Образование в Японии. Детские сады.
Хотела написать о японском образовании... Начала, как всегда, с самого начала... :)))) Получилось слишком много про детские сады... поэтому, пока, только о детских садах... :))))
В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью, поэтому не все детки ходят сюда, многие остаются до шести лет на домашнем воспитании. Хотя, конечно, есть садики даже для детей с трех месяцев, но, как правило, чтобы устроить туда ребенка, нужно письменно обосновать необходимость и оправдаться документами с мест работы перед многими образовательными инстанциями. Считается, для ребенка самое лучшее – домашнее образование до шести лет.
Тем не менее, многие японцы отдают своих чад лет с четырех в детские сады.
Существуют два основных вида детских садов – ХОИКУСЁ, принадлежащие Министерству Здравоохранения, (редко бывают частными) и, ЁТИЭН, которые могут быть частными или подведомственны Министерству образования, науки и культуры.
По моему мнению, вторые представляют собой нечто вроде детских эстетических центров. В ЁТИЭН ребенок поступает с четырех лет, а занимается он там только до обеда. Акцент делается на воспитании и дошкольном обучении (в ЁТИЭНах детям могут планово преподавать азы английского, родного языка и математики, не говоря уже о всех видах творческой деятельности).
ХОИКУСЁ же являются яслями в нашем понимании, то есть ребенка можно отдать туда уже с трех месяцев, и там он находится весь ваш рабочий день. Уходу за ребенком в ХОИКУСЁ уделяется большее внимание, нежели его развитию.
Одно из самых ощутимых отличий – оплата. В ЁТИЭН она может доходить до 500 долларов в месяц, в то время как в ХОИКУСЁ ее рассчитывают исходя из вашей семейной заработной платы, и чаше всего эта сумма является вполне адекватной и несоизмеримо меньше вышеназванной.
Вообще, японцы относятся к детям с особой любовью. Еще в начале прошлого века российский ученый-японовед Г.Востоков подметил, что японцы воспитывают детей «с такою мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов...» Подобные принципы японцы стараются использовать и в современных дошкольных учреждениях.
В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе. Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу. Кроме того, группы переформировываются ежегодно, что связано с попыткой предоставить малышам как можно большие возможности для социализации: если у ребенка не сложились отношения в одной группе, не исключена возможность, что он приятелей в другом составе группы.
Во многих учебных планах дошкольных образовательных учреждений подчеркивается, что:
1. Каждый ребенок должен понять, что он – один из многих, поэтому мнения других необходимо уважать;
2. Детям важно усвоить, что существует наиболее приемлемый способ выполнения различных дел и на его освоение стоит потратить время и силы.
С европейской точки зрения сразу бросается в глаза отсутствие указания на формальную сторону обучения – нет и намека на то, что ребенок должен учиться считать или писать. Нужно сказать, что и на практике в детских садах не учат ни письму, ни счету. Основная цель дошкольного учреждения – научить детей учиться, то есть сформировать способности, которые в дальнейшем (при поступлении в школу) позволят им овладеть необходимыми навыками. Однако в последнее время часть педагогов начала отстаивать западную идею «когнитивно-ориентированного обучения», то есть как раз обучения конкретным знаниями и умениям. Данное направление критикуется многими японскими авторами за то, что его осуществление предполагает игнорирование указанных выше направлений работы, а в сфере когнитивного развития сводится лишь к счету и письму, которые представляют небольшую часть познавательных способностей.
Одним из направлений работы в дошкольном образовании Японии является обучение одаренных детей. Однако одаренность понимается не как нечто единичное, уникальