НАУКА СПРАВЕДЛИВОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
На модерации
Отложенный
НАУКА СПРАВЕДЛИВОСТИ
теория и практика
…………………………………………………………………
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон
Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон
Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон
Существуют два первоначала справедливости:
никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон
Когда справедливость исчезнет,
то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.Кант И.
………………………………………………………………….
АННОТАЦИЯ. Знаменитые Мудрецы всех времен и народов учат – 1) несправедливый человек – немудрый, нечестный, бессовестный, неблагонамеренный и неблагодетельный, порочный человек, 2) справедливость – важнейшая основа теории и практики жизнедеятельсти, которая гарантирует устойчивое и ускоренное развитие человека и общества.
Современные горе-доморощенные горе-мудрецы утверждают обратное – справедливость это – иллюзорное, бессмысленное, абстрактное и полностью условное понятие, которое в реальной жизни и бесполезно и даже очень вредно.
ВВЕДЕНИЕ
Справедливость на элементарных практических примерах. Однажды вам сосед занял 100 рублей и крепко выручил вас. Потом соседу тоже потребовалось занять у вас 100 рублей и он пришел к вам. Если вы помните добро и займете соседу 100 рублей, то это будет справедливо. В противном случае это будет очень несправедливо.
Это интуитивно понятно даже малолетним детям, без всяких теорий и объяснений.
Любой ребенок автоматически на добро отвечает добром – он поступает справедливо. Так автоматически поступают даже животные. Справедливое поведение заложено на генетическом уровне – это как совесть человека – основа жизни и выживания.
Справедливость – главная составная часть совести, честности, благонамеренности и благодетельности, мудрости. Несправедливый человек автоматически бессовестный и нечестный, немудрый и хитроумный, неблагонамеренный и неблагодетельный – нравственный инвалид.
В сложных задачах жизни не всегда удается находить оптимальные и справедливые решения. Если человек имеет громадный материальный соблазн поступить плохо – криминально, нечестно, несправедливо – то, как показывает реальная практика, люди идут на это. Несправедливость – одна из форм практических проступков и преступлений, состоящая в нарушении социального равновесия.
Проблема с правильным пониманием и применением понятия справедливости появилась и резко обострилась в результате полит-манипуляций. Любой современный политик-комбинатор знает, что слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ очень украшает речь и автоматически делает говорящего как бы сторонником и борцом за справедливость – без всякого труда и усилия и даже при наличии абсолютно несправедливых деяний.
Другая причина путаницы – понятие Абсолютной Справедливости, которое, аналогично Абсолютной Истине – представляет очень большой общетеоретический интерес, существенно отличается от земной справедливости, в принципе недоступна в полном объеме людям. Реально людям дана, как максимум, только практически абсолютная истина, которая верна в рамках реальной жизни реальных людей.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
«Золотое правило» этики и справедливости – «поступай так, как хочешь, чтобы с тобой с поступали» - это золотое правило социального равновесия записано во всех книгах этики и мудрости (формулировки не всегда одинаковы, но смысл тот же). Больше ничего и не нужно для очень успешного решения всех этико-практических задач жизни и процветания людей и общества.
Этот принцип имеет очень глубокий научно-практический смысл – системно-информационный, социально-кибернетический.
Научно-практический простой смысл справедливости – социальное равновесие и оптимальность в поступках и делах – это великий Закон Жизни и Природы. В каждой ситуации свои – равновесие и оптимальность – для их нахождения в сложных задачах нужно очень много знать и уметь.
Имеется очень много научно-практический теорий и решений важных задач, которые основаны на подобных или аналогичных принципах равновесия и оптимальности.
Самых знаменитых правителей, которые могли принимать мудрые справедливые решения, называли так – мудрый или справедливый (почти синонимы) – этого титула удостоились немногие.
