Не нужен нам доллар ... Зимбабве

 

Всего полтора года назад Зимбабве обещала быть для Беларуси надежным партнером.

А Мясникович собирался создавать на африканской земле совместные предприятия.

 

В зимбабвийской казне осталось 217 долларов. “Кое-кто из госчиновников, на заработки которых пошли последние деньги, теперь имеет на счету больше, чем в бюджете осталось”, — саркастически заметил по этому поводу министр финансов Зимбабве.

 

Куда исчезли 3,8 миллиарда долларов, которые составляют зимбабвийский бюджет на 2012 год, сказать сложно. Но мы точно знаем одно: если бы зимбабвийцы не приобрели в Беларуси “вычислительную машину для обработки информации” (по-нашему — калькулятор), денег в их бюджете сейчас было бы… В три раза больше!

 

 

 

Еще 100 баксов добавилось бы, если бы мы не продали им “аппарат телефонный”. А в общем, мы в прошлом году наторговали с зимбабвийцами на 6,6 тысяч долларов. Сложно поверить, что всего полтора года назад наш президент называл Зимбабве партнером, с которым мы “очень хотели бы более интенсивно налаживать отношения”.

 

Дело было в апреле 2011 года, когда у Беларуси появился новый союзник в Африке. И какой!

 

“Потенциал наших государств преогромный, и мы можем действительно налаживать очень хорошие торгово-экономические отношения, создавать совместные компании и вести по всем направлениям достаточно серьезную работу”, — заявляет премьер Михаил Мясникович во время визита в Минск зимбабвийского вице-президента Джона Нкома.

 

Александр Лукашенко так и вообще называет приезд Нкома в Беларусь историческим. Мол, аграрному и промышленному сотрудничеству между двумя странами — усиливаться!

 

“Мы готовы способствовать тому, чтобы создавать в вашей стране совместные предприятия по производству такой [аграрной и промышленной] продукции”, — добавляет руководитель белорусского государства.

 

С кем же подружилась Беларусь?

 

“Зимбабвийская экономика перешла в режим свободного падения после того, как в начале 2000-х президент Роберт Мугабе начал захватывать земли, которые принадлежали белым фермерам. Этот шаг отрицательно отразился на уровне доверия инвесторов к стране, парализовал производство, принудил мировое сообщество ввести санкции и отпугнул туристов, которые приносили прибыль казне”, — дает справку о нашем партнере Agence France-Presse.

 

Как итог — бешеная инфляция. В 2008 году цены в Зимбабве удваивались каждые 32 часа. В январе 2009 года были напечатаны банкноты в 100 триллионов зимбабвийских долларов, но меньше, чем через месяц правительство остановило оборот национальной валюты. Страна перешла на американские доллары.

 

В августе того же 2009 года Беларусь отправляет в Зимбабве заместителя министра промышленности Ивана Демидовича. Вместе с ним в Хараре летят чиновники из Маза, МТЗ, БелАЗа и “Лидсельмаша” — присматриваться. Товарооборот между нашими странами ничтожный — несколько полуприцепов, произведенных на “Бобруйскмаше”.

 

В Зимбабве белорусской сельхозтехникой заинтересовались. В 2011-м делегация во главе с вице-президентом Нкома посещает и тракторный завод. Наши трактора зимбабвийцам нравятся, что отражается в подписанном по итогам визита меморандуме.

 

Цена белорусского трактора отличается в зависимости региона. Африканские страны — Алжир, Судан, Египет — берут у нас технику по 10-15 тысяч долларов (слава богу, НЕ-зимбабвийских), в зависимости от комплектации. Но зимбабвийское правительство решило схитрить:

 

“Центральный банк Зимбабве предложил оплатить сделку местной валютой — зимбабвийскими долларами, — рассказывают Еврорадио в коммерческом отделе МТЗ. — Однако это не та валюта, с которой стоит иметь дело”.

 

 

Та сделка так и не осуществилась. Беларусь до сих пор не продала в Зимбабве ни одной машины для сельского хозяйства.

 

Да и много ли тракторов можно приобрести за 217 долларов?!?

 

Автор: Еврорадио