Россия возвращает себе основу национального достояния
На модерации
Отложенный
Природные ресурсы - это одно из самых ценных богатств России, а их добыча является важной отраслью экономики страны. В России выстроена экономически выгодная торговля полезными ископаемыми как в горнодобывающей промышленности, так и в добыче углеводородов.
В конце 1995 года Россия открыла всем и каждому свободный доступ к своим недрам, подписав Соглашение о разделе продукции (СРП), которое позволяло западным компаниям осуществлять добычу практически любых полезных ископаемых на невероятно льготных условиях.
- Так компанию, добывающую нефть или газ, можно регистрировать за пределами юрисдикции России (в оффшорах).
Месторождение полезных ископаемых, находящееся на территории России, по факту становилось собственностью зарубежных компаний, которые ставили это месторождение себе на баланс. Исходя из этого, компании получали право постоянного использования месторождения, которое Де-юре стало их активом.
В соглашении о разделе продукции №226-ФЗ от 30.12.95 прямо указывалось, кому принадлежит право собственности.
А это создавало просто невероятное по масштабам преимущество для любой зарубежной компании, работающей в сырьевой отрасли России.
Так как месторождение по закону могло являться собственностью зарубежной компании, осуществляющей его разработку, то можно было вместо всех налогов на добычу полезных ископаемых платить обычное роялти.
Роялти - единый заранее оговоренный платёж за право постоянного использования месторождения как актива. Причём сам платеж не обязательно мог быть в валюте, он мог быть в виде добытого ресурса.
Сама идея соглашения о разделе продукции является методом привлечения инвестиций, технологий и иностранного капитала в страну.
Многие развивающиеся страны открывали доступ иностранным инвесторам к добыче углеводородов согласно СРП, и такое практикуется до сих пор.
СРП применяется во Вьетнаме, Йемене, Гане, Нигерии, Танзании и других странах.
Помимо этого, более 120 проектов СРП с более чем 70 компаниями подписаны в Китае. Индия тоже активно использует СРП и успешно его реализует в сфере добычи полезных ископаемых.
Россия тоже использует СРП в зарубежных проектах. Например, 24 декабря 2019 года между российской государственной нефтяной компанией "Зарубежнефть" и египетскими госнефтекомпаниями "GANOPE" и "Pacific Oil Limited" было подписано соглашение о разделе продукции на разработку двух месторождений шельфа Египта.
Однако Россия выделяется из этого списка тем, что после распада СССР она из промышленно-развитой страны деградировала до такого состояния, что СРП стал жизненно необходим не только для поддержки экономики России, но и для создания соответствующей нефтегазодобывающей инфраструктуры западными компаниями.
Так вот, на фоне того, что тогда правительство президента России Бориса Ельцина, как говорят, рассматривало продажу Курил Японии и продажу Карелии Финляндии, соглашение о разделе продукции казалось меньшим злом.
А если послушать откровения политиков того времени, то в 1991 году был разработан план продажи Пыталовского района Псковской области - Латвии.
Может показаться, что именно тяжелая экономическая ситуация в стране вынудила пойти на уступки западным компаниям в виде принятия СРП в России.
Однако, и это исторический факт, СРП сформулировано таким образом, чтобы максимально быстро привлечь внимание западных инвесторов, начав сотрудничество в инвестировании и разработке месторождений в России на их условиях. То есть в основе соглашения используется так называемая "индонезийская модель".
Согласно этой модели, зарубежная компания осуществляет разведку и добычу за свой счёт, а добытое сырьё в начале в полном объёме передаётся добывающему юридическому лицу (иностранной компании). И так происходит до тех пор, пока добытое сырьё полностью не возместит все затраты на геологоразведку, подготовку к добыче и на все остальные работы (вплоть до пусконаладочных).
И только после того, как все эти затраты окупятся, добываемое сырьё делится на основании соглашения (договора) в пропорциях, которые заранее были оговорены.
В случае проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", договор по СРП которых закрыт для публичного доступа, предположительно только 9% добытых газа и нефти доставалось государству, а остальное уходило в собственность иностранных компаний.
Красочные огни проекта "Сахалин-2".
