Почему же так страшна Анархия? И страшна ли она?

На модерации Отложенный

Современный человек живёт, зачарованный удивительной логикой. Конечно же, существующее общество ужасно устрое- но, полиция — нам страшнее преступников  (не только в России!), телевидение —  нагло  врёт,  начальники —  нас  обижают,  системы образования и здравоохранения - основаны на неравенстве, коррупции и взятках, все политики — обманщики, экологическая катастрофа вселенского масштаба -  на носу,  однако, пытаться радикально изменить  это  общество —  безумие:  это же  воцарится  настоящая анархия.  Так думают (с любезной подачи властей) не одни только глупые обыватели. Ещё на заре Нового Времени, в середине XVII века  философ  Томас  Гоббс,  напуганный  событиями  Великой  Английской  Революции,  сформулировал  жёсткую  дилемму  (между двумя полюсами которой обречено с тех пор метаться несчастное человечество): или  беспощадный,  бесконтрольный,  бесчеловечный монстр — Левиафан Государственной Бюрократии, отнимающий у личности свободу в обмен на довольно эфемерную и условную безопасность, или — всеобщая конкурентная борьба всех против всех на уничтожение, логика буржуазного рынка, доведённая до конца. Между тем, достаточно очевидно как то, что наш мир всё время существенно меняется — если не с нашим сознательным и активным участием в этих переменах, то с нашей страдательно-пассивной ролью, - так и то,  что вера в незыблемость, безальтернативность и оптимальность  status  qvo  выгодна  именно  власть  имущим:  правителям,  чиновникам,  генералам,  банкирам,  гебистам,  капиталистам. Эта вера лежит в основе всех идеологий, транслируемых «свыше» подданным Государства: телезрителям и читателям, избирателям и налогоплательщикам — при помощи армии учёных, писателей, журналистов, режиссёров, юристов, всевозможных экспертов и прочих официозных бойцов идеологического фронта. Они настолько привыкли  отождествлять  себя  с  властью,  которую  обслуживают  (при всех дозволяемых идейных оттенках), что сама возможность её крушения для них страшнее вселенского Апокалипсиса.    Однако, как всем известно, государство, частная собственность, бюрократия,  индустриально-технологическая мегамашина,  репрессивная психиатрия,  тюрьма, армия, парламент, идеология, партии, государственная  школа,  моногамная  семья,  массовая  культура, церковная  иерархия  и  прочие  замечательные  и  взаимосвязанные атрибуты  современной «цивилизации»  существовали не  то что не всегда — а довольно-таки ничтожную часть человеческой истории на небольших участках суши, откуда лишь недавно и постепенно, как раковые метастазы распространились по планете. (Этот процесс почему-то называется сегодня «глобализацией» и отождествляется с прогрессом). Многие века люди на всех континентах жили совсем иначе — без налогов и идеологий, без патриотизма и товарного производства, без  законов и политтехнологов, без  генералов и бирж, без полицейских и депутатов, без систем иерархии, централизации, представительства, монополизированного посредничества в вопро- сах общественных интересов, без угнетения и эксплуатации. (Ах да, это же отсталые дикари в прошлом и неблагонадёжные маргиналы в настоящем, зачем их принимать в расчёт нам, сидящим на вершине всемирной исторической лестницы?  - услужливо подсказывает нам воспитанный школой и телевизором внутренний голос). Только чудовищная фальсификация и стерилизация истории, замалчивание вопиющих  преступлений  и  бесчисленных  альтернатив  «столбовой дороге прогресса» позволяют представить существующий и господствующий ныне (да и то, к счастью, не везде и не во всём) порядок вещей,  как  наилучший,  оправданный  и  единственно  возможный.

Достаточно  посмотреть  на  нашу  хвалёную  цивилизацию  прямо  и непредвзято (как, например, сделал Лев Толстой), чтобы понять ей цену и с отвращением отшатнуться в поисках иных, упущенных или возможных путей. На  самом  деле,  во  все  века,  по  мере  укрепления  системы  организованного насилия, человеческого разобщения и узаконенной несправедливости, именуемой государством  (со всеми его милыми признаками и спутниками), люди — чаще спонтанно и неосознанно, реже — осмысленно и теоретически продуманно — сопротивлялись ему  и  строили  свою жизнь  иначе:  на  началах  солидарности,  коо- перации, координации, равноправия и диалога. Греческий полис и исландский тинг, «большие дома» ирокезов и коммуны толстовцев, датская  Христиания  и  кибуцы  Израиля,  средневековая  крестьянская община и рабочее движение конца XIX — начала ХХ веков, союзы  ранних  христиан  и  бразильское  движение  безземельных сквоттеров, махновское повстанчество и современные автономисты — примеры более или менее последовательных и более или менее успешных  либертарных  альтернатив  государственно-классовому обществу, разрывающему связи между людьми, культивирующему в них конкуренцию, потребительство, пассивность и склонность к подчинению и господству (а потом цинично декларирующему, что, мол,  «так  было  всегда  и  иначе  быть  не  может;  люди —  скоты  и нуждаются в вечной опеке»). И даже в нашем, казалось бы, наглухо забетонированном и разделённом тысячами искусственных перегородок, полумёртвом обществе,  (прошедшем через ад Гулага и кол- лективизации, а вдогонку ещё через ад приватизации) живая травка спонтанности  и  чувство  человеческой  солидарности  пробиваются сквозь асфальт законничества, ксенофобии, сексизма и атомизации. Питер Гелдерлоос (вместе со своими друзьями и помощниками, которым  отдельное  спасибо!)  взял  на  себя  чрезвычайно  нужный, благодарный и  благородный  труд:  собрать по  всем  эпохам и  концам света крупицы живого анархического опыта в прошлом и настоящем и предъявить их читателю — не как музейные экспонаты, красивую сказку былых времён или высокую мечту, а как воплощённую утопию свободного общества, раскрепощённой личности и либертарной культуры. Попутно ему пришлось развенчивать самые распространённые  и  дремуче-пещерные  мифы  об  «анархии»,  бытующие и  тиражируемые  сегодня. Анархия в  этой книге предстаёт не как страна   молочных рек с кисельными берегами и не как мир уголовного беспредела мрачных злодеев, а как вполне осуществимая (и уже осуществлённая, осуществляемая там и сям) модель общественного  устройства,  моральных  принципов,  человеческих взаимоотношений — со своими сложностями, несовершенствами и непредсказуемостями, лишь подчёркивающими «сбыточность» этой вечной мечты о более свободном, справедливом и человечном обществе. В этом обществе без тюрем, боссов, войн, голодных и ментов люди, наконец, смогут целиком посвятить себя подлинно человеческим —  вечным  вопросам  и  занятиям  (творчеству  и  созерцанию, мучительному постижению и разрешению вопросов любви, свободы, смерти).

Книгу "Анархия работает" (автор Питер Гелдерлоос) можно скачать в инете.