Государственная скорая медицинская помощь не должна зарабатывать деньги, даже по ОМС
Переход на финансирование через обязательное медицинское страхование (ОМС) окончательно уничтожит в России службу скорой медицинской помощи.
И дело здесь не в тарифах или какой-либо коррупции, а в категорически неправильной концепции финансирования экстренной службы. Собственно, неверный подход заложен в п. 6 ст. 39 Закона «Об обязательном медицинском страховании». Так, предусмотрено, что деньги медицинская организация получает на основании счетов за оказанные медицинские услуги. И вот такая одна фраза способна разрушить целую систему оказания скорой медицинской помощи.
Суть возникшей проблемы.
Напомним, что служба «03» - экстренная, такая же как и пожарная охрана, к примеру. И кому-нибудь приходило в голову финансировать последнюю по количеству пожаров? Чем больше вокруг все горит – тем богаче пожарные. Так почему к другой экстренной службе совершенно иной подход? Почему бригада «скорой помощи» должна круглые сутки мотаться по неотложным вызовам по делу и без дела, вместо того, чтобы находиться в режиме дежурства? То есть ждать, да именно ждать, когда что-то произойдет серьезное. А именно этот принцип и был изначально заложен первым руководителем Станции скорой медицинской помощи г. Москвы А.С. Пучковым. Заметьте, что слово «неотложной» в названии не было.
Идеальная структура и порядок работы московской «скорой» разрушались годами. Наибольший удар по хорошо отлаженному механизму пришелся на 70-е годы прошлого столетия, когда постепенно под давлением чиновников произошло слияние скорой и неотложной медицинской помощи.
Напомним, как должна работать по-настоящему «скорая помощь». В крупных городах берется за основу статистика тяжелых случаев травм и заболеваний, а также количество вызовов на улицу и в общественные места. Плюс к этому добавляется запас «прочности» на случай увеличения нагрузки. Дополнительно рассчитывается потребность в медицинском обеспечении чрезвычайных ситуаций (это примерно двадцать реанимационных и травматологических экипажей). Таким образом, мы получаем необходимое количество дежурных бригад. Именно дежурных, а не постоянно мотающихся по городу! Только при такой организации, мы, граждане, можем быть уверены: в экстренной ситуации вовремя прибудет столько бригад соответствующего профиля, сколько нужно.
Чем плоха нынешняя структура станций скорой и неотложной медицинской помощи?
В Москве работает 1119 бригад. Ни один даже самый профессиональный оперативный отдел не сможет рационально их расставить, правильно распределить по профилю и плюс обеспечить наименьшее расстояние к месту вызова. ССиНМП г. Москвы им. А.С. Пучкова на сегодня – огромная, раздутая, неповоротливая структура.
К тому же, имеющая в своем составе ряд совершенно непрофильных подразделений: отдел трупоперевозки, отдел перевозки инфекционных и соматических больных и другие.
Руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы, министр Правительства г. Москвы Гергий Голухов назвал столичную скорую помощь «бриллиантом московского здравоохранения». Здесь можно с ним согласиться, но в совершенно ином смысле, нежели в том, который имел ввиду чиновник. Затрачены десятки миллиардов рублей на организацию, техническое перевооружение станции. И вместо того, чтобы использовать полученный «бриллиант» по прямому назначению, он используется больше в качестве социально-бытового обслуживания населения и уборки улиц от маргинальных элементов.
Первое, что нужно сделать, это значительно сократить службу, сделав ее действительно экстренной. Снять с нее все непрофильные функции. Передать их, как было раньше, в отделения неотложной медицинской помощи поликлиник, с обязанностями медицинской эвакуации из жилого сектора. Иными словами, вернуться к тем основным принципам, которые были заложены А.С. Пучковым.
Другая проблема – профессиональное выгорание лучших специалистов. Если врач или фельдшер выполнили примерно сто простых вызовов, насколько они четко смогут сработать на сто первом, но тяжелом? Да и сомнительно, что на московскую «скорую», как утверждает Георгий Голухов, «приходят высококвалифицированные кадры». Извините, но нынешняя разрушенная система образования не в состоянии подготовить такое количество действительно стоящих кадров. И только значительное сокращение позволит оставить достойных высококвалифицированных сотрудников.
Почему обязательное медицинское страхование окончательно «убьет» скорую медицинскую помощь?
Итак, мы выяснили, что станции скорой помощи должны быть компактными, мобильными, профессиональными. И работать именно в режиме дежурства, то есть ожидания беды.
В таком случае, о каком финансировании по количеству вызовов может идти речь? И как попавший под колеса автомобиля гражданин будет искать свой страховой полис?
То, что предлагает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), неизбежно приведет к тому, что «скорая помощь» так и будет накатывать пациенто-километры ради получения оплаты за медицинские услуги. А почему бы не финансировать скорую помощь не по числу вызовов, а по числу дежурных бригад?
Извините, господа чиновники, но нам нужны не медицинские услуги, а экстренная медицинская помощь в нужное время и в нужном месте! И если органы здравоохранения не понимают простых истин, не проще ли им передать службу скорой медицинской помощи в ведение МЧС или Территориальных центров медицины катастроф? Кстати, последние, уже давно с завидной регулярностью выполняют экстренные вызовы за «скорую помощь».
Читайте по теме:
Медицина Москвы: разделение скорой и неотложной медицинской помощи
Комментарии