Как Америку к миру принудили

На модерации Отложенный

27 января 1973 года в Париже было подписано Соглашение «О прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме»

Беспрецедентное поражение США в почти десятилетней Вьетнамской войне и в целом в Индокитайской войне по сей день обсуждается историками, экспертами, публицистами. Что и неудивительно: потери США в живой силе превысили 58 тысяч человек. Причем, не помогли американцам во Вьетнаме, в Камбодже и Лаосе ни применение напалмовых бомб, ни использование бактериологического оружия, ни массовые расстрелы мирных жителей, ни регулярные бомбардировки всего и вся.

 

По документам Пентагона, госдепартамента, а также военных и внешнеполитических ведомств Великобритании, Австралии, Тайваня, Индокитайский полуостров с середины 1960-х должен был стать основным плацдармом американской военно-политической и экономической экспансии на соцстраны. Начать движение намечалось именно из Юго-Восточной Азии, так как считалось, что конфронтация КНР с СССР, а также отсутствие Китая и Северного Вьетнама в Варшавском Договоре и Совете экономической взаимопомощи (СЭВ) делает этот регион наиболее уязвимым, слабым с точки зрения экономической стабильности и военно-политической защищенности. Вдобавок США намеревались овладеть крупными ресурсами нефти в примыкающих к Индокитаю морях. (Кстати, до сих пор все страны региона спорят относительно государственной принадлежности этих ресурсов).

Основа для реализации упомянутой политики была создана в начале-середине 1960-х, когда американцы расширили сеть своих военных баз в Таиланде, на Филиппинах и, частично, на Тайване. Кроме того, фактором, существенно облегчающим выполнение агрессивных планов, американцы считали неудавшийся прокоммунистический-промаоистский переворот в Индонезии – крупнейшей стране региона - и фактическую «сдачу» Пекином индонезийской компартии (тоже крупнейшей в регионе) властям осенью 1965 года.

В те годы, напомним, Пекин, стремившийся после разрыва с КПСС создать в регионе своё «соцсодружество», спровоцировал индонезийских коммунистов на захват власти. Но большинство населения поддержало правительство, и план переворота был сорван. Что обернулось массовыми репрессиями против коммунистов и их сторонников (было репрессировано свыше 300 тыс. человек, включая почти всё руководство КПИ) и временным разрывом дипотношений Джакарты с Пекином. Но ни Китай, ни СССР не выступили в защиту индонезийских коммунистов от репрессий.

Вскоре, весной 1966-го, к власти в Индонезии пришли националистически настроенные военные. Но новое руководство страны, хотя и стало развивать отношения с США, отказало Вашингтону в просьбах о создании военных баз в Индонезии, даже временных. Вместе с тем провал пропекинского путча в этой стране американцы трактовали в том смысле, что КНР впредь воздержится от противодействия США в регионе и, соответственно, не будет мешать им в Индокитае. Но в КНР считали этот, граничащий с Китаем полуостров, своего рода «воротами в Поднебесную», поэтому «сдавать» Вьетнам, Камбоджу и Лаос американцам не планировали. В отличие от Индонезии, не граничащей с КНР.

Нужно отметить, что вьетнамский народ в борьбе с американскими завоевателями продемонстрировал такие качества, как непримиримость к агрессорам и готовность к любым жертвам и лишениям во имя единства и независимости.

Американцы не учли, что именно эти качества привели к победе вьетнамского народа в освободительных войнах: с японскими оккупантами в 1941-1945 гг., а затем – с французскими колонизаторами в 1946-1954 гг. Вьетнам почти без перерыва воевал 15 лет (1941-1954 годы), и не только выстоял, но и победил.

