Белорусскую науку будут "затачивать" под потребности
                        Белорусскую науку пытаются модернизировать уже много лет, однако от слов к делу никак не переходят. Во многом проблема заключается в том, что промышленность в стране не восприимчива к инновациям, а чиновники пытаются решать проблемы науки без участия самих ученых. 

Модернизация на словах 
Александр Лукашенко считает, что в Беларуси назрела необходимость коренной модернизации не только экономики, но и научной сферы. Об этом он заявил, вручая 25 января дипломы доктора наук и аттестаты профессора научным и научно-педагогическим работникам. 
«Мы не можем позволить себе распылять средства ради удовлетворения чисто академического любопытства. Белорусская наука должна быть заточена под потребности нашего суверенного государства и стать более компактной по своей структуре», — сказал глава государства. 
По мнению Лукашенко, важно четко определить, в каких стратегически значимых направлениях нужно вести исследования самим, где целесообразно кооперироваться с зарубежными коллегами, а где выгоднее закупать иностранные разработки. 
Лукашенко отметил, что предстоит существенно повысить роль науки в подготовке управленческих решений, планов, прогнозов социально-экономического развития страны. Он подчеркнул, что для решения этих масштабных задач требуются современные, творчески мыслящие исследователи. 
В прошлом году Лукашенко говорил о реформировании науки практически теми же словами, обратил внимание Александр Войтович, возглавлявший Национальную академию наук в 1997-2001 годах. 
В начале февраля 2012-го на аналогичной церемонии глава государства также заявлял о необходимости коренной модернизации научной сферы. Тогда же он указал гуманитариям на то, что они не справляются с задачей серьезного научного сопровождения идеологии и работы с населением: «Наши оппоненты, прежде всего на Западе, используют все более изощренные политтехнологии, а ученые не в состоянии предложить эффективные методы противостояния им. Или, может быть, мы просто не знаем о таких методах». 
В целом о модернизации белорусской науки речь ведут уже больше десяти лет, подчеркнул Александр Войтович. 
«Я согласен с президентом, что науку надо модернизировать, но вопрос в том, что об этом говорят уже 12 лет. Руководство страны за разговорами о реформировании прячет полное отсутствие такового. В 2010 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой все проблемы сферы, существующие в течение многих лет, перечислены. Из этого следует, что никакого реформирования не было, а проблемы существуют с 90-х годов», — отметил Войтович в комментарии для Naviny.by. 
По мнению академика, то, что в области реформирования все же делается, «назвать реформами нельзя». 
«Меж тем я убежден, что наука нуждается в реформах. При разработке планов реформирования научной сферы, прежде всего, необходимо учитывать мнение научной общественности», — отметил Александр Войтович. 
В науку идут одни старики? 
Как отметил Александр Лукашенко, сегодня актуальной стала проблема смены научных поколений. В вузах средний возраст доктора наук составляет 61 год, а кандидата — на 10 лет меньше. Уменьшается количество желающих поступать в аспирантуру. 
«В чем состоит главная проблема? Виноваты ли здесь только низкие стипендии и зарплаты начинающих ученых и прочие материальные факторы? Или просто не налажена системная работа по привлечению в науку талантливой молодежи?» — поинтересовался глава государства. 
Как рассказал Naviny.by сотрудник одного из институтов Академии наук, сейчас большинство ученых в возрасте от 50 и старше. А вот научных кадров в возрасте от 35 до 50 лет фактически нет, потому что в 90-х «мало молодежи шло в науку, а многие уезжали». 
В последние годы, по словам нашего собеседника, молодежь довольно активно шла в науку, «пока не ужесточили правила для аспирантов.
 Сейчас многие опасаются введения правила или обязательно защититься после аспирантуры или вернуть стипендию за все годы».
Зарплата в науке скромная. Младший научный сотрудник, учась в аспирантуре, может работать только на 0,5 ставки, а это около 1 млн. 300 тыс. рублей. Аспирантская стипендия сейчас около 1 млн. 700 тыс. рублей. Она во многом зависит от надбавок, стажа, коэффициентов и финансирования лаборатории. 
Академик Александр Войтович в комментарии для Naviny.by среди самых важных проблем, которые необходимо решать в белорусской науке, назвал старение кадров. 
«Это плохая кадровая ситуация. Могу с полным основанием сказать, например, что в физическую науку молодежь не идет. Если приходит, получает опыт и ищет, куда уехать. Без решения кадровой проблемы не будет развития». 
Вряд ли оно возможно и в случае сохранение еще одной проблемы отечественной прикладной науки — устаревшего оборудования. 
«Многие достижения белорусских ученых — это результат их интеллектуальной деятельности и труда. Однако те же результаты в Беларуси получают за гораздо более длительное время, чем в Западной Европе, потому что там есть оборудование и создана соответствующая структура. Это не является привлекательным для молодежи, и она уезжает за границу — во-первых, из-за низкой зарплаты, во-вторых, из-за невозможности самореализации из-за отсутствия должного оборудования и материалов», — отметил Александр Войтович.
 
