Тов. Сталин и пластмассовые яблоки

На модерации Отложенный

Такое вот попалось сообщение:

«Активисты партии "Яблоко" будут препятствовать проведению приуроченной к 70-летию разгрома фашистов под Сталинградом акции "Автобус Победы", в рамках которой на улицах российских городов появятся транспортные средства с портретами Иосифа Сталина. В частности, глава партии Сергей Митрохин заявил, что, как и прежде, его соратники намерены замазывать изображения генералиссимуса краской. "Сталин примазался к победе. Войны вообще могло бы не быть, если бы не его идиотская политика и дружба с Гитлером, из-за которой он проморгал нападение на Советский Союз", - пояснил он.»

На первый взгляд кажется: что за чушь! Взрослые и почти пожилые люди будут что-то мазать краской. Вот так и представила: зрелых лет и неспортивной комплекции мужчина одышливо пробирается свозь грязноватый сугроб к автобусу и давай фигачить из болончика по сталинскому портрету. Глупо, верно? Уж мазать – так экскрементами, вроде как это делала приснопамятная группа «Война», вырастившая в своих рядах знаменитых на весь мир богохульниц.

Но нельзя полагаться на первый взгляд. А вот на второй взгляд всё становится на свои места и предстаёт вполне разумным, осмысленным и целесообразным. Это акция политико-пропагандистской взаимопомощи – независимо от того, как себе представляют дело сами участники. Даже если они друг друга в глаза не видели и сроду об этом не думали, это - взаимная рекламная поддержка. Так иногда компании, не являющиеся конкурентами, размещают другдружкину рекламу на своих носителях, экономя средства и взаимно усиливаясь. Тут точно такая же история.

Что сегодня самое ценное? Что самое важное для успеха – хоть человека, хоть компании? Главное – сила бренда. А что такое сильный бренд? Это бренд узнаваемый, известный, популярный. Кто нынче будет вникать, что ты такое производишь, говоришь, пишешь, предлагаешь? Ни у кого нет ни времени, ни сил во всём этом разбираться: информационный вал идёт стеной, новости льются водопадом, товары возникают ежесекундно. Поэтому единственный критерий ценности, истинности и полезности сегодня – это известность. Засвеченность. Не важно, какая известность, хорошая ли, плохая – годится любая. Потому что сегодня сказать десять глупостей – лучше, чем одну умную вещь. А сказавший тысячу глупостей – автоматически становится экспертом по данному вопросу. Возмущаться и протестовать бесполезно: это объективный закон перенасыщенного рынка и сверхплотного информационного потока. И операторы рынка (а все мы операторы, поскольку выносим свой товарец на рынок) действуют в соответствии с этим объективным законом. Иногда сознательно, чаще – интуитивно.

«Яблоко» - полностью бессодержательное, пустое образование, не интересное никому, даже самим себе – старается примазаться к сильному бренду – к образу тов. Сталина, и таким образом слегка реанимироваться. Ход коммерчески правильный? На мой взгляд, да! Образ Сталина – сильный бренд. При этом он становится всё сильнее – народ всё больше любит «отца народов»; недаром в рейтинге «имя России» он был едва не на первом, а может, и прямо-таки на первом месте. Почему так – об этом чуть позже, сейчас – о «Яблоке». Как примазаться к бренду? Ну, известно как: надо начинать на него наскакивать. Для этого уже накатаны известные колеи: можно бороться с пережитками сталинизма в сознании людей, можно отрицать роль Сталина в войне, можно утверждать, что Сталин и Гитлер – одно и то же, можно оседлать тему Гулага – словом, даже и придумывать ничего не надо, всё разработано и обкатано. Почему, чтобы примазаться, эффективнее ругать и наскакивать, а не, к примеру, хвалить и превозносить? Ответ содержится в бессмертной басне «Слон и Моська»: так заметнее; наскакивая, ты словно встаёшь на одну доску с борцом недоступной тебе весовой категории. Привлекательна для публики и атмосфера ссоры, скандала, нарушающего благостный ход юбилейных торжеств. Чтобы пропиариться и напомнить о себе – хорошая придумка. За это даже не страшно провести ночку в «обезьяннике», оно и для пиара полезно.

