В Дагестане на борьбу с экстремизмом вышли дружинники

На модерации Отложенный

Северный Кавказ по-прежнему сложно назвать спокойным регионом России. В Махачкале в минувшую пятницу возле дома заместителя министра МВД республики нашли бомбу. Несмотря на то, что самодельное взрывное устройство успели обезвредить, сам факт покушения вызвал серьезные опасения за безопасность граждан республики.

А в августе прошлого года в Дагестане всех шокировало убийство духовного лидера мусульман шейха Саида Афанди. После этого глава Дагестана Магомедсалам Магомедов подписал указ о создании отрядов самообороны. Корреспондент «МИР 24» Джаваншир Даногуев отправился в дозор вместе с дружинниками и узнал, каких усилий стоит спокойствие и безопасность.

На Кавказе духовная власть означает и влияние политическое, убийство Саида Афанди служит тому примером. Тогда все в один голос говорили, что он стал жертвой примирения - примирения суфиев с салафитами, к которому так стремился шейх Саид. Представителей этих религиозных течений разделяют идейные разногласия - такие, что друг друга они называют еретиками. Отряды добровольцев-дружинников создавались в первую очередь с тем, чтобы помочь официальным структурам в борьбе с экстремизмом. Теперь в одном строю с вооруженными спецназовцами задание командира получают мирные жители. Без масок, удостоверений и автоматов народные ополченцы, уставшие от терактов, похищений людей и вербовок молодежи боевиками вышли на борьбу с преступностью.

«Они очень помогают нам. Часто именно от дружинников поступают сообщения о лицах, скрывающихся от суда, от следствия, от органов правоохранительных, с их помощью бывает изъято незаконно хранящееся оружие, задержаны преступники, разбойники, пособники бандитов», - отмечает начальник межрегионального отделения внутренних дел «Кизилюртовский» Асхабали Заирбеков.

Народные дружины созданы по инициативе главы Дагестана. Сегодня они действуют в каждом поселении республики. Общее количество дружинников - сорок тысяч человек. Их основное предназначение - помощь полиции в поиске экстремистов.

«Идея создания народных дружин - не сиюминутное решение, оно не сегодня возникло. Было соответствующее постановление правительства еще где-то в сентябре 2004 года. Это было связано с тем, что после известных событий 1999 года. Возникла необходимость привлечения граждан для охраны общественного порядка в помощь правоохранительным органам для обеспечения правопорядка», - говорит секретарь Совета Безопасности Республики Дагестан Магомед Баачилов.

Толчком для создания народных дружин стало убийство видного религиозного деятеля Дагестана шейха Саида Афанди. В августе прошлого года он погиб от рук террористки-смертницы, которая пришла к нему в дом под видом обычной прихожанки.

Шейх Саид Афанди открыто выступал против экстремизма. Игнорируя постоянные угрозы, вел разъяснительную работу с молодежью. Объяснял суть ислама - как мирной религии, в которой нет места насилию.

Могила шейха Саида Афанди стала местом паломничества для верующих. В знак благодарности и уважения к шейху, сюда приходят его земляки. Произносят молитву за упокой его души.
В Черкеи - родном селе шейха, его ученики также подключились к движению народного дозора. Пропаганда ценностей ислама - одна из задач дружинников. Интернет-сайт, созданный еще при жизни Саида Афанди, ориентирован главным образом на молодежь. «Остерегайтесь подделок» говорят модераторы своим посетителям, которые только постигают основы религии.

«Наша цель - донести до людей правду об исламе. Всю правду без лишнего пафоса, без лишних эмоциональных окрасок, просто факты – о чем говорит ислам, что разрешает, что запрещает ислам. Чтобы люди, ищущие ислам, из любой точки заходили и видели красоту ислама, а не то, что на сегодняшний день показывается всеми», - рассказывает координатор штаба дружинников Ибрагим Яхьяев.

Дружинники по очереди сидят перед компьютером и патрулируют улицы родного села, и если замечают что-то подозрительное - звонят начальнику полиции района, номер его мобильного есть у каждого дружинника.

«Они к нам в дежурную часть звонят. Если, к примеру, замечена подозрительная машина, то их отдел эту машину остановит и попросит подождать. Если человеку нечего, он, конечно, ждет. Приезжает наряд милиции, проверяет, если все законно, перед ним извиняются, он едет дальше», - поясняет начальник межрегионального отделения внутренних дел «Кизилюртовский» Асхабали Заирбеков.

У некоторых были личные мотивы стать дружинником – близкие и родственники погибли от рук боевиков. Четверых братьев Магомеда Омарова расстреляли среди бела дня, прямо в центре села.

«Так получилось, что случайно четверых братьев моих убили три года назад. Практически одному 18 не было, другому 19 не было, другой отец четверых сыновей. Четверо таких вот маленьких осталось сейчас. Там диалога большого не было: раз, раз, расстреляли их, уехали. Я и ребята собрались в селе и решили, что сами будем защищать свое село», - говорит Магомед.

Ему дал рекомендацию глава сельской администрации. Это основной документ, на который опирается полиция при приеме добровольца в дружину. Кроме того, хотя дружинникам оружие и не полагается, полиция идет им на встречу и в упрощенном порядке выдает разрешение на «травмат».

Закон о народных дружинах еще требует доработок. В перспективе планируется выдавать удостоверения дружинника, а также некоторые льготы. Однако уже сейчас определены суммы компенсаций за несчастные случаи при выполнении гражданского долга. За легкое ранение дружинник получит девяносто тысяч рублей. За тяжелое - триста. В случае же гибели его семье выплатят миллион. Впрочем, власти республики отлично знают, что дружинники рискуют жизнью не ради денег.

Также читайте

  • В Дагестане после убийства шейха решили создать народные дружины
  • В России создаются православные дружины