Почему договор закрыт для публичного доступа? Всё просто: прочитав его, любой здравомыслящий человек придёт в шок от условий, которые предоставлены западным компаниям.
В.В. Путин, отвечая после встречи G8 в 2007 году на вопрос журналиста, читал ли он договор СРП по нефтегазовым проектам острова Сахалин, сказал следующее:
«Вам нравится, что было написано? Вы знаете, это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остаётся только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль».
Формально доли иностранного юрлица облагалась налогом на прибыль, но соглашение СРП разрешало регистрировать управляющие компании за пределами российской юрисдикции. И, разумеется, всё регистрировалась в западных оффшорах, поэтому налоговые отчисления были минимальными.
Главным инициатором введения СРП в России был Григорий Явлинский (основатель партии "Яблоко"). Его совершенно справедливо критикуют за подобное "разрешение" иностранным инвестором пользоваться недрами России, потоки доходов от чего, минуя российский бюджет, оседали за рубежом.
Да, это действительно похоже на колониальный налог, который Россия должна платить Западу. Суть абсолютно та же.
Был ли у России тогда другой выбор - вопрос дискуссионный и неоднозначный. Однако совершенно однозначно то, что индонезийская модель, которая легла в основу российского СРП, применяется в большинстве стран так называемого "третьего мира", что мягко намекает нам на то, какое кабальное соглашение с Западом подписала Россия.
Более того, именно с того момента началась беспрецедентная оффшоризация российских компаний, которые тоже ринулись выносить свои активы за рубеж.
Извечный вопрос, почему олигархи и их компании выводят деньги за рубеж, перерегистрируют свои компании в западных оффшорах и предпочитают их хранить там, имеет очевидный ответ.
Это банально разрешено и более того - одобрено на государственном уровне. Даже такие крупные проекты, как "Сахалин-1" и "Сахалин-2" находятся в офшорной зоне именно благодаря государственному соглашению СРП.
Оператором проекта "Сахалин-1" и обладателем лицензии является компания "Exxon Neftegas Limited" (дочернее предприятие американской компании "ExxonMobil"), зарегистрированная на Багамских островах.
В 1997 году Ходорковский, пользуясь случаем, быстренько вывел в оффшоры одну из крупнейших компаний в России - "ЮКОС" - через оффшорную холдинговую компанию «Group MENATEP Limited», головной офис которой располагался на Гибралтаре.
"Сахалин 2" с 1994 по 2007 годы имел следующих акционеров: англо-голландская «Shell» (55 %) и японские «Mitsui» (25 %) и «Mitsubishi» (20 %).
Зарубежные компании просто присвоили себе ресурсы всего проекта. "Газпром", по решению президента России, пришёл туда только в 2007 году, однако оператором проекта по-прежнему оставалась компания «Sakhalin Energy», зарегистрированная на Бермудских Островах.
С 2003 года Россией в одностороннем порядке была начата работа по ликвидации подобных соглашений по всем международным правилам либеральной торговли.
В 2004 году, после внесения поправок в закон о СРП, удалось ликвидировать 260 подобных предприятий. Однако оставшиеся три проекта, реализуемые согласно СРП, были заключены отдельно на правительственно-областном уровне, и поправки к закону не регулируют их деятельность.
Это проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское нефтяное месторождение", деятельность которых осуществляется согласно редакции закона от 1995 года.
Окончательную точку в этом вопросе решено было поставить 4 декабря 2021 года, когда президентом России В.В. Путиным был дан старт законопроекту "№ 33098-8".
Законопроект о недрах внесло на рассмотрение правительство России.
Кто именно был инициатором этого законопроекта, мы можем узнать в конце текста.
Принятие данного закона означало запрет на выдачу иностранным компаниям лицензий на разработку недр в России. То есть добывать нефть и газ будет разрешено только российским компаниям с припиской в юрисдикции России. Законопроект распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей.
Так как законопроект был внесён именно правительством России, то шансы на его отмену были минимальны. Это прекрасно понимали западные компании.
Обратите внимание на дату распоряжения, подписанного М. Мишустиным.
