О схожести и несхожести
Проходил мимо, гляжу, Хайдеггер говорит: «Россия и Америка суть, с метафизической точки зрения; одно и то же: безысходное неистовство разнузданной техники и построенное на песке благополучие среднего человека».
Очень я поразился не тому, как мы и они ужасны и обречены на этот ужас, а что мы и они «одно и то же». Пусть с некоей метафизической точки зрения, но одно и то же мы и они, когда для меня американец – это русский наизнанку, навыворот и навыворот неудачный. Потому и смотрим друг на друга свысока. Не доказали еще миру, кто лучше, правильней, но только тем и заняты почти сто последних лет. А он говорит одно и то же? Это как, куда надо забраться, с какого места видна эта одинаковость?
Метафизически, значит, сущность наша одинаковая, но коли так, должна она проявляться и в эмпирической тождественности, или хотя бы явные должны быть черточки нашей похожести. И стал я перебирать черточки самые видные. Во-первых, они богатые, а мы совсем нет, когда из Москвы в деревеньку какую недалекую случится. Правда, хотим мы этого богатства, как и они, до жути жуткой, просто они давно богатеют, а мы только начинаем. Но в этом почти все люди меж собой похожи, а не только мы с американцами.
Во-вторых, они всех других людей за третий-седьмой сорт считают, и только себя за первый. Тут и мы тоже особенно после того, как советский строй покинули, так всех ни в грош ни в какой, и только самих себя в самых-самых. Но эта похожесть только на первый, очень поверхностный, невооруженный логикой взгляд. Истинно русский человек всегда знает, что сгинут все враги, и одни мы останемся на самом на верху царствовать всем народам на зависть. Почему? А потому, во-первых, что за нас природа, которая глобальным потеплением сделает глобальное потопление, в нем ихние в основном потопнут, а у нас на Магадане будут пальмы, и некоторых мы к себе допускать станем, которых захочем, по отдельным билетикам.
Но если бы только поэтому! Главное потому, что мы по определению такие, что из русского языка все остальные произошли и из русской культуры все остальные культуры: и египтяне древние эти и шумеры, которые неизвестно только ихним историкам, откуда взялись, ну, а мы-то знаем, что взялись они из России. Просто больше неоткуда им взяться. А этруски – это всякому ежу понятно, это просто, как правда. «Эти русские!» – говорили соседи с восхищением и цокали одобрительно языком, что и закрепилось в названии. Потому и Римская культура, списанная, всем известно, с этрусской, на самом деле списана с настоящей русской культуры.
В этом мы американцев далеко превзошли: они сегодня гордятся собой, как истинным выражением западной культуры, но мы-то знаем, что весь этот ихний Запад из нас и вышел, потому заносятся они только по всегдашней своей необразованности. Более того, вышел этот Запад, между прочим, как тупиковый путь развития, с которого мы перешли на истинный путь, на нем теперь стоим и стоять будем. Вот.
Получается, когда внимательно поглядеть, то неправ этот Хайдеггер, хоть и великий, говорят про него, философ: непохожи они на нас ни в сущности, ни вообще – мы намного круче будем! А неправ, потому что немец, а немец всегда останется для нас, для россиян, «немтышный», языка истинного, человеческого не ведающий, на котором, между прочим, Толстой писал и Достоевский, не говоря уже об этрусках.
Комментарии