Много ли денег идет на науку? 
«Иногда сетуют на то, что на науку у нас направляется около 1% валового внутреннего продукта, а за рубежом этот показатель доходит до 2, 3, 4%. Однако значительную долю этих финансов составляют вложения коммерческих фирм, которые платят лишь за нужный им результат, — отметил Лукашенко. — А наши ученые пока создают только интеллектуальный продукт, который далеко не всегда превращается в товар. Более того, исследователи и производственники даже не могут полностью использовать средства инновационного фонда». 
«Давайте и мы будем прагматиками. Нужно добавить финансов — найдем, где их взять. Но только если вы скажете четко — куда и на что. И в этом случае будете готовы взять на себя ответственность за интеллектуальный и коммерческий результат», — подчеркнул глава государства. 
В белорусской науке есть неплохие результаты, отметил Александр Войтович. Однако, подчеркнул он, в нашем случае речь идет о движении вперед, об улучшении отдачи от них и развитии инновационной сферы. 
В Беларуси на науку тратится не 1% от ВВП, «а уже в течение 15 лет 0,7-0,8%, что, согласитесь не то же самое, что 1%», отметил Войтович. Это меньше, чем в России и Украине, не говоря уже о странах Западной Европы. 
Академик подчеркнул, что, действительно, в этих странах существует связь науки и бизнеса, что показывает налаженность инновационной деятельности, когда предприятия выпускают инновационную продукцию и нуждаются в научных разработках. 
«Где у нас инновационные предприятия, которые имели бы новое оборудование и могли финансировать научные разработки? — задается вопросом Александр Войтович. — Причина отсутствия связи и финансирования науки бизнесом в том, что инновационная сфера у нас совершенно не развита. Поэтому и не поступают деньги из промышленности в науку. Не работает инновационная схема в стране. Меж тем привлечение грантов для коллективов и отдельных сотрудников широко распространено в мире. Таким образом, процент вложения в ВВП значительно больше, чем у нас, потому что в науку вкладывает средства и производство». 
Не восприимчивость к инновациям — это проблема белорусской экономики, отметил академик Войтович. 
В любом случае, по его убеждению, для оздоровления науки обсуждение ее проблем должно происходить с участием ученых, а не только чиновников. «Как минимум, необходимо наладить диалог с научной общественностью», — подчеркнул он. 
                        
                     
                    
Комментарии
Комментарий удален модератором
Так что аккуратней в суждениях..))
Китай подписал конвенцию о нераспространении ЯО
Сами может
Ну а подневольный труд уже введен на ряде предприятий РБ согласно декрета №9 от 7 декабря 2012г: http://www.belta.by/ru/articles/officially?cat_id=1528
По одежке и протягивай ножки.
Академия наук - не жилец. Таких не существует кроме как в России еще и где-то в постсовке. Понятно, что с зарплатой аспиранта в 200 дол. и среднем сроке кандидата в 51 год - это приговор. А денег у страны нет на самое важное.
Кстати, нани писаки уже доложили, что экспортируют 14 % инновационной продукции.Скоро догоним Голландию с 30 %.
Если надо - напишут и про 50 %.
Я бы выбрал несколько направлений и вложил бы туда деньги. Остальное - увы. Здания АН в основном надо преобразовывать и сдавать в аренду.
Болтун - находка для шпиона.
Сильно сумняваюся
А если считать, что большинство военных технологий рано или поздно приходят в обычное производство, то тогда для нас должно быть вообще всё сказочно.
Я тоже согласна с Вашим комментом, но хорошо бы послушать доводы "начальника транспортного цеха"...)
А то так можно и про Зимбабве сказать, что они на Луну высадились, по их "чэстным данным"...и поди опровергни..))))
Я много бизнес-планов читаю. Вот на днях в одном из них пишут, что хотели бы купить разработку центра "Курчатовский институт", в другом собираются вместо производить с С/Перербургским институтом. Востребованы, пусть и не настолько, как надо. А вузовские центры будут более мобильные.
Реальная доля расходов на финансирование науки в 2012г была 0,28% от ВВП, а в 2013г её планируют поднять до 0,41% от ВВП - и не факт, что этот план будет выполнен.
Мои цифры взяты из прогноза бюджета-2013, выполненного Юрием СЕЛИВЕРСТОВЫМ,
начальником Главного управления бюджетной политики Минфина РБ (см. по ссылке, стр.8):
http://www.minfin.gov.by/data/jurnal/2012_8_6-8.pdf
А для широкой аудитории - именно те "лукавые" цифирьки из публикации по Вашей ссылке. Тут.ву читают миллионы, а журнал "Финансы · Учет · Аудит" - только "ПОСВЯЩЁННЫЕ".
Как-то так...