Выборы, которые мы выбираем

Выборы, которые мы выбираем

Инстанции, предъявляющие счет за украденные выборы, порой возникают не сразу, но зато мгновенно и неожиданно

Александр Рубцов
Vedomosti.ru

25.01.2013

 
Россия уже не та страна, в которой разрыв между легальным и легитимным может быть вечным. Да и СССР этот разрыв ни к чему хорошему не привел. На фото: выборы в Верховный совет СССР, 1954 г., председатель Совета министров СССР Георгий Маленков на избирател
Россия уже не та страна, в которой разрыв между легальным и легитимным может быть вечным. Да и СССР этот разрыв ни к чему хорошему не привел. На фото: выборы в Верховный совет СССР, 1954 г., председатель Совета министров СССР Георгий Маленков на избирател Фото: ИТАР-ТАСС
Выбор редактора
  • Александр Рубцов: В поисках утраченной легитимности57
 
МЕТАФИЗИКА ВЛАСТИ
  • Александр Рубцов: Когда святые маршируют75
  • Александр Рубцов: В поисках утраченной легитимности57
 
Эта публикация основана на статье «Метафизика власти: Выборы, которые мы выбираем» из газеты «Ведомости» от 25.01.2013, №10 (3272).

В предыдущей статье о легитимности(«Когда святые маршируют»,«Ведомости» от 18.01.2013) подчеркивалось, что в крестовый поход за сакральным под хоругвями РПЦ власть выдвинулась после падения рейтингов и ада последних выборов.

До декабря-2011 страна лишь лениво потягивалась, как эспандером напрягая рейтинги руководства. Но аналитики уже знали, что пружина сыграет. Выборы в Думу подтвердили лучшие опасения, а март-2012 закрепил облом модели. Режим устоял, протест вошел в берега, но произошла смена плана легитимации, а это принципиально. Между легальностью(соответствие закону) и легитимностью(признание прав на власть) нет прямой корреляции.

Коммунистов в 1996 г. обобрали, они об этом привычно заявили, но никто не выступил, а сами они тактично никого не позвали. Страна согласилась терпеть эту власть и не была готова на протест настолько заметный, чтобы его нельзя было подавить или игнорировать. Шансов не было даже у волнений. В отличие от понимания легитимности как признания данной власти наилучшей у нас срабатало согласие на вариант хотя бы не худший. Пассивный консенсус мешал поставить режим под снос, двадцать лет и два года обеспечивая нужный минимум стабильности.

«Все изменила революция»: в замкнутом контуре с положительной обратной связью реакция на события усиливает факторы, ее вызывающие, — система идет вразнос. Первое падение рейтингов вызвало шок и острое желание тут же все вернуть, добавив оборотов машине пиара. Проверка началась, клиент вошел во вкус, начал«пересаливать лицом», им явно перекормили при очевидном фальстарте. Фокус-группы и прогнозы уже показывали смену настроений с переходом в непечатную зону, но рейтинги стали надувать во все дыры, забыв о том, что все дутое имеет свойство лопаться.

Решающим проколом стала рокировка. До этого фронду смиряла надежда, что режим сможет хоть как-то эволюционировать. Эту иллюзию особо цинично растоптали с остатками репутации местоблюстителя(из равновесия вывел серийный обвал близких по духу автократий, казавшихся железобетонными). Новую стратегию выбрали самую недальновидную: душить не в объятиях, а в колыбели, лучше в зародыше. Не возглавить неизбежное, а переломить тенденцию — и именно через колено. Ужас перемен породил желание победы«как раньше» — любой ценой, но именно сокрушительной, с огромным запасом прочности по количеству, но не по качеству результатов. Более того, показное небрежение формой понималось как демонстрация силы, уверенности в какой-то иной легитимности, не иначе харизматической(отсюда столько театра). Однако реальный мотив был от обратного: не допустить, чтобы выборы громогласно подтвердили плохой тренд(результаты ЦИК — это вам не социология ЦСР). Сильная идея наложилась на встречный план: выявить фальсификат и не простить. К сшибке готовились с обеих сторон: карусели и Чуров от власти — наблюдатели и злобные аналитики от оппозиции.

В итоге в электоральном соревновании все же возник независимый допинг-контроль. Алиби власти в стиле«он и так бы победил»...



Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/8383531/vybory_kotorye_my_vybiraem#ixzz2Iyh84Ud8