НАУЧНЫЙ ПРИМЕР. Теория игр – точная наука, которая применяется во всех сферах жизнедеятельности – от обычных детских игр до экономики. Знаменитый афоризм - «Вся наша жизнь игра и люди в ней актеры» - подтверждает великую роль игр. В этой ТЕОРИИ ИГР приходится рассматривать возможные правила игры и решения, выбирать максимально справедливые правила игры и решения, применять полученные результаты на практике. Разработан мощный научно-практический аппарат поиска таких максимально справедливых и оптимальных решений. На эту тему написано очень много книг и статей.
Задача о справедливых ценах – знаменитая экономическая задача из экономической теории игр – поставлена еще в древние времена и решена научно-практическими методами.
ПРИНЦИП ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Другой великий общий научно-практический «принцип золотой середины» рекомендует – «избегай крайностей», они, как правило, неоптимальны и часто губительны. На бытовом упрощенном языке это же говорят так – не кидайся, не ударяйся в крайности – они не полезны.
При рассмотрении различных возможных решений задач жизнедеятельности, оптимальное решение по этому принципу находится «посередине» всей области возможных решений, не на краю этой области. Здесь тоже идея равновесия действующих на человека факторов является центральной: при соблюдении равновесия мы получаем оптимальное решение (идеальное, самое лучшее), при нарушении равновесия – чрезмерном увлечении одним из действующих факторов (например, наркотиком) – мы оказывается в неполезной крайности (на дне жизни).
ПРИМЕРЫ. Все задачи реальной жизни, связанные с оптимальным выбором некоторого количества – употребления еды или спиртного, выполнения умственной или физической работы, допускаемого хитроумия или лени или жадности или азарта… – эффективно решаются именно этим принципом.
Этот принцип помогает найти оптимальное – в частности, максимально справедливое решение – в задачах жизнедеятельности. Можно привести тысячи успешно решенных задач по схеме этого принципа.
ТРУДНАЯ ЗАДАЧА НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Характерная ситуация и трудная задача – жертвуя справедливостью, можно получить соблазнительную большую выгоду, но потерять репутацию справедливого честного человека. Возникает сложная научная и жизненная задача: в какой мере можно пожертвовать справедливостью? Здесь на помощь приходят оба рассмотренных принципа.
Оба рассмотренных принципа взаимно и эффективно дополняют друг друга, позволяют решать очень трудные задачи науки и жизни.
Главные очень сильные Враги Справедливости – жадность, азарт, фикс-мании (все они – формы наркомании или фикс-идей), которые вынуждают хитроумно жертвовать Справедливостью ради несправедливого, но очень соблазнительного временного КАЙФА.
Специалисты-психологи утверждают – все наркоманы являются морально и физически деградированными личностями, которые очень часто и сильно нарушают справедливость.
Друзья Справедливости – честность, правда, истина, благонамеренность, мудрость, умеренность, здравый смысл, здоровый образ жизни.
Существенное уточнение – выражения «справедливый, несправедливый» в применении к конкретным людям и обществам являются весьма упрощенными выражениями и содержат известную ошибку, которая состоит в следующем – реальные люди и общества практически не бывают абсолютно справедливыми или абсолютно несправедливыми, в реальности справедливость и несправедливость всегда присутствуют в некоторой пропорции. Если доминирует справедливость, то упрощенно говорят «это справедливо», в противном случае говорят «это несправедливо».
Обоснование этого общеизвестного факта дается и известной научной моделью человека от знаменитого писателя Л.Н. Толстого – «в человеке есть все» - и справедливость и несправедливость.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЗ СЛОВАРЕЙ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – строгое уважение прав вообще. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов.
Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
Другие источники определений.
http://terme.ru/dictionary/878/word/spravedlivost
Высказывания и афоризмы о справедливости
Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.Цицерон
(СМЫСЛ – справедливость является важнейшей частью мудрости.)
Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе. Голсуорси Д. (СМЫСЛ – справедливость является важнейшим и устойчивым основанием и стержнем эффективного общества.)
Справедливость — истина в действии. Дизраэли Б. (СМЫСЛ – справедливость это мощный научно-практический инструмент.)
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. Смит А.
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью. Конфуций
Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать. Лессинг
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр
Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость. Цицерон
Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось. Хэзлитт У.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон
Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом. Вольтер
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили. Руссо Ж.
Когда справедливость исчезнет,
то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.Кант И.
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Лихтенберг Г.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием;
часто она состоит именно в бездействии. Марк Аврелий
Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон
Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Гюго В.
Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц. Спенсер Г.
Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, —
это по-настоящему справедливый человек. Купер Ф.
Хотя всякая добродетель нас к себе влечет,
однако всего более это делают справедливость и щедрость.Цицерон
Желание абсолютной справедливости для всех людей — мечта очень благородная, но это только мечта. Из плохой глины доброго горшка не получится, вот так же и с человеческим обществом, — ну, могут ли такие скверные животные, как человек, создать идеальное общество? Олдингтон Р.
Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных;
но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. Аристотель
Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. Цицерон
Справедливость не может быть отдельна от полезности. Цицерон
Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Вовенарг
Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон
Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон
Кто не совершает несправедливости — почтенен, но боле чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон
Существуют два первоначала справедливости:
никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон
Комментарии
**************************************************
Речь шла только о ЧЕЛОВЕКЕ и ОБЩЕСТВЕ - о социальной проблематике - не о Природе вообще.
Пример - к вам пришел сосед посоветоваться, сколько водки можно пить?? - ИЛИ каждый день по литру ИЛИ вообще ни капли никогда в рот не брать - что вы ему посоветуете ?? УМЕРЕННОСТЬ, без крайностей, т.е. золотую середину !!
А может вы ему скажете, что никакой УМЕРЕННОСТИ нет в природе??
уж не говоря о том, что автор после Цицерона и Платона проспал летаргическим всю историю Человечества..
справедливость-понятие для человека условное, т.к. не заложено в нем изначально, тут автор просто врет.
у животных этого по определению быть не может.
а в детях это чувство еще нужно воспитывать долго и упорно,
а вот заложен в человеке шкурный интерес- и он как правило доминирует изначально, преодолеть его можно лишь повышая самосознание, и далеко не чтением подобных цитат, а постоянным сободным выбором..
и выбор этот будет адекватным тому обществу, в котором человек живет-это называется формирование субъективной реальности..
в несправедливом обществе, не может быть выбора в пользу справедливости,.
и для того, чтобы общество таки повышало свой уровень самосознания и тянулось к гармонии равновесия и справедливости, для этого существовали всегда посредники, между тем, что нужно распределять и самим обществом..и не важно плохое это или хорошее..
и как показала история развития человечества, самым плохим посредником мог выступать только человек, в силу не только соей слабости,а потому что ему уже некому было посредничать
1. ЕСЛИ вы к ребенку или котенку относитесь ХОРОШО, то и они платят той же монетой. И наоборот. ЭТО и есть простейший пример СПРАВЕДЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Что конкретно можете возразить ??
ЧТО здесь условного??
КТО из нормальных людей на добро НЕСПРАВЕДЛИВО отвечает злом??
2. По вашей горе-теории все люди изначально абсолютные подонки-шкурники и никакой совести и доброты в них нет - и это все хорошее надо с нуля создавать по вашей методе.
ЭТО хуже бреда...
3. Моих выдумок-придумок в статье нет совсем - мной изложено-пересказано мнение крупных ученых и знатоков.
ЕСЛИ вы что-то знаете лучше - напишите ясно и аргументировано.
всего доброго!
Право как принадлежность человека.
Право как личная свобода.
Свобода как территория справедливости.
Справедливость как безнасилие.
(Обман как моральное насилие.)
Безнасилие как нравственная норма.
Нравственность как внутренний закон человека.
Без нравственности нет справедливости.
Без справедливости нет права.
Без права нет демократии.
Без демократии нет справедливого общества.
Очень толково и просто изложено.