Синагоге в Чечне быть!

В начале нынешнего года в основание первой в Чечне синагоги уже положен краеугольный камень. Это знаменательное событие произошло в городе Грозном на центральной площади рядом с главной мечетью "Сердце Чечни" и православным храмом Архангела Михаила. Через 2 -3 года на этом месте должна вознестись синагога, которая будет построена в восточном, мавританском стиле и должна будет походить на большую хоральную синагогу в Санкт-Петербурге. По сообщениям СМИ спонсором строительства выступил руководитель группы АСТ чеченец Тельман Исмаилов. Именно он в присутствии представителей Российского еврейского конгресса , иудейского духовенства Иерусалима, среди которых были ,по слухам и хасиды, израильской футбольной команды "Бейсар" и осуществил закладку вышеупомянутого камня в знак серьезности своих намерений. Инициатива чеченского коммерсанта получила всяческое одобрение местной администрации. Со слов пресс-секретарь главы Чечни Алви Каримова стало известно, что Рамазан Кадыров приветствовал это начинание.

Связано это, очевидно, с тем что в 2007 г. во время визита в Чечню председателя Конгресса еврейских общин и организаций России Зиновия Когана последний в ходе переговоров непосредственно с главой Чеченской республики добился от него согласия на восстановления существовавшей в центре Грозного ашкеназской синагоги, здание которой было разрушено в ходе 1-й чеченской войны. Правда, к началу боевых действий в указанном здании уже не было синагоги, а находилась музыкальная школа, что по большому счету было равнозначно, т.к. ее в основном посещали еврейские дети и их родители.

Для чего это нужно было Когану, наверно, Когану и было известно.

Главный раввин России Адольф Шаевич выразил недоумение относительно того, кто будет посещать эту синагогу,  т.к. в настоящее время в Чечне трудно найти евреев (можно сказать днем с огнем не сыскать), несмотря на то, что до начала военных компаний там проживало их немало. Из чего он сделал вывод, что "новая синагога нужна Чечне скорее для туристов и бизнесменов, с которыми власти республики собираются поддерживать отношения". В связи с вышесказанным Адольф Шаевич предположил, что в случае завершения строительства синагоги, в нее будут направляться раввины из других регионов России для несения вахтовой службы (по аналогии с нефтянниками Самотлора и Нижневартовска).

Но гораздо оптимистичнее на ситуацию смотрит главный раввин Санкт-Петербурга Раши Рабаев. Главную проблему он видит не в том, что для кого и для чего строится синагога, а в том чтобы наиболее оптимально и гармонично вписать ее здание в архитектуру города.

Как только эта проблема будет решена, в республику, по мысли рабби из Северной Пальмиры, вернуться евреи. Они заселят все близлежащие к синагоге кварталы. Вслед за ними появятся Хасиды, которые создадут в Грозном иудейские культурные центры духовного наследия прошлых веков, а за ними потянутся последователи движения "Хабад" из Нью-Йорка. И в конечном итоге будет решена проблема библиотеки Шнеерсона, т.к. всем станет ясно, что лучшим местом для нее может быть только синагога в г. Грозном, куда она и будет передана. А дальше - вперед на встречу иудаизации всего северо-кавказского региона. И чеченцем-иудеем никого уже удивить будет невозможно.