Ожидание чуда или грустное лицо Медведева

Премьером Дмитрием Медведевым быть очень сложно, потому что все от тебя требуют совершить чудо, а ты – не можешь, потому что чудес не бывает. Все требуют от экономики России роста, а она не может больше быстро расти, потому что она сломалась в 2006 году, а все, что было после, от нее никак не зависело. Многие требуют, чтобы премьер при президенте Путине не выглядел по-идиотски, а он не может так не выглядеть, потому что других премьеров при Путине не бывает. И они все так выглядели, даже Касьянов так выглядел, хотя идиотом не был. И невозможно говорить, про свободу предпринимательства в России и про улучшение качества государственного управления, не делая такое дурацкое лицо, потому что все знают, как свободны в России предприниматели и что не так с качеством управления.

 

              
При этом умом все понимают, что России нужно именно чудо. Потому что Россия зашла в тупик, если говорить просто. А если говорить по-научному, то у нее беда с позитивными сценариями: страна не может расти так быстро, как всем хочется, а расти нужно, иначе она попадет в ловушку, совсем как в настольной игре, и потеряет пять или десять лет своей истории. Поэтому все сценарии ближайшего будущего России, представленные в Давосе на этой неделе, грустные. Так что всем бы хотелось, чтобы Медведев совершил чудо. Но его не будет. И поэтому ему трудно.

       
Некоторым кажется, что если премьером будет кто-то другой – не Дмитрий Медведев, – то чудо все-таки возможно. Некоторые говорят: давайте назначим премьером Алексея Кудрина. Вдруг у него получится чудо? Кудрин один раз уже спас страну, которая год жила на созданную им заначку, может быть, теперь он сможет подстегнуть рост до четырех или даже пяти процентов, а этого хватит, чтобы страна могла хотя бы стоять на месте, а не откатываться назад. Но вряд ли поможет и Алексей Кудрин. Потому что обычным премьером при Путине он быть не захочет. А других в России не бывает. Кроме того, в России проблемы не с качеством макроэкономики и не с резервами, в которых разбирается Кудрин, а с тем самым «качеством работы государственных институтов», по крайней мере так считают 78% участников русской панели в Давосе.



Всем известно, кто отвечает в России за институты – точно не премьер-министр. В этом и есть главная проблема с Кудриным. Его кандидатуру предлагают, ожидая, что он станет премьером перемен, кем-то вроде Моисея, который выведет страну из тупика. Но при этом как-то забывают, что президенту Путину премьер перемен даром не нужен, он сам себе Моисей и лучше всех знает, куда вести народ. А обычный премьер при президенте Путине по определению не умеет творить чудеса, потому что выглядит известно как. Так что проблема не в премьере. К тому же Кудрина надо будет как-то объяснять сорвавшимся с цепи врагам Болотной, совершенно непонятно, как это можно сделать.

       
Есть и более крамольные мысли. Чудо вряд ли случится, даже если президентом России будет не Путин, а, например, Алексей Навальный. Известно, как Навальный относится к иммигрантам, он будет их притеснять, чтобы работу получили русские, а экономика будет еще сильней замедляться, потому что русские хотят получать нормальные зарплаты и не готовы жить в общежитиях. Никакого роста не будет, все будет так же, как сейчас, только зарплаты будут расти быстрее, а бизнес- получать меньше. Может быть, меньше будет брать и государство за свои услуги: в виде налогов и поборов. Но вряд ли Навальный сможет построить в России налоговый рай, в котором при этом будет хватать и на пенсии, и на дороги, и на оборону. Даже Навальный не умеет творить чудеса. Потому что чудес не бывает.

       
Правда, на самом деле наука полностью не отрицает возможность чуда. Если завтра каким-то образом все деньги, которые зарабатываются в России, будут в ней оставаться и работать, если русские граждане перестанут покупать недорогую недвижимость по всему миру и начнут покупать ее хотя бы в пределах Золотого кольца, а не только в ближнем Подмосковье, если чиновники прекратят воровать и начнут эффективно и много работать, если россияне станут рожать или усыновлять по нескольку детей, то тогда чудо все-таки случится. Это маловероятно, но все-таки возможно. Правда, фамилия премьера к этому не имеет никакого отношения.