Оперируя понятием социальной справедливости и вводя новые дифференцированные тарифы на оплату электроэнергии и газ, белорусские власти лишь в очередной раз подтвердили, как далеки от тех условий, в которых живет народ, жаждущий этой справедливости.
Еще Федор Михайлович Достоевский как-то сказал, что «высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее».
Наверное именно поэтому заместитель министра энергетики Михаил Михадюк заявил, что «переход на дифференцированную систему оплаты за электроэнергию и газ для населения поможет установить социальную справедливость».
Стремление достигнуть социальной справедливости в обществе, где ею пока даже не пахнет, - похвальное стремление. Особенно для белорусских властей. Но вот итог этих стремлений, увы, не радует.
Я не знаю, кто разрабатывал эту новую дифференцированную систему оплаты за электроэнергию, но она также далека от народа и от справедливости, как большинство наших чиновников.
Например, для жилых домов и квартир без электрических, при использовании в месяц до 150 кВт.ч, тариф еще будет социальным -- 382,4 рубля за 1 кВт.ч. А вот если превысил установленный лимит, то ты теперь считаешься богатым, и государство будет с тебя драть с учетом повышающего коэффициента.
Есть у меня одна знакомая семья -- вшестером в двухкомнатной квартире ютятся: глава семьи, его супруга, их дочь с зятем и двое внуков. Причем, один из детей находится в младенческом возрасте, что означает ночные бдения с включенным светом, стирка и утюжка белья несколько раз в день. У этой семьи при всей их экономичности никак не получается тратить электричества менее 200 кВт.ч в месяц. Были бы у них деньги, они бы построили еще одну квартиру, и тогда бы по новой социальной справедливости глава семьи с супругой тратили бы 150 кВт.ч в месяц, а их дочь с зятем и внуками в своей квартире тоже вложились бы в эти самые 150 кВт.ч. Но поскольку денег у них нет, и нет доступа к халявным льготным кредитам, то теперь они будут отнесены к людям состоятельным и будут платить с учетом повышающего коэффициента.
Знаю и другую семью. Ее глава когда-то работал начальником УКСа, и построил себе хороший дом, а каждого из двух детей обеспечил отдельной трехкомнатной квартирой. Причем, дети фактически и в очереди нуждающихся не стояли, они в нее просто встали, и уже в течение года стали владельцами новых квартир благодаря льготным кредитам. И вот получается, что глава семьи, работая теперь на руководящей должности в одной из структур управления делами президента, имеет ну очень солидный доход и живет в не менее солидном доме вдвоем с супругой. Они вполне могут уложиться в 150 кВт.ч, потому что дети с внуками имеют отдельную жилплдощадь и собственные справедливые нормативы потребления электроэнергии.
А теперь вопрос на засыпку, ради той самой социальной справедливости: Кому государство должно возместить часть затрат на электроэнергию? Конечно же первой семье. Но реально возместит второй. Ведь на первую семью государство выделило лимит в 150 кВт.ч электроэнергии в месяц, а на вторую – 450 кВт.ч (по 150 на каждый дом и квартиру). Это и есть новая белорусская справедливость.
Конечно, эту ситуацию не применишь ко всем. Но совершенно очевидно, что богатые семьи не ютятся толпами в скромной квартирке. Им значительно проще вложиться в норматив и получить социальный тариф. А вот бедных семей очень много таких, которая описана выше, и им уже придется стать еще беднее.
Именно поэтому мне хочется спросить у тех, кто разрабатывал эту новую дифференцированную систему оплаты электроэнергии: почему в ней не учтено самое элементарное – количество проживающих в доме или квартире человек? И как министры (ЖКХ и энергетики), премьер-министр, вес это утверждали? Для меня лично ответ очевиден. Все эти люди так далеки от реальных условий жизни простого народа, что уже давно не видят очевидных вещей. Для них высшая справедливость -- это когда им позволено делать все что угодно. О другом они и не задумываются.
Комментарии