Тут помню, тут не помню: как нашли "виновных"

Сразу несколько заключений о событиях на Болотной площади в Москве 6 мая в скором времени станут доступны для ознакомления всем желающим. Впрочем, об основных выводах уже известно. Ответственность за произошедшее возлагается на полицию и неких "провокаторов в черных спортивных костюмах".

В середине января стало известно, что в президентском совете по правам человека функционирует рабочая группа, которая занимается изучением обстоятельств беспорядков на Болотной площади.

Изначально цель формулировалась так: "Провести официальную экспертизу обоснованности вменения участникам событий 6 мая 2012 г. в районе Болотной площади признаков обвинения ст. 212 УК РФ". Кроме того, предлагалось "провести общественные слушания по выяснению обстоятельств событий 6 мая в районе Болотной площади".

Напомним, статья 212 УК РФ предусматривает наказание за организацию участие и призывы к массовым беспорядкам, которые сопровождаются "насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти".

В общем, экспертиза была проведена. Какой результат? Вот такой: "Ни до, ни после 6 мая полиция не создавала для демонстрантов подобных невыносимо провокационных условий".

Соответственно, по мнению членов совета, из-за масштабных оцеплений при подходе к Болотной площади возникла давка, которая и стала причиной выхода людей за заграждения. Поведение участников акции носило вынужденный характер, а значит, не подпадает под определение "массовые беспорядки", считают в СПЧ. Они просят судебные органы изменить меру пресечения арестованным фигурантам "болотного дела", сообщает газета "Известия". Полностью текст заключения будет опубликован в ближайшие дни.

Надо заметить, что избирательность подхода в оценке произошедшего на Болотной особо не удивляет, хотя порой игнорирование фактов выглядит абсурдно.

Что, не было Сергея Удальцова, кричавшего в мегафон на площади у "Ударника" о начале сидячей забастовки и требовавшего отмены инаугурации президента, доступа на телевидение и перевыборов? Не было рядом с ним Ильи Яшина и Алексея Навального, призывавших "присесть на асфальт"? Или депутат Госдумы Илья Пономарев не рассказывал потом — вполне откровенно — о "слое профессиональных активистов, которых мы вывели вперед"?

Все это было, все это известно. Но только полиция создала "невыносимо провокационные условия"…

Впрочем, надо отметить — заключение рабочей группы это еще не мнение всего президентского совета. Это мнение часть его членов, которые, в общем-то, никогда и не скрывали симпатии к оппозиции. Об это говорит директор Московского бюро по правам человека (тоже член СПЧ) Александр Брод: "На мой взгляд, на заседаниях рабочей группы не было широкого круга экспертов. В основном это были эксперты, адвокаты и правозащитники, которые выступают всегда на стороне оппозиции. А здесь все-таки должны быть независимые эксперты именно правоведы, специалисты, чтобы дать объективную оценку".

Тайны беспорядков на Болотной

Правозащитник заметил, что лично на площади не присутствовал, "только репортажи по многим телеканалам". "Со зрением у меня все в порядке. Поэтому я отчетливо видел, что участники акции задирались с сотрудниками полиции, оскорбляли их, нападали на них. Я видел телесюжеты о пострадавших полицейских, которые были госпитализированы с травмами, я видел, что там кидали в полицейских камнями, кидали дымовые шашки", — отметил Александр Брод.

"Я вполне отдаю себе отчет в том, что московские власти и правоохранители плохо подготовили площадку для проведения акции. Согласен что там был организован крайне узкий проход для большого количества участников. Но в тоже время нужно нельзя все шишки бросать только в сторону властей и правоохранителей. Должна быть ответственность и организаторов, и участников этой акции. И когда один из организаторов со сцены сказал, что нужно возвращаться обратно с площади, это спровоцировало еще большее напряжение и столкновение толпы с правоохранителями", — сказал он.



