В музей А.Дюрера.

Музей Альбрехта Дюрера. 

Находясь  в Нюрнберге, пройти  мимо  музея Альбрехта Дюрера  просто невозможно.Изначально в Нюрнберге меня интересовал именно этот объект.Картины Дюрера для меня каким-то совершенно странным образом просто "впечатывались " в подсознание,не желая при этом даже пытаться что-то понять.Как  будто матрица- так надо (? )

Сегодня  Нюрнберг город ,который  очаровывает с первого взгляда  туристов,  романтиков , ценителей средневековой европейской культуры  и вообще всех  приезжающих для знакомства  с ним.


 

 

 

 

 

Практически по всему периметру старого  города  проходит серьезная крепостная стена, с многочисленными башнями, и военными сооружениями (все как полагается ров, бойницы, район красных фонарей и прочее). 

Удивительно, но утром народу не много.Можно сказать даже пустынно. Многочисленные кирхи звоном колоколов приглашали прихожан на службу.


И вообще,он очень не  спешный, тихий и приятный- этот Нюрнберг,который ассоциируется  в нашем сознании   со  страшным процессом  над  людьми,  совершившими  варварские злодеяния  в годы войны  41-45гг.








Музей  располагается на одноименной улице, названной именем этого величайшего живописца . Неподалеку находится Нюрнбергский замок и  – крепостная башня при воротах Тиргэртнертор. Ниже  располагается  площадь Дюрера – Дюрерплатц . На этой площади  находится  памятник Альбрехту Дюреру, который примечателен тем, что это был практически первый памятник  в Германии, посвященный некоронованной особе.

Ворота Тиргэртнертор и башня "Grün N". Очень  толстые  стены..

 

 

Напротив Дома Дюрера  расположился Дом Пилата .Название  многозначительное, но  в средние века здесь располагалась мастерская рыцарских доспехов.

 В 1509 году Дюрер за 275 гульденов приобрел это здание, о чем даже сохранился письменный документ-договор. Вместе с художником и его женой Агнес в этот дом переселились многочисленные ученики, подмастерья, слуги. Дюрер прожил здесь до смерти в 1528 году в общей сложности всего двадцать лет, но именно в этом доме были созданы многие известные гравюры и картины художника.

В музее  восстановлена типичная обстановка дома патриция 16 века: кухня, кабинет, гостиная. В комнатах развешаны копии работ мастера, во время специальных выставок здесь можно увидеть и оригиналы. 
.

Сейчас два первых этажа четырехэтажного здания дома Дюрера выполнены из кирпича, а два верхних выполнены в стиле фахверк – диагональные балки из хвойных пород дерева придают зданию характерный для средневековых построек вид. 

После окончания  войны, старинный Нюрнберг лежал в руинах, многие исторические здания были почти полностью разрушены. Но  дом-музей Альбрехта Дюрера (удивительно ) совершенно загадочным образом не пострадал. Для посетителей он вновь открылся уже в 1949 году, намного раньше, чем главные церкви и ратуши города.  Здесь  можно прикоснуться к гравюрному прессу, на котором были изготовлены первые листы «Апокалипсиса». 
В этой комнате Дюрер работал до самых последних дней.
 Здесь   все довольно реалистично : таинственно скрипит лестница, низкие дверные проемы дают представление о не слишком высоком росте средневековых немцев, сквозь решетки окна пробиваются солнечные лучи, а в мастерской, кажется, слышен запах краски.

Нюрнберг вообще  оставляет о себе яркое впечатление  как о городе  довоенной истинной  Германии. 
Немного истории.
 Альбрехт Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге, в семье ювелира. Альбрехт был третьим ребенком в семье, и традиционно ему дали имя отца. Предки Альбрехта переехали в Германию из Венгрии. Они приняли фамилию, которая является калькой с венгерской фамилии Айтоши: венгерское «ajtos», как и немецкое «tür» означает в переводе «дверь».
 Альбрехт  обучался в ювелирной мастерской отца, но рано выказал страсть и способности к рисованию. Его детский автопортрет, написанный серебряным карандашом выявил  талант к живописи. Отец мальчика не стал идти наперекор очевидному таланту , и отдал его на обучение  художественному ремеслу   нидерландской и вестфальской живописи. В течении трех лет  с 1486 по 1489 годы, Альбрехт обучался в огромной мастерской Вольгемута. Но  наступил момент, когда учитель понял, что ему  нечего больше передать  ученику ,и он  напутствовал его отправиться в поездку по Германии для расширения кругозора.