Конечно, важнейшую роль в победных войнах против Японии, Франции и США сыграла разнообразная помощь вьетнамцам большинства соцстран, особенно СССР. В ходе конференции в посольстве Вьетнама в РФ весной 2012 г. его представители отмечали, что поражение оккупантов и агрессоров на вьетнамской территории, а также в Камбодже и Лаосе вряд ли было бы возможно, если бы не подлинно братская, бескорыстная помощь социалистических стран, прежде всего СССР, а также Китая. При этом посол Вьетнама в РФ Фам Суан Шон подчеркнул, что «народы Вьетнама, Камбоджи и Лаоса никогда не забудут разнообразной поддержки, оказанной братскими и дружественными странами в периоды сопротивления агрессии Японии, Франции, США. В первую очередь, мы всегда будем благодарны СССР и Китаю за эту неоценимую помощь». То же мнение не единожды высказывал основатель и первый руководитель северо-вьетнамской ДРВ (1945-1969) Хо Ши Мин (1890-1969). В этой связи отметим, что, по многим оценкам, число погибших и пропавших без вести во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже военных, экономических советников и других граждан СССР в 1965-1973 гг. составило не меньше 200 человек, Китая - около 1500, в том числе до 900 человек от «случайных» обстрелов и бомбардировок американцами соседних с Индокитаем районов КНР.

 

Общее число американских военных в восточно-индокитайском регионе, то есть в Лаосе, Южном Вьетнаме и Камбодже, к концу 1960-х, по официальным данным, США превысило 80 тыс. солдат и офицеров.

 

Между тем всё более частые поражения войск США в регионе и возрастающая неэффективность бомбардировок Северного Вьетнама, хотя и всё более жестоких, с 1968 г. весьма часто стали освещаться в американских СМИ. Отмечалось, в частности, что «общество разуверилось в военной победе США во Вьетнаме. Силы коммунистов отнюдь не истощены и продолжают борьбу. Расчеты на опасения Москвы и Пекина вмешиваться в войну не оправдались».

В США ширилось массовое антивоенное движение. Нередко в ходе манифестаций в Вашингтоне бывшие участники войны во Вьетнаме бросали свои награды в сторону правительственных зданий. Антивоенный фактор тоже повлиял на последующее согласие США на Парижские переговоры и затем на вывод войск из Вьетнама.

Тем временем главнокомандующий американскими войсками во Вьетнаме генерал У. Уэстморленд запросил в феврале 1968 года дополнительно 206 тыс. военнослужащих для расширения операций. Но в контексте роста антивоенных настроений в США и военно-политической ситуации в Юго-Восточной Азии этот запрос не был удовлетворён. Президент Линдон Джонсон согласился только на отправку небольшого подкрепления в 15 тыс. военных, а 31 марта выступил с телеобращением к нации, в котором объявил о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама (ДРВ) и намерении начать мирные переговоры.

На позицию Вашингтона повлияли и переговоры Л. Джонсона с председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным в июне 1967-го в Гласборо (США). Косыгин подтвердил, что Москва увеличит помощь Вьетнаму и вскоре добьется синхронности действий с КНР в этом вопросе. Китайская же сторона в ходе переговоров в Пекине с Генри Киссинджером в 1971-м заявила, что сократит помощь коммунистическим партизанам в других странах Юго-Восточной Азии, если США сократят свое военное присутствие на Тайване и прекратят вмешательство во внутренние дела Северного и Южного Вьетнама.

Эти факторы не могли не сказаться на политике США в отношении Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. А в ноябре 1968 года на президентских выборах в США победил Ричард Никсон, выступавший под лозунгом «завершения войны почётным миром». Постепенный вывод войск США из проамериканского Южного Вьетнама начался уже в июле 1969-го, а в августе 1970-го – из Камбоджи. Вдобавок с весны 1971 года ВВС и десантные войска США прекратили свои операции в Лаосе. Можно сказать, что в отместку за свои поражения американцы провели в начале января новые бомбардировки Северного Вьетнама (операция «Linebacker II»), причем едва ли не самые мощные с 1965 года. Но и в это время потери ВВС США превзошли рассчеты американцев.

А затем начался новый раунд Парижских переговоров, завершившись подписанием мирного соглашения 27 января.

