В каких условиях воевали штрафники в воздухе.
16 января 2006 года в газете "Красная звезда" была напечатана статья полковника юстиции Андрея Мороза "Штрафной удар с неба". Положение о штрафных эскадрильях, упоминаемое им в этой статье, вызвало повышенный интерес у читателей.
Этот правовой документ есть в архивных делах 811-го штурмового полка 206-й штурмовой дивизии. (Дивизия эта была переформирована из истребительной в штурмовую у стен Сталинграда).
Положение подписано начальником штаба 8-й воздушной армии полковником Н. Селезнёвым и военкомом штаба старшим батальонным комиссаром В. Ануфриковым, а на титульном листе утверждено командующим армией генерал-майором авиации Т. Хрюкиным и военкомом армии бригадным комиссаром А. Вихоревым. Кстати, однокашником Героя Советского Союза Тимофея Хрюкина по Луганской военной школе пилотов.
Задачу организации штрафных эскадрилий положение определило так: предоставить возможность лётчикам, стрелкам-бомбардирам, техникам и механикам, уличённым в саботаже, проявлении элементов шкурничества, уклонения от полётов, путём выполнения ответственных боевых заданий на самых опасных участках и направлениях искупить свою вину перед Родиной.
Далее в документе сказано, что перечисленные выше лица, независимо от занимаемых должностей, направляются в штрафные эскадрильи распоряжением командира дивизии с последующим оформлением и отдачей приказа по личному составу воздушной армии. Отчисление из штрафной эскадрильи осуществляется по представлению командира дивизии приказом командующего армией.
Предусматривалось создание штрафных эскадрилий трёх типов:
а) истребительной на самолётах Як-1 и ЛаГГ-3;
б) штурмовой на Ил-2;
в) лёгкобомбардировочной на У-2.
Каждая эскадрилья содержалась по штату неотдельной эскадрильи десятисамолётного состава. Подчинялась непосредственно командиру той дивизии, в которой была оформлена решением командования воздушной армии.
Как и в штрафбате, руководящий состав штрафной эскадрильи подбирался из нештрафников. Он включал пять человек: командира и военного комиссара эскадрильи, заместителя командира, адъютанта старшего (так в то время называли начальников штабов батальонного звена) и старшего техника. Весь остальной командный, рядовой лётный и технический состав укомплектовывался за счёт штрафников. Положение предусматривало единственное исключение: при неукомплектованности штрафной лёгкобомбардировочной эскадрильи стрелками-бомбардирами командиру дивизии разрешалось замещать эти должности нештрафниками. (В момент разработки положения ещё ни один самолёт Ил-2 в двухместный переоборудован не был, поэтому проблема воздушных стрелков для штурмовиков отсутствовала).
На командование эскадрилий в дивизии возлагалась обязанность тщательно учитывать всю боевую работу штрафников и только на основании этих учётных данных возбуждать ходатайство о переводе их в строевые части.
Положение не разрешало штрафников представлять к государственным (тогда писали "правительственным") наградам, лишало их полагавшегося другим лётчикам денежного вознаграждения за боевые успехи в порядке приказов НКО СССР № 0299, 0489, 0490, а также процентной надбавки за выслугу лет. Пребывание в штрафной эскадрилье не засчитывалось в срок, определяющий присвоение очередного воинского звания.
Штрафники, независимо от должности, которую занимали в строевой части, удовлетворялись денежным содержанием по должности, которую им определили в штрафной эскадрилье, с процентной надбавкой за пребывание на фронте.
Документ разработан под прямым воздействием приказа НКО № 227. Но в штабе 8-ой воздушной армии не могли воспользоваться в качестве образца положениями о штрафном батальоне и штрафной роте. Последние были утверждены заместителем наркома обороны генералом армии Г. Жуковым 26 сентября 1942 года, а Т. Хрюкин и А. Вихорев утвердили своё положение на двадцать дней раньше - 6 сентября.
Документ получился даже более суровым, чем Положение о штрафбате. Штрафников в пехоте за подвиги представляли к государственным наградам. Они заранее знали, на какой срок направлены в штрафной батальон или роту - этот срок не мог превышать трёх месяцев. Ранение, каким бы не был его характер, признавалось свидетельством искупления вины. Авиаторы же предпочли иной критерий - только число и итоги боевых вылетов, и качество подготовки самолётов к боевой работе. Некоторым лётчикам не удавалось избавиться от статуса штрафника до ПЯТИ месяцев. Получив в воздухе ранения, ожоги, они автоматически в строевые части не переводились. Часто, даже после снятия с них по представлению командования эскадрильи и дивизии судимости ещё какое-то время решали боевые задачи в качестве штрафника.
Не предусматривало Положение о штрафных эскадрильях и дополнительных дисциплинарных полномочий для их постоянного командного состава, льготного исчисления выслуги лет. Это было прерогативой наркомата обороны...
До сих пор вызывает ожесточённые споры существование группы штрафников 3-й воздушной армии Калининского фронта под командованием И. Е. Фёдорова, сбившей за три месяца порядка 500 самолётов противника...
Тем не менее, сам Герой Советского Союза И. Е. Фёдоров в документальном фильме, посвящённом ему, рассказывал самым подробным образом об этой истребительной эскадрилье.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Фильм хоть чей : наш или забугорный?
Сын Хрущева как раз и "пропал" в воздушном бою в штрафной эскадрилии,
Комментарий удален модератором
http://amlpageslubitel.mybb2.ru/viewtopic.php?t=1229
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором