Маркс плохо представлял процесс смены формаций

На модерации Отложенный

Закон Маркса о смене общественных формаций образно изображают в виде колеса истории, неотвратимо двигающегося к прогрессу человечества. Только след оно оставляет какой-то извилистый, как будто у этого колеса сильная восьмерка. По этому следу совершенно непонятно, социализм в СССР - это ошибка истории, тупиковая ветвь развития или будущее человечества?

Данные о темпах послевоенного развития СССР, когда годовой прирост промышленной продукции достигал 30%, говорит за то, что строй, показавший такие результаты, да еще в отсутствии иностранной помощи, не может быть тупиковой ветвью развития человечества. Почему же он рухнул? Знакомство с организацией экономики при Сталине показало, что львиную долю управленческих усилий руководство всех уровней тратило на составление планов и контроль за их выполнением. Организация экономики требовало планирования всей номенклатуры изделий в натуральном выражении! Ручные расчеты были по силам только, пока их перечень был невелик. По мере развития экономики он рос огромными темпами и вышел за пределы человеческих возможностей, а ПК тогда еще не изобрели. К концу существования СССР плановая экономика стала неэффективной. Не зря Вассерман в начале девяностых писал, что в связи с отсутствием необходимых вычислительных мощностей стихия рынка эффективнее плановой экономики. Но если устойчивость социалистической системы хозяйствования и ее конкурентоспособность по сравнению с рыночной экономикой зависит только от уровня развития вычислительной техники, Это означает, что время социализма еще не пришло, Сталин слишком опередил время. Постепенный демонтаж сталинской системы, возврат к капитализму да еще в его самом диком варианте тогда тоже является естественным процессом! Это уже не колесо истории, а какой-то маятник получается.

Маятник колеблется, если его силой отклонить от положения равновесия. Для России такой силой явились большевики, умело воспользовавшиеся уникальной ситуацией безвластия. В результате огромных человеческих затрат были отбиты две попытки той же Заграницы задавить процесс и построена экономика с чертами социализма. Процесс отклонения маятника истории в крайнее левое положение занял 36 лет (с 17 по 53 гг.). Сразу после смерти Сталина начался постепенный демонтаж социализма Хрущевым. К середине 80-х маятник оказался вблизи точки равновесия. В этот момент можно было его остановить и снова вернуться к социализму путем «крутого поворота и ускорения». Но инерция маятника, направленная не без помощи, опять таки Заграницы, в противоположную сторону, заставила маятник на скорости проскочить точку равновесия и неожиданно для граждан влететь в самый дикий криминальный капитализм, где мы сейчас и пребываем. Есть надежда, что сегодня мы находимся в крайней правой точке этого маятника. Тогда время прохождения от одного крайнего положения в другое составит 60 лет (195353-2013). Можно ожидать, что если возврат из сегодняшнего положения к точке равновесия, если он ,конечно, произойдет, займет около 30 лет. Если прав Вассерман, который в недавней своей статье утверждает, необходимый для технического осуществления социалистического планирования уровень вычислительной техники будет достигнут к 20-м годам, естественной точкой равновесия для общества сороковых годов вполне может быть социализм сталинского образца или более совершенный.

Для историков, философов и социологов внедряться в такие высокие материи с такими отвлеченными образами как колесо и маятник – несерьезно. Согласен. Но обратимся к другим ситуациям в истории, где так же происходила смена общественных формаций. Наиболее яркими примерами является эпоха буржуазных революций в Англии и Франции.

Во Франции полный цикл от первой буржуазной революции до полного установления капитализма занял 80 лет (1789-1870). С установлением буржуазной республики, реставрацией феодального правления и повтором событий с выходом на устойчивый капитализм. Коммуна 1871 года это уже попытка строить следующую формацию. Ее задавили.

В Англии цикл короче - лет 60. Первая революция в 1642-м, откат от капитализма и реставрация феодализма началась в 1658-м с гибели Кромвеля, вторая революция в 1688-м. Окончательное становление капитализма 1700г (грубо). Так что, маятник работает при любой смене формаций.

Если опять же считать, что Россия сегодня находится в крайней правой точке отклонения маятника (последние конвульсии уходящей общественной формации), то в Англии аналогичная ситуация сложилась к 1688-му году, во Франции - к 1848-му.

