Из воспоминаний коммуниста 20-х гг. (орфография и пунктуация сохранены)

На модерации Отложенный

17 февраля 1921г. вспыхнуло кулацкое восстание под станицей Арык-Балык.

В 11 часов ночи у нас  начался бой. Мы 14 человек поехали было в Арыкбалык выручить ТТ. Андреева - член ВЦИК и Вашкивича - продинспектора из Ленинграда, но не выручили, так как нас встретила банда, мы не устояли. В плену коммунистов т. Аширова Мирхандера и двух продармейцев, отступили по направлению  Володаровки  Аиртавского района для присоединения коммунистическому отряду и там же стоял штаб продармейцев. В 1-м часу  ночи прибыли в Володаровку.

После нашего отступления из Имантава, озверевшее кулачество, вся шатия восстала, вначале налёт на семьи коммунистов, на их родственников и продармейцев, начали их арестовывать и сажать в холодный амбар, под арест попадает и моя жена, моя родная сестра Абдрашитова Зугра, брат Абдрашитов Халил,  дядя- Абдрашитов Алтынбай в это время ему было около 80 лет, тесть – Заитов Камал - около 70 лет, Шабаев Шари - в это время он работал на продовольственной работе и ряд других попали под репрессию.

В село Володаровку мы прибыли в I час ночи около 45 человек, коммунисты и продармейцы, собравшиеся при отступлении из Имантава, Лобанова и Аиртава, где стоял штаб продармейцев, где мы сообщили об этом положении - восстании. Туда со всех сёл и деревень собралось около 300 человек коммунистов и продармейцев. В Володаровку наша часть отступала по направлению на Кокчетав через Еленовку.

По прибытии в Еленовку 19 февраля присоединились к красной армии,  где стояла одна рота красной армии и один эскадрон кавалерии. 20 февраля наше наступление ка Челкарскую станицу.

Бой начался с бандами в 10 верстах от Еленовки, банда стала отступать в панике, но наши части станицу Челкар не занимали, возвратились обратно в Еленовку /не хватило патронов/.  Я и другие в количестве 70 человек при одном пулемёте были поставлены на заставу в конце деревни Еленовки. В первом часу показалась разведка банды, об этой мы сообщили нашему штабу, откуда так же выехала наша конная разведка, которая, оказывается, ничего не обнаружила, вернулась, и спокойно бойцы расположились на отдых. Приблизительно в час ночи, банда о трех сторон начала наступать завязался бой, пошла стрельба, наш пулемёт работал мало, застрял.

С патронами было дело плохо, у меня было 12 патронов у остальных тоже не больше. Банда уже заходит в деревню Еленовку, нас отодвинули, смешались, у нас получилась паника, начали из Еленовки отступление. Вот тут то мы и оставили в плену около 100 человек и два пулемёта и начальник штаба/ фамилию забыл.

Тот  живой не сдался  в руки бандитов, когда кончились пули нагана, убил сам себя.

Отступление из Еленовки было с 20 на 21/II через Кокчетав до самого села Золоторунного /100 верст от Кокчетава/ где связались с Петропавловском и получили патронов.

С 24 февраля по 7 марта я и ещё двое товарищей сопровождали 16 человек раненых красноармейцев и коммунистов в Омск.

7-го марта вернулись из Омска в Кокчетав. 5-го марта Кокчетав уже  был занят нашими, а 14 марта в основном востание было ликвидировано. Командир отряда - штаба банды полковник Кудрявцев был убит в Чистополовке. А есаул Пылимский был взят живым в плен.

В Кокчетаве меня назначили председателем Имантавсокго станичного ревкома и я 24 марта 1921 года вернулся в свою станицу и тут же начали выявлять активных участников востания, обнаружили в первом случае 10 человек, вынесли решение растрелять / Леонов Иван Фёдорович - сын кулака, обезаружил в первый день восстания  т. Маслова - инспектора по продовольствию, прибывшего из Москвы или Ленинграда/.

Леонова растреляли. Остальных растреливать не дал согласия т. Спиридонов - политрук  233-го Казахского полка при одной роте, который стоял в это время в станице Имантаве. На другой  день мы начали  выявлять участников восстания и арестовывать, направлять в ЧК г. Кокчетава. Арестовали и отправили: Леонова Г. Е.-кулак, которой выбил зубы моему брату Халли Абдрашитову, Трофимов Марк Н. - кулак, который еще летом 1920 г. был на моем замечании, что он говорил "потерпите немного не торопитесь молотить хлеб, эта власть не будет".

Петров Ф. Н. - кулак, Максютов Ибрай Якубов. - середняк, активный участник, прихвостень кулаков, занимался прятанием кулацкого имущества. Кажей -  кулак. Вот эти люди были амнистированы по случаю 1-го мая 1921 г.

После ликвидации восстания,  нами и в ЧК расстреляны из Имантава около 40 человек.

1. Кулишов. К. Е. - комендант прапорщик

2. Кулишов М. Е. -командир отряда разведки

3.   Леонов М. Евд. - член воен. совета банды. быв. кулак

4.   Стогне Н. А. - бывший атаман

5. Беккинеев Шарип - верхушка станицы.

6.   Аширов Айнук - "      "

7.   Егоров Иван К.- командир отряда б/вахмистр

8.   Гладков Василий М. - атаман во время востания