Вся сегодняшняя истерия по уходу из России зарубежных нефтедобывающих компаний объясняется именно этим законопроектом. Иностранным компаниям пришлось бы уйти из России в любом случае, но они решили напоследок использовать это в свою пользу, заявив, что это они сами уходят с российского рынка, а не Россия их выгоняет.
- Интересно, что законопроект "№ 33098-8" не распространяется на СРП, поэтому из проектов на основе СРП уходить никто не торопится.
Законопроект принят и опубликован в виде Федерального закона от 28.06.2022 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Однако, спустя два дня после подписания закона, В.В. Путин подписывает Указ от 30 июня 2022 года о передаче государству всех активов компании-оператора проекта "Сахалин-2", фактически национализируя этот проект.
При этом подобный переход в собственность является показательным примером того, что произойдёт с другими двумя проектами, если «запланированный», как они сами утверждают, уход иностранных компаний будет затягиваться.
Иностранцем есть чего бояться от подобной "приватизации". Если участники проекта по каким-либо причинам откажутся от этих условий, то их доли в проекте будут принудительно проданы, а вырученные средства будут заморожены на счетах нерезидентов России. То есть сами продать свои доли они не смогут, а это будет чистый убыток.
Депутат государственной Думы Павел Завальный 7 июля 2022 года заявил, что перевод "Сахалина-1" в российскую юрисдикцию станет следующим шагом.
26 июля 2022 года Правительство поручило передать «Зарубежнефти» долю французской "TotalEnergies" (20%) и норвежской "Equinor" (30%) в Харьягинском месторождении (третий проект, реализуемый по СРП, являющийся при этом одним из крупнейших месторождение нефти в России). В итоге "Зарубежнефть" увеличит свою долю в проекте с 40 до 90%.
В "Total Energies" признали, что из-за российских законов найти иностранных покупателей на их доли невозможно, и продать доли теперь возможно только российским компаниям, а это противоречит санкциям ЕС. Поэтому "Total Energies" фиксирует чистый убыток, просто передавая всю свою долю российской государственной нефтегазовой компании «Зарубежнефть».
Всё потому, что 5 августа 2022 года В.В. Путин подписал Указ, запрещающий инвесторам из недружественных стран участвовать до конца года в сделках по добыче нефти в рамках проектов «Сахалин-1» и "Харьягинское месторождение".
Дело остаётся только за проектом «Сахалин-1», который в настоящее время фактически остановлен, а все сделки с долями, правами и обязанностями, принадлежащими участникам СРП из недружественных стран, более невозможны.
То есть оператора проекта "Сахалин-1" американскую компанию "ExxonMobil", которая громче всех кричала об уходе из России в начале марта, буквально пинком выгоняют, но "ExxonMobil" просто упирается до последнего и никак не инициирует программу своего ухода.
А вся правда в том, что "ExxonMobil" не хочет уходить, ведь даже после того, как «Сахалин-1» перейдёт в российскую юрисдикцию, сам проект будет приносить стабильную, хорошую и прогнозируемую прибыль до 2050 года. Да, халявы уже не будет, налоги придётся платить в бюджет России, но прибыль всё равно многократно перекроет любые убытки.
Все принятые в последнее время законы, указы и распоряжения вынуждают зарубежные нефтегазовые компании покидать рынок России, либо бороться за право тут остаться, но уже на выгодных для России условиях.
Согласно новому законодательству, контрольный пакет акций в проекте "Сахалин-1" (после его вывода из оффшора) должна получить компания "Роснефть".
Сегодня у японского консорциума "SODECO" и американской компании "ExxonMobil" доли по 30%, у "Роснефти" – 20%. То есть кто-то из них должен будет передать часть активов "Роснефти". Но в Японии уже заявили, что намерены сохранить своё участие в проекте "Сахалин-1", вынуждая именно американцев покинуть его.
Япония и США включены в российский список недружественных стран, поэтому сделки между собой для них закрыты.
Директора "ExxonMobil" явно не ожидали такой подставы со стороны коллег из Японии. В общем, эпическая битва за сохранение участия в проекте "Сахалин-1" между Японией и США находится сейчас в самом разгаре.
Видимо, победит тот, кто предложит России наиболее выгодные условия.
Российские недра в 2022 году полностью вернутся под контроль России, как и было ранее задумано.
Комментарии