успел попасть под сокращение и отправился было управлять ТСЖ, но тут ему припомнили выведение из городских фондов квартиры, в которую он вселил «мертвую душу».

В итоге заведено два уголовных дела.

Санкт-Петербург активно догоняет Москву – после громкого «трубного дела» о хищениях средств, выделенных на тепло- и водоснабжение города, там опять идут обыски в сфере ЖКХ. На сей раз арестованы сразу четверо госслужащих администрации Приморского района, в том числе заместитель руководителя и начальник отдела благоустройства. Причем обыски прошли по всей управе, начиная с кабинета её главы. По версии следствия, преступная группа потратила более 174 миллионов рублей на работы по ликвидации свалок, которые не были произведены.

Дело уже получило хлесткое название «мусорное», а на горизонте уже маячит следующее, «транспортное». На сей раз претензии возникли к бывшему главе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борису Мурашову, и тут Петербург явно собрался обойти Москву по объему выявленных нарушений. Бывший глава финансового комитета Дмитрий Буренин, назначенный на должность Мурашова, с ходу заявил, что в городе не введено в эксплуатацию объектов более чем на 50 миллиардов рублей, хотя деньги на них были переведены. Это уже эквивалент пяти «дел Шестерюка», и суммы названы беспрецедентные. В настоящий момент Буренин «не исключил» обращение в полицию с целью расследовать судьбу миллиардов, так что неизвестно, насколько задержится в Госстрое ушедший туда на повышение Мурашов.

А вот глава ФМС Чувашии подошел к вопросу ЖКХ более творчески – его задержали по обвинению в получении взятки… канализацией. Следователи подозревают, что он закрыл глаза на нарушения в коммерческой фирме в обмен на работы стоимостью более 11 миллионов рублей по установке системы канализации на своем участке. В данном случае приходится пользоваться «денежным эквивалентом», поскольку подозреваемый, явно знакомый с творчеством Гоголя, предпочитал брать «борзыми щенками». В частности, его подозревают в присвоении двух служебных автомобилей, а еще ему инкриминируется содержание на своем участке нелегального рабочего из Таджикистана, которого он скрывал за счет служебного положения.

Москва на этот фейрверк отвечает пока вяло – подозрением в получении всего 10 миллионов уже бывшим руководителем ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения». Впрочем, следствие переквалифицировало это дело в «пособничество в покушении на коммерческий подкуп» со статьи «мошенничество», да и самого Владимира Ермолаева отпустили под залог в 3 миллиона. Он не признал себя виновным и заявил, что к нему лишь обратились с просьбой «посоветовать, проконсультировать».

Зато это дело имеет чисто научное значение – стал проступать размер отката, который так любят вычислять все эксперты. После «дела Крупнова» это уже второй случай, когда фигурирует сумма в 10%.

Впрочем, отбросим теорию. Следственные органы ударились в практическую науку – задержан глава Высшей аттестационной комиссии Минобразования Феликс Шамхалов. Это никак не связано с аттестационным скандалом в ВАК, причина совершенно прозаическая – нежелание возвращать Внешэкономбанку кредит на постройку жилого комплекса, который тот выдал принадлежащей Шамхалову строительной компании "Заречье-2". По данным МВД, Шамхалову инкриминируется мошенничество в размере 350 миллионов рублей, а следователи уже обратились в суд с просьбой избрать меру пресечения в виде заключения под стражу.
Лучшая инициатива недели

В целом чистки по-прежнему грешат отсутствием массовости -- которое, впрочем, может быть объяснено как избирательностью, так и аккуратностью правосудия.

Мы же хотим похвалить Министерство труда. Самая позитивная новость недели – это поправки к закону о госслужбе, предложенные сотрудниками этого министерства. Если они будут приняты, это прекратит одну из наиболее одиозных практик среди чиновников – «увольнение с повышением» для проштрафившихся коллег. До настоящего времени увольнение для госслужащего было поводом для зачисления в кадровый резерв «для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе». Многие помнят, как именно это происходило. Теперь же за дисциплинарное взыскание чиновника можно будет просто уволить с потерей стажа и повышенной пенсии. Проще говоря, способа временно успокоить общество и сохранить «своего человечка» больше не будет.