Кстати, Митрохин проговорился: он сказал, что Сталин ПРИМАЗАЛСЯ к Победе. Известно: мы видим в других то, что есть в нас самих. Сталину ни к чему примазываться не требовалось, а вот современным политикам…

Правда, оживить «Яблоко» эта акция не сможет: в нём нет сока, нет жизни, это пластмассовый муляж, вроде тех фруктов, что кладут на столы продавцы кухонных гарнитуров. В партии нет (и, скорее всего, не было) никакой идеи, ничего творческого, настоящего, не пластмассового. Ничего идущего от жизни, от народа и его истинных потребностей; они никого не представляют и ничего не выражают, кроме самих себя. Собственно, это общее свойство всех наших партий – бессодержательность, пустота - то, что Щедрин хорошо назвал когда-то «пустоутробием».

Но содержание не приобретается с помощью пиар-акций, его можно только услышать в гуле времени, разглядеть в народе, уловить в жизни страны. Этого нет, да на это никто и не замахивается.

Полезна ли инициатива яблочников бренду Сталина? Однозначно – да. Этот сильнейший бренд ещё укрепится. Во-первых, к акции со «сталинобусами» будет привлечено внимание, это однозначно. А внимание – это уже дело, за привлечение внимания – деньги платят, а тут – даром. Во-вторых, у адептов сталинизма и поклонников личности тов. Сталина возникнет импульс защитить своего кумира от нападок врагов, а это, безусловно, сплачивает и укрепляет. Яблочники, при всей невнятной расплывчатости их образа, вполне сойдут за ненавистных народу «либерастов». И то сказать: раз нападают на Сталина – значит, «либерасты».

Образ Сталина столь силён в народе отчасти по причине своей полулегальности. Он не запрещён, но и официально не рекомендован. Объяви сейчас Путин Сталина государственным героем №1, заставь учить его биографию в школе, вели повесить портреты в присутственных местах – и очарование образа наполовину испарится. Не до конца испарится, но бренду будет нанесён значительный урон. Разумеется, никто этого не сделает в настоящий момент, так что бренд Сталина будет продолжать укрепляться.

Что такое Сталин для народного сознания?

Символ. Чего? Победы и величия русского народа. Достижения. 

Русскому народу сегодня позарез нужно верить, что он чего-то стОит, что-то может. Что как ни ничтожно наше положение сегодня - мы сможем подняться.

А положение у нас вполне сравнимо с военным: четверть территории потеряли, промышленность - в руинах, население ежегодно уменьшается. Бомбёжек нет, но пейзаж во многих местах - как после бомбёжки. Тов. Сталину когда-то удалось переломить ситуацию - и дойти до Берлина. Вот народ и призывает нового Сталина - чтобы переломить сегодняшнюю ситуацию. Тогда, впрочем, было легче: там хоть было понятно, кто свой, а кто враг. Сегодня всё не так очевидно...



Смысл второй - практико-политический.

История, конечно, никогда не повторяется дословно. А недословно - повторяется. Когда-то Сталин, прилично знавший историю, считал, что главным мотивом русской истории была борьба царя с боярами. Как вы думаете, сегодняшние бояре добровольно отдадут наворованное? Может, они сообщат корректному следователю, свято блюдущему УПК, номера своих счетов за границей? Значит, хочешь-не хочешь нужен Сталин. И, страшно выговорить, 37-й год. Вот в таком смысле многие люди призывают Сталина.

Есть и третий смысл. Народный.

Сталин - народный царь. Отец. "Отец народов" - это не подхалимы выдумали, так чувствовали. Сегодня у народа - острый синдром безотцовщины. Покинутости. Нашему народу нужен отец, а не наёмный менеджер. Разница - колоссальная. Отец может быть строгим, даже жестоким, может ошибаться, но он - глава семьи, он - часть семьи. У него нет других целей, кроме целей семьи. Наёмный менеджер может уволиться, наняться к другому хозяину, просто отойти от дел и отбыть на покой на ранчо. В тёплые страны.

Сегодня простой народ не просто покинут - его словно бы и нет. Что вы слышали в последнее время о сталеварах, строителях, комбайнёрах? Сегодня простой человек - никто, и звать его никак. Быдло. Нерасчленённый и неопределённый и никому не интересный low class.

И простой человек вспоминает тов.Сталина. При нём простой человек что-то значил. Он не был винтиком. Кстати, Сталин не называл простых людей винтиками - это придумали потом. В той знаменитой речи он как раз произносил тост за простых людей, у которых мало званий и чинов - "наших уважаемых товарищей".

Сильный бренд – тов. Сталин, есть к чему примазаться. Правда, вставая рядом, поневоле ощущаешь прискорбную разницу в росте. Но это относится не только к «яблочникам», но и ко всем нам, сегодняшним. В дни назойливых торжеств и гремучих юбилеев это особенно чувствуется.