Для того, чтобы доклад был принят, под ним должны поставить свои подписи не менее 31 члена совета по правам человека. В пятницу свои подписи без объяснения причин отозвали Мария Большакова и Раиса Лакуцова. После чего подписавших доклад оказалось 23 человека.

Еще одно расследование событий на Болотной площади ведет РПР-Парнас и некий "комитет 6 мая". Работа кипит, окончательных результатов пока нет. Но зато уже есть вывод, что организованных беспорядков и нападений на полицию не было. Зато появилась некая группа молодых людей в спортивных черных костюмах и закрытых масками лицах, которые появились из-за спин полицейских и кидали камнями в оцепление. А когда начали задерживать участников акции, то они снова скрылись за спинами полиции.

Повторно цитировать Илью Пономарева, наверное, необходимости нет. Приведем лучше мнение еще одного участника событий на Болотной — соратника депутата Госдумы по "Левому фронту" Леонида Развозжаева. Общаясь с Гиви Таргамадзе, Развозжаев сообщил, что члены оргкомитета за день до акции договорились о том, что надо "проходить мимо митинга" и перекрывать дорогу. Из его слов также следовало, что потасовку с полицией начали анархисты, к которым затем присоединились другие участники шествия.

И, кстати, сразу же после событий 6 мая в рядах оппозиции отнюдь не было единства относительно произошедшего. Весьма показательны в этом, например, дискуссии в блоге Евгении Чириковой. Вот, например, одно из мнений: "А со сцены именно там и сказали — "ораторов не пропускают!". И до сих пор никто понять не может, что помешало людям пройти на Болотную. Да, это именно манипулирование людьми. Задние ряды вообще не понимали, что происходит, они думали, людей действительно не пропускают, а на самом деле кто-то просто решил ВНЕЗАПНО устроить сидячую забастовку. Если б люди действительно знали, что происходит, не факт, что они бы это поддержали. ЛЮДИ НА ПЛОЩАДИ НЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРОИСХОДИТ. Я разочарована. Очень. Я бы поддержала сидячую забастовку, если бы она была после митинга и если бы о ней и о её мотивах нормально объявили всем присутствующим. Но то, что вчера было — это действительно провокация и манипулирование" (орфография и пунктуация сохранены).

Глава Общественного совета при ГУ МВД по Москве Ольга Костина сказала, что если выводы доклада рабочей группы СПЧ чем-то обоснованы, то "наверное, имеет смысл их обсудить в том числе с теми, кто работал наблюдателями в тот день". 6 мая она присутствовала на Болотной площади. Там же находились и глава СПЧ Михаил Федотов, и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин (который, к слову, в тот же день назвал действия часть участников акции провокационными).

Ольга Костина оговорилась, что с полным текстом доклада еще не ознакомилась, а делать исчерпывающие выводы только на основании статей в прессе считает не совсем правильным. Но "заявления о необходимости кого-то осудить или освободить мне кажутся не очень корректными".

Тайны беспорядков на Болотной

"Мне представляется, что призывы, например оппозиции, в этой ситуации более логичны. Они призывают всех, кто был свидетелем беспорядков, явиться в суд и честно рассказать, что они видели, потому что от этого зависит судьба и задержанных, и, возможно, тех провокаторов, которые пока не установлены", — отметила она.

"Я, безусловно, изучу доклад. Думаю, его стоит посмотреть и членам нашего Общественного совета при ГУ МВД по Москве и вспомнить, как это действительно было. Кто где из нас работал, кто что может вспомнить об этой довольно трагической дате. Все-таки до этого и после все мероприятия шли в рамках закона. И в общем, стороны были удовлетворены работой и корректностью друг друга. Но к сожалению, 6 мая из этого ряда действительно выбивается. Поэтому мне представляется, что было бы логичным осмыслить ту работу, которую провела рабочая группа СПЧ. И обсудить, может быть, в рамках различных общественных институтов, представители которых дежурили в этот момент на площади и могут оценить качество этого доклада по существу", — заключила Ольга Костина.