Потешное переименование

На модерации Отложенный

ыыКомментарий Евгения Киселёва в рамках программы ГАНАПОЛЬСКОЕ. ИТОГИ БЕЗ ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА

Из всех историй последнего времени меня больше всего потрясла неприятным, удручающим образом, история со временным переименованием Волгограда в Сталинград – на 6 дней в году, по праздникам и памятным дням, связанным с историей Второй мировой войны. И снова, разумеется, «в связи с многочисленными просьбами ветеранов». Так и хочется воскликнуть – ну, сколько же можно прикрываться несчастными стариками? Сколько их осталось, ветеранов? Сегодня даже тем, кому в победном мае было 18, далеко за 80. Неужели они все неугомонные сталинисты, которые спят и видят, как бы Волгоград в Сталинград обратно переименовать.

Я убежден, что это решение не имеет никакого отношения ни к исторической памяти, ни к ветеранам, ни к уважительному отношению к отечественной истории, ни к прочим позорным соображениям. Никому не приходит в голову называть Сталинградскую битву Волгоградской, как никому не приходит в голову называть блокаду Ленинграда блокадой Петербурга.

Нынешнее потешное переименование - это жирная кость, брошенная сталинистам всех мастей, но не только. Как ни вспомнить, что в начале первого срока своего президентства Путин вернул стране сталинский гимн. В этой связи мне показался очень точным анекдот последних дней: Путина спрашивают - Владимир Владимирович, можно мы вас будем по праздникам называть Иосиф Виссарионович?

История стара, как мир – правители России, стремясь укрепить свою легитимность, много раз пытались подчеркнуть ее прошлое, прислониться к популярности своих предков и предшественников, представить себя продолжателями их славных дел – от Павла Первого, поставившего перед Михайловским замком в Петербурге памятник Петру с надписью на постаменте «Прадеду – правнук», до героя обороны Малой Земли.

Брежнева, в маршальском облачении с высшим полководческим орденом Победы на груди.

Но я никак не могу понять, сколько можно эксплуатировать самое темное, мерзкое, бесчеловечное и мракобесное течение, которое только есть у нас на родине – сталинизм. Как можно снимать, с одной стороны, показывать на главном госканале сериалы вроде «Жизнь и судьба», «В круге первом», переносить в Москву останки Деникина. Ильина, Ивана Шмелева – кстати, в случае со Шмелевым ничуть не смущаясь тем, что покойный писатель принадлежал к той, немалой, между прочим, части русской эмиграции, которая была готова принять гибель большевизма и сталинизма от чьей угодно руки – пусть даже руки Гитлера.

Организовывать президенту поездку на подмосковный Бутовский полигон, чтобы почтить память десятков тысяч расстрелянных там, в годы сталинского террора, а с другой стороны, переименовывать Волгоград в Сталинград. Они никак не могут закрыть Мавзолей, убрать памятники Ленину с центральных улиц и площадей - список бесконечный.

Я все время удивляюсь тому – как может страна, где почти в каждой семье кто-то попал под каток репрессий, после 20 съезда, после «Архипелага ГУЛАГ», после множества других произведений литературы, кино, театра, которые, казалось бы, окончательно должны были поставить точку и знак равенства между фамилиями Сталин и Гитлер, происходить то, что мы продолжаем наблюдать уже многие годы - и, к сожалению, видели и на этой неделе, с этим позорным переименованием.