На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер    с чертополохом  в правой руке, воспринимавшимся как символ   страстей   Христовых. Надпись в верхней части картины справа от указания года 1493 звучит следующим образом:
My sach die gat
als es oben schtat и переводится как: мои дела определяются сверху. Этим самым Дюрер выражает свою преданность Богу. На момент  написания этого Дюреру  было 22 года. 
В 1490 году Альбрехт  направился к землям Верхнего Рейна,  Базелю и Страсбургу. В странствиях Дюрер создает еще один автопортрет, теперь уже написанный маслом на пергаменте (1493, сейчас в Лувре).
В мае 1494 года Дюрер вернулся в Нюрнберг, в июле там же женился ,(по настоянию отца, создав себе выгодную партию )на  дочери  механика и аристократки  Агнес Фрей. Это  был брак не по любви, которым он тяготился всю жизнь. Детей  в этом браке  не было.


В 1495 году Альбрехт Дюрер отправляется в путешествие в Италию.  Для дальнейшего творческого развития ему необходимо было прикоснуться к передовому итальянскому искусству, переживавшему Высокое Возрождение. В этот визит Дюрер посетил Венецию, Мантую и Падую. Большое влияние на художника оказало творчество патриархов венецианской школы. 
  Дюрер в ноябре 1495 года возвращается в Нюрнберг и открывает собственную мастерскую. Тогда же появился «фирменный знак» живописца – знаменитая монограмма «AD».
Следующие десять лет, под воздействием полученного итальянского опыта, с учетом знаний, переданных ему учителем, но на основе собственного самобытного таланта, формируется неповторимый стиль Дюрера.  Автопортрет 1498 г.

Он продолжает изучение анатомии, пропорций и перспективы,  и  получает общеевропейскую известность.

Можно сказать- ранние работы.

   

Крыло  сизоворонки

Заяц.

 

Кусок дерна.

. Портрет  молодой женщины  с заплетенными  волосами. Знаменитый автопортрет.1500г.  

Алтарь Паумгартнера.
Алтарь Паумгартнера, общий вид. Св. Георгий (Стефан Паумгартнер), центральная часть: Рождество, правая створка внутри: св. Евстахий (Лукас Паумгартнер).  Портреты  двух братьев из семьи Паумгартнер. В образах святых воинов представлены люди той эпохи, мужественные и сильные, без малейшего намека на благочестивость. Лишь наличие определенных атрибутов дает представление о том, что это изображения святых.  

 

Алтарь  Ябуха.



Алтарь Иова. В барабанщике  он изобразил себя.   Алтарь Якова.

Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал "Апокалипсис". Это  было отважное решение! Даже форма издания была необычной. Современники привыкли к религиозным книгам с гравюрами-иллюстрациями, которые покупали ради текста, иллюстрации играли в них скромную роль. Дюрер задумал абсолютно новое: 15 гравюр с короткими цитатами на оборотах, объединенных в одно целое - Альбом иллюстраций. !"Апокалипсис" - самая таинственная, самая темная, самая запутанная часть "Нового завета".

Даже Мартин Лютер - доктор богословия  - признавался, что плохо понимает ее. Дюрер воздвиг на листах своего "Апокалипсиса" каменные города и взрастил могучие деревья, привел толпы людей, заставил течь реки, шуметь леса, шелестеть травы, корабли качаться на волнах, а лебедей медленно скользить по воде. А в небеса над этим прекрасным миром он поместил видения - то загадочные и грозные, то остающиеся в горных высотах, то летящие на землю. 


Четыре всадника.
 Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. — начала 2-го десятилетия 16 в 
«Поклонение волхвов» (ок. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов.
В июле 1505 года Дюрер вновь собирается в Италию.К этому времени он был состоявшимся и удачливым мастером.Финансовое состояние его было благополучно.В Нюрнберге множество влиятельных людей уважали и ценили художника. 
Он был в Венеции и Болонье, посещал Рим и Флоренцию. Работая в Венеции, за два года он создал прекрасные  работы, среди которых особенно выделяются «Портрет молодой венецианки» и «Праздник четок» . Не смотря  на то, что  он привык и полюбил Венецию,  пришло время возвращаться домой. Портрет молодой венецианки.
Праздник  четок.

«Праздник четок» (точнее — «Праздник венков из роз») — одна из самых больших  и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера  .Близка итальянскому искусству. В начале 16 века Нюрнберг был одним из крупнейших и важнейших городов Священной Римской империи.  Спрос на  произведения искусства здесь всегда был высок.  В это же время  по эскизам  он исполняет  заказ на  надгробия для фамильной усыпальницы , создает  одно из своих лучших произведений религиозной тематики – грандиозный   алтарь Ландауэра  или Праздник всех святых.
В картинах на религиозную тему  проявляется  огромный  интерес художника к  душевному  состоянию  человека.  Всё пространство являет собой сферу, образованную святыми вокруг центральной группы Отца, Сына и святого Духа. 