 

В Англии после буржуазной революции 1642-1651 годов, прихода к власти Кромвеля и его смерти в 1658 году вновь была восстановлена монархия. На классовые противоречия между зарождающейся буржуазией и феодалами накладывались религиозные разборки между католиками и протестантами. Пришедшая к власти династия Стюартов сильно принизила роль парламента и еще сильнее притесняла протестантов. Такие у них были проблемы, из-за которых в 1688 году произошла революция, которые англичане называют Славной революцией. Она больше была похожа на переворот, при котором надоевший всем Кирилл второй был заменен Вильгельма третьего, принадлежащего к другой династии.

Однако, последствия смены королей имели для Англии революционные последствия:

«В годы правления Вильгельма III были проведены глубокие реформы, заложившие основу политической и хозяйственной системы страны. В эти годы начинается стремительный взлёт Англии и её превращение в могучую мировую державу. Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах»

К нам это имеет только такое отношение, что после выбивания подпорки из-под отклоненного маятника, его так качнуло в направлении точки равновесия, что сделало Англию ведущей на то время промышленной державой.

 

С Францией еще интересней. После Великой французской революции 1789 года, крахом ее выдвиженца Наполеона и реставрации монархии восстановился реакционный режим короля Луи-Филиппа с премьер-министром Гизо. Вот какие там царили нравы перед революцией 1848 года:

«...Но главная задача Гизо состояла не в том, чтобы создавать что-либо новое, а в том, чтобы охранять существующее. Его политика, как и политика его предшественников в эпоху июльской монархии, только ещё в большей степени, была направлена к поддержанию и защите интересов плутократии. Биржевые спекуляции, поощряемые правительством, развились до небывалых ранее размеров. Продажность и подкупность проникли в высшие сферы, в степени, невиданной со времени старой монархии. Обнаружились грубейшие хищения в арсенале в Рошфоре, при поставках провианта для армии. Пэр Франции, бывший министр Тест брал по 100 000 франков за раздачу монополий, брал крупные взятки также другой пэр Франции, Кюбьер, дважды бывший военным министром. Эти факты были раскрыты и доказаны в суде; в печати и обществе возбуждались десятками обвинения такого же рода против других, столь же высокопоставленных лиц, и обвинения нередко убедительные, — но правительство старалось заминать подобные дела. Сам Гизо широко практиковал подкуп (в особенности раздачей мест депутатам и др. лицам) для своих политических целей, и однажды сознался в палате, что во Франции иногда практикуется продажа должностей. Располагая послушным большинством, он в палате легко добивался своей цели.»

Знакомо? Вот тебе и маятник истории: работает и при переходе феодализм- капитализм!

Имелись ситуации, когда маятник не был запущен. Германия. Образовалась в 19 веке, когда капитализм уже утвердился. В 1918 году была попытка революции социалистической направленности, но была подавлена. В результате Германия из капитализма не выходила до 45-го.

Во Франции революция 1871 года коммунистической направленности была подавлена. Дальше капитализм развивался спокойно, не считая участия в мировых войнах.
Это два примера, когда опережение исторического пути развития пресекались на начальных стадиях. Власти шли на определенные уступки, снимающие назревшие противоречия. В этом случае дальнейшее развитие страны происходило эволюционным путем.

Ну и в заключение сформулируем правило маятника, который, как не странно, работает:

Преждевременный переход на более высокую общественную формацию в одной стране может носить только кратковременный характер с обязательной реставрацией старой формации в ее более античеловечных проявлениях, чем раньше. Лишь после этого возможен повторный и уже окончательный переход в новую формацию. Если попытку преждевременного перехода в более высокую формацию подавляют на раннем этапе внутренними или внешними силами, общество дальше развивается эволюционным путем.

Что полезного для нас от правила маятника? Понимание будущего.

Исторический маятник России находится в крайнем правом положении. Его движению к точке равновесия мешает подпорка в лице группы олигархов, узурпировавшей власть. В разрушении этой подпорки и в движении маятника в сторону равновесия заинтересованы левые, нацеленные на возврат к социализму, предприниматели не входящие в правящую группировку, желающие цивилизованного капитализма, и Заграница, которую выперли от кормушки, и которая желает распада России для облегчения захвата ресурсов. Разрушится опора под ударами заинтересованных сил или сама рассыпится от внутренней эрозии, главное начнется потом, когда те, кто сейчас отстранен от участия в принятии решений, начнут драку за Россию, за власть и ресурсы.

Вот такая историческая загогулина получается, однако.