Соглашение было подписано министрами иностранных дел ДРВ, Республики Вьетнам, США и Временного революционного правительства Республики Вьетнам (НФОЮВ). Документом предусматривался окончательный вывод войск США и их военных баз из Южного Вьетнама уже в 1973 году, что и было осуществлено к весне 1974-го.

Переговоры именно в Париже были обусловлены тем, что Франция являлась посредником в организации в конце 1960-х первых официальных контактов США с ДРВ и южновьетнамским освободительным движением.

Но, пожалуй, более важно то, что с середины 1960-х годов руководство Франции, возглавляемое в 1960-х-середине 1970-х Шарлем де Голлем, а затем Жоржем Помпиду, решительно протестовало против американской агрессии во Вьетнаме и Индокитае.

Что было связано, во-первых, с деголлевской стратегией усиления международных позиций Франции и противодействия американскому неоглобализму. А во-вторых, с тем, что почти весь Индокитай до середины 1950-х был под французским контролем, поэтому там сохранялось, да и сегодня сохраняется, французское культурно-языковое влияние.

Более того, с конца 1960-х Франция через СССР или Китай периодически направляла грузы не только гражданского, но и военного назначения в ДРВ, Камбоджу и Лаос. А, к примеру, Шарль де Голль и Ж. Помпиду не отменяли своих визитов в те страны даже в периоды наиболее жестоких американских бомбардировок. Плюс к тому, Франция в 1960-х – 1970-х часто проводила военные маневры в районах своих тихоокеанских островов, а расположены они, напомним, невдалеке от тихоокеанских островов США. Всё это фактически означало, что Париж вступил в конфронтацию с США в Индокитае и одновременно стал де-факто союзником СССР и Китая, предоставлявшими основную часть международной военной и экономической помощи Вьетнаму, Лаосу и Камбодже для борьбы против американской агрессии.

Очевидно, что «смычка» Франции с СССР и Китаем предвещала существенные геополитические потери США не только в Юго-Восточной Азии. Так что «французский фактор» тоже повлиял на согласие США на Парижские мирные переговоры. В ходе их последнего раунда, начатого 22 января, американцы снова (как и в 1970-м) выступили за участие СССР и КНР в переговорах и в предстоящем соглашении. Но здесь сказалась жесткая позиция, опять-таки, Франции: Жорж Помпиду заявил, что страны оказывающие помощь какой-либо стороне в этой войне, но непосредственно не участвующие в боевых операциях, не могут участвовать в соглашении о прекращении военных действий, - в отличие от США.

В поддержку такой позиции выступил и Пекин. Премьер-министр Чжоу Эньлай заявил, что со времени начала американской агрессии во Вьетнаме ВВС и ВМС США не единожды нарушали границы Китая и обстреливали его территорию, якобы, «по ошибке». Но КНР, давая должный военный отпор этим провокациям, не нарушала границ ни ДРВ, ни других стран Индокитая. Поэтому, по мнению китайского премьера, непосредственным участником мирного соглашения по Вьетнаму должны быть именно США. Аналогичной была советская позиция, и по тем же причинам: периодические нападения ВВС и ВМС США на советские торговые корабли в водах и портах ДРВ не сопровождались адекватными ответами со стороны СССР, в том числе на границе с американскими Аляской и Алеутскими островами.

Ситуацию для американцев усугубило и то обстоятельство, что даже их стратегический союзник в регионе – Тайвань – настоял на выводе военных баз США с этого острова в 1973 году.

Тайваньские власти, разочарованные официальными визитами госсекретаря США Г. Киссинджера и президента США Р. Никсона и в Китай в 1971-1972 гг., и, как следствие, быстрой нормализацией американо-китайских отношений, стали требовать эвакуации войск и баз США с Тайваня (она завершилась осенью 1974-го). За это же выступал и Пекин. Вдобавок осенью 1972-го тайваньцы аннулировали договоренности о военных операциях США в Индокитае с этих баз. Кроме того, власти острова опасались «ударов мести» по Тайваню со стороны Пекина за «ошибочные» военные провокации США против КНР.

С того времени США приходилось использовать свои базы на более удаленных от Вьетнама Филиппинах и в Таиланде, что ограничило военные возможности американцев. Но с помощью КНР и Северной Кореи, в начале 1970-х филиппинские, таиландские и бирманские коммунисты-повстанцы усилили свои операции против местных «проамериканских марионеточных режимов» и военных баз США. Такие же процессы, с подачи КНР и КНДР, развивалось в близлежащих (экс-британских) Малайзии и Брунее, где в тот период были британские военные базы.

Словом, призыв Мао Цзэдуна в 1965 году «создавать для США два, пять, сотню новых Вьетнамов» небезуспешно воплощался на практике.

По мнению американских экспертов, на вынужденном согласии США «уйти» из Южного Вьетнама, а вскоре и из Камбоджи, и Лаоса сказался и тот факт, что, вопреки расчетам Вашингтона, противоречия между СССР и КНР не привели к сокращению их помощи этим индокитайским странам. Наоборот, стремление опередить друг друга в тех странах привело к тому, что и советская, и китайская помощь нарастала. Причем после того, как Москва в ответ на запросы Пекина подтверждала (в 1970 и 1972 гг.), что выполнит свои обязательства по договору с КНР о военной взаимопомощи (1950 г.) в случае прямого американо-китайского военного столкновения, обе стороны стали более часто согласовывать графики своих поставок в ДРВ через территорию Китая.

В противостояние с США во Вьетнаме со второй половины 1960-х включилась и Северная Корея. 4 декабря 2011 г. Центр имени Вудро Вильсона (США) опубликовал данные о Вьетнамской народной армии (т.е. армии ДРВ) в 1960-х – 1970-х годах. Отмечается, что еще 21 сентября 1966 года командование северо-вьетнамских войск обсуждало предложение Пхеньяна о предоставлении Ханою военной помощи через КНР. Командующий армией генерал Во Нгуен Зиап принял это предложение КНДР, и первые северокорейские летчики поступили во вьетнамский военно-воздушный корпус, укомплектованный в основном советскими МиГ-17 и МиГ-21, а также китайскими истребителями «Шэньян», уже в октябре-ноябре того же года. Затем такие «поставки» из КНДР были в 1969 и 1971 годах.

По уточненным вьетнамским и северокорейским данным, во Вьетнамской войне участвовали 87 северокорейских летчиков, до 40 из них погибли и пропали без вести, а сбито этими летчиками во Вьетнаме почти 50 американских средств ВВС.
Кроме того, во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже в тот период находились северокорейские специалисты по прокладке подземных туннелей для минирования или пропуска войск. Число этих специалистов составило в целом около 100 чел. В конце сентября 1966 г. Ким Ир Сен, напутствуя первую партию северокорейских летчиков и специалистов, направляющихся в ДРВ, призвал их «защищать Вьетнам так же самоотверженно, как свою родину и своих родных».

В такой ситуации США не могли не опасаться создания в буквальном смысле «второго антиамериканского фронта» - на Корейском полуострове, к тому же, в условиях существования договоров КНДР о военной взаимопомощи с СССР и Китаем.

Словом, геополитические расчеты США на скорую победу во Вьетнаме и Индокитае оказались ошибочными. В том числе, из-за не предусмотренных Вашингтоном военно-политических тенденций в Юго-Восточной Азии, в советско-китайских отношениях, в политике Франции, Тайваня, Северной Кореи. Поэтому Парижское соглашение от 27 января 1973 г. было неизбежным и фактически подытожило сокрушительный провал американского «блицкрига» во Вьетнаме. А уже через два года США вынуждены были уйти из Лаоса, Южного Вьетнама и Камбоджи, а Вьетнам стал и остается единой… социалистической страной.