В 1512 году работами Дюрера заинтересовался сам император Максимилиан I. Вскоре мастер получил статус придворного художника,  а в 1515 году – пожизненное денежное содержание. Портрет его покровителя Максимилиана I, написанный в 1519 году ), является одним из лучших мировых образцов портретной живописи .  Портрет Максимилиана.
В 1513-1514 годах Дюрер создал несколько гравюр. До сих пор искусствоведы спорят о смысле, который художник вложил в эти работы. Многие считают их вершиной творчества великого мастера. В первую очередь, речь идет об удивительной  гравюре на меди «Меланхолия I»  
 Меланхолия.

«Бодрствуй, иначе впадешь в леность и забвение... Памятуй, что ты должен  выполнить  миссию,  которую  Провидение  назначило  тебе. Когда  наступит  время,  оно  откроет  тебе  глаза  и  направит  по нужному  пути. Будь  всегда  к  этому  готов... Внимательно  прислушивайся, и ты услышишь, когда прозвучит призыв!..»


В  задумчивости  сидит  женщина. Её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над?) окружающего мира. События, жизнь проходят без её участия. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь. (так её называют искусствоведы ). 

Среди других гравюр этого периода следует отметить «Рыцарь, смерть и дьявол» 

 В 1520 – 1521 годах он побывал в другой колыбели рененсанса- Нидерландах, длительное время проживая в  Антверпене. Именно эдесь  была написана лучшая работа позднего Дюрера – «Святой Иероним» . В Нидерландах, во время путешествия по прибрежным районам, художник, вероятно, заразился малярией, от приступов которой страдал всю оставшуюся жизнь. Святой Иероним  Хольушуэр


В июле 1521 года Дюрер возвращается в Нюрнберг и   продолжил и рисовать, отдавая предпочтение портретам. Среди самых знаменитых работ, созданных Дюрером в последние годы жизни в Нюрнберге, «Четыре апостола»
 «Портрет Якоба Муффеля»  

 «Мадонна с грушей»  
Мария с младенцем.

Мария с гвоздикой. Портрет  молодого человека.

Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела. Он  рисует  обнаженные мужские и женские фигуры  суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе.  . После поездки в Венецию художник  создал картины, близкие по своим изобразительным приемам к классическим итальянским образцам. Особенно характерны в этом смысле мадридские «Адам и Ева». Из этих образов исчезла всякая угловатость и нервность обычных дюреровских фигур. Это идеальные изображения прекрасных человеческих созданий, построенные по принципам классического канона, говорящие о высшей человеческой красоте, основанной на гармонии телесного и духовного начала. Жесты их отличаются сдержанностью и изяществом, выражение лиц — мечтательностью. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции ,выполненный для одной из венецианских церквей. Автопортрет Автопортрет из  алтаря Хеллера, 1509 года. Художник представляет зрителю свое произведение..  


.  

Императоры Карл  и Сигизмунд

 Бегство  Лота  с дочерьми.   Мария  с младенцем  и Анной. Эссе хомо (Се человек).

 Семь печалей Девы.  Портрет  женщины.

6 апреля 1528 года Дюрер умирает в Нюрнберге от последствий малярии, которую он подхватил во время путешествия по Нидерландам. Дюрер был одним из самых богатых людей в Нюрнберге, и оставил  наследство в 7 тысяч гульденов. Великий немецкий художник был похоронен на кладбище Йоханисфридхоф, однако в 1550 году его останки были утрачены, когда кладбище было полностью перекопано.Созданный им образ человека глубоко отличен от итальянского идеала, идеала Леонардо да Винчи и Рафаэля. Дюрер был немецким художником, и творчество его глубоко национально. Он любил людей своей родины, и созданный им обобщенный идеал воспроизводил облик того человека, которого он видел около себя, — сурового, мятежного, исполненного внутренней силы и сомнений, волевой энергии и мрачного раздумья, чуждого спокойствию и ясной гармонии.Не смотря на величайшие старания и упорную работу, он не достиг в своих образах гармонического идеала красоты героев да Винчи. 
Немногие художники Европы были равно почитаемы при жизни и после смерти. Дюрер – один из редких примеров. Его ценили и уважали не только в Германии, где он по праву считался отцом современного немецкого искусства, но и в Италии.. Недолюбливавший иностранцев Джорджо Вазари,( первый историк искусств), назвал «Меланхолию I» произведением, которое «поражает весь мир», а Великий герцог Флоренции Козимо I при создании галереи величайших живописцев (1560), включил в нее одного единственного иностранца – Альбрехта Дюрера. 

Жители Нюрнберга гордятся  своим  земляком  и  стараются  напоминать  об этом факте всем гостям города.  Отдельно хочется сказать о уникальном и неповторимом Нюрнберге.Прекрасный город ,отображающий старую Германию. Понимаю,что много новодела,  но  он очень хорошо вписался во  вновь  воссозданную  панораму  города.