Запад больше не поможет
На модерации
Отложенный
![](https://stat.newsland.com/static/u/article_image/13/01/31/tmpDBOEuX.jpeg)
Россия отказалась от финансовой помощи США на реализацию антикриминальных проектов
До недавнего времени некоторые направления деятельности отечественных правоохранительных органов частично финансировались Соединенными Штатами, что предусматривалось специальным соглашением о сотрудничестве, которое было заключено между нашими странами 25 сентября 2002 года. Теперь бороться с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой, торговлей людьми и легализацией доходов придется без помощи американцев, так как Россия в одностороннем порядке вышла из этого соглашения. Инициатором разрыва выступил МИД РФ. А премьер-министр Дмитрий Медведев 28 января подписал соответствующее распоряжение. Считается, что подписанный десять лет назад документ уже не отвечает сегодняшним реалиям и исчерпал свой потенциал.
Так ли это? Действительно ли у России больше нет потребности в финансовой поддержке извне для борьбы с криминалом, наркотиками и терроризмом?
«Вопрос даже не в этом. Здесь мы видим продолжение некой политической логики, которая состоит в минимизации контактов со Штатами. Минимизации возможностей для Вашингтона каким-то образом влиять на внутрироссийскую ситуацию, - считает политолог Алексей Черняев, специалист по политике США и Латинской Америки. - Понятно, что такого рода контакты открывали для американских спецслужб возможность успешно взаимодействовать и как-то влиять на спецслужбы российские. Соответственно, для нас выйти из соглашения – это закрыть еще один возможный канал американского влияния внутри России. Мне трудно оценить этот шаг в контексте борьбы с наркотиками и криминалом – я не являюсь здесь специалистом. Но с политической точки зрения это, на мой взгляд, вполне осознанный шаг, который продолжает линию противостояния, начавшегося после принятия «закона Магнитского», запрета американскому агентству международного развития USAID работать в России, и, конечно, принятия Госдумой, так называемого закона «Димы Яковлева». Все, в общем-то, укладывается в эту самую линию противостояния.
«СП»: - Можно ли сказать, что выход из антикриминального соглашения – это еще одно доказательство охлаждения российско-американских отношений?
- Безусловно.
«СП»: - Для американской стороны отказ России от дальнейшего сотрудничества в правоохранительной сфере что-то означает?
- Не думаю, что для Америки это как-то катастрофически важно. Скорее, для нее уменьшатся возможности как-то влиять на Россию.
«СП»: - То есть «перезагрузка», о которой так много говорили, завершена неудачно?
- Я думаю, что «перезагрузка» в том виде, в каком ее сформулировали Обама и Медведев, конечно, закончилась. Другое дело, что сейчас, скажем так, есть определенный пакет вопросов в российско-американских отношениях, которые ни в коем случае нельзя обойти стороной. Это вопросы, начиная с определения совместных позиций по отношению к растущему могуществу Китая, и, заканчивая, такими частными вещами, как вывод американских войск из Афганистана (тут надо вспомнить, что транзит имущества и вооружений осуществляется через территорию России). На самом деле у США и России очень большой пакет вопросов в международных отношениях, где сотрудничество обеих сторон практически неизбежно. Поэтому я предполагаю, что в течение какого-то времени, возможно, нескольких месяцев, нынешняя волна обострения, так или иначе, исчерпает себя.
Другое дело, что возврата к политике перезагрузки уже не будет. Перед нами будет какое-то новое явление, которое назовут по-новому. А в железный занавес верить не очень серьезно, просто потому что ни одна из сторон не может себе этого сейчас позволить.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный уверен, что наша страна способна сама справиться со своими проблемами:
- В 2002 году, когда соглашение подписывали, была одна ситуация, прошло десять с лишним лет – ситуация изменилась. По идее, такая богатая страна, как Россия должна сама справляться… Как-то унизительно, что американцы ей помогают с финансированием. Я не предлагаю вообще отказываться от сотрудничества. Но если уж наша страна становится такой гордой и суверенной, то она действительно должна отказаться от каких-то решений, которые ей были навязаны еще в 90-е годы. Тогда на Россию смотрели как на слабую страну. Ну, а сейчас стыдно богатой стране, которая все время говорит о своем суверенитете, самостоятельной внешней политике получать какие-то деньги.
«СП»: - Страна у нас действительно богатая, вот только население – бедное…
- В этом, извините, Америка не виновата. Это совсем другой вопрос, и США к нему, в общем-то, не имеют отношения.
«СП»: - За последние месяцы Россия прекратила действие нескольких соглашений с США, в том числе соглашения об усыновлении. Американцы, в свою очередь, объявили о выходе из группы по развитию гражданского общества в нашей стране. Мы перестали понимать друг друга?
- Конечно, отношения ухудшаются. Но все началось еще до принятия этих последних скандальных законов. По-моему, у нашего руководства давно было желание посмотреть, от чего в отношениях с США можно избавиться более или менее безболезненно. Вот решили, и избавляются. Но для Штатов это ничего, в общем-то, не значит. Они ничего не теряют. Ну, останутся у них какие-то деньги. Ну и что? Куда американцы их потратят, это уже их проблема.
Рудиментом прошлого назвал зависимость от заокеанских денег в борьбе с криминалом первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников:
- Если уж мы отказались от американских денег, которые шли на уничтожение оружия – ядерного, химического, биологического, то уж с криминалом все же легче. Россия накопила такие резервы, что тут она способна справиться и без посторонней помощи. Уж денег на это стопроцентно хватит. Воли иногда не хватает политической – это да.
Президент Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, в свою очередь, считает, что особых оснований здесь радоваться нет:
- Это очень плохо. Есть вещи, которые ни при каких обстоятельствах нельзя приносить в угоду каким бы то ни было политическим амбициям. Насколько мне известно, сотрудничество было плодотворное, шел обмен информацией, шла совместная работа. Если сейчас это все прекратиться - минус всем. Поэтому я надеюсь, что у власти достанет мудрости и здравого смысла как-то отыграть эту ситуацию назад. Я знаю, что Америка, так же как и Россия, в последнее время страдает от потока курительных смесей – спайсов и солей, - поэтому здесь имело бы смысл объединить наши политические усилия, чтобы решить проблемы с поставками этих китайских наркотиков. Поучается, что сейчас все придется начинать заново, и очень досадно, что так все произошло.
Комментарии
очень обидно!