Петербуржцы не оценили новое здание Мариинского

Корреспондент «БалтИнфо» побывал у новой сцены Мариинки и поинтересовался у горожан и завсегдатаев театра мнением о почти достроенной новой сцене, в строительство которой вложены миллиарды рублей. «Как бельмо на глазу», «Как прыщ на носу», - так выразились петербуржцы о новом здании.
Автор: Инга Слажинскайте
2-я сцена Мариинского театра. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

2-я сцена Мариинского театра. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Новая сцена Мариинского театра, строительство которой началось в 2003 году, откроет свои двери для зрителей в мае 2013 года. Между тем, петербуржцы все как один заявляют, что новое здание Мариинского театра совершенно не вписывается в архитектурный облик города. Корреспондент «БалтИнфо» со всех сторон взглянул на фасад строения сам и не смог не согласиться с мнением горожан.

«Думали, что архитектура будет больше приближена к облику всего города, да и старого здания Мариинки. Совершенно не вписывается в окружающее пространство. Как бельмо на глазу!», - отметили студентки Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта, расположенного в непосредственной близости к Мариинскому, Ольга и Лиза. Согласилась с ними и студентка Консерватории Ксения. «Может, оно построено для привлечения туристов?», - предположила девушка.

«Улица сузилась. Возможно, новое здание будет вмещать и большее количество посетителей, но выглядит оно, как какой-то ящик», - заявила Лариса, бросив скептический взгляд на серое здание.

«Это как очередной торгово-развлекательный комплекс. Причем явно не из этого района. Дай Бог, чтобы внутри было лучше. Но не уверен», - отметил Дмитрий, представившись госслужащим.

«Так и не привыкли к этому зданию. Нет от него тепла. Редко кто скажет, что красиво. Внутри мы не были, но балерина из Мариинского театра сказала, что там все очень просто и как-то «нетеатрально», - рассказали «БалтИнфо» работающие в мастерских театра Валентина Николаевна и Нина Алексеевна.

«На месте этого «чуда» был дворец имени Первой пятилетки, школа, а теперь... Думала, что будет под старину, а получилась новая коробка», - отметила пенсионерка Лариса Дмитриевна.

«Побывал во многих театрах мира - Ла Скала, Гранд Опера, Альберт Холл и другие. Во-первых, сравнивать акустику старых театров с новыми совершенно бесполезно, не идут ни в какое сравнение. Кроме того, это здание в архитектурном плане, как прыщ на носу», - заявил исполнительный директор одной из строительных компаний Анатолий, приехавший в Петербург из Америки на концерт в Мариинском театре.

Профессионалы-эксперты тоже настроены довольно скептически.

«Мне не нравится это странное сооружение. Убитая картинка Крюкова канала. Этот проект не рассматривался и не обсуждался на Градсовете, поэтому имеем то, что имеем. Кто-то принял решение вне общества. Это совершенно немасштабное здание и абсолютно никакой архитектуры. Было несколько проектов, все их видели. Были и очень неплохие проекты. К сожалению, нужно признать, что вроде был конкурс, но в результате получили незнакомое никому здание. Получается, что проект выбирали не горожане и не профессиональное сообщество. Пока еще я не видел человека, который бы сказала, что ему это здание нравится», - заявил архитектор, руководитель архитектурного бюро «Литейная часть — 91» Рафаэль Даянов.

Искусствовед Александр Боровский сказал, что он против такого уж язвительно-критического отношения к современной архитектуре, потому что в сравнении с рядом стоящими произведениями архитектуры слишком просто увидеть недостатки. Однако искусствовед отметил, что именно в этом случае, «пока строилось здание новой сцены Мариинского, впечатление было грустное».

«Я тебя слепила из того, что было». Все, что можно было «выпить и съесть» из этого проекта в творческом плане, уже «выпито и съедено». Виноваты в этом не только проектировщики, чиновники и люди, которые обкорнали проект финансово, а во многом - архитектурная общественность. Помню, с какой радостью все стали клевать проект Эрика Мосса. Я в то время как раз объехал все дома, построенные по его проектам. Увидел, что он очень органичный архитектор, который прекрасно чувствовал масштаб, окружение. Наши же архитекторы и градозащитники стали «пинать» его решение. Это нигилистический пафос и нежелание видеть современное искусство и архитектуру. Многие, я уверен, хотели бы вернуть проект Мосса. Второй проект - от Доминика Перро. Помню, как кто-то писал про него, что это «Перро в бок нашему городу». Поругали Перро, а теперь радуемся. Получили большой ларек. Он технологичен, не страшен, но назвать его архитектурой сложно. Это вполне грамотный строительный объект», - подчеркнул Боровский.

«А что делать? Оставить яму, как это было у Московского вокзала, или сделать нечто функциональное? Кого ругать? - вопрошает искусствовед. - Архитектурной общественности стоило бы взглянуть на себя в зеркало. Никаких технологических провалов нет, ни акустических, ни в организации пространства. Такие крупные заказы должны отражать время, город. Это было у Перро. А теперь проект отражает смету города», - отметил он.

Согласно последним данным, общий объем финансирования строительства Мариинки-2 составит приблизительно 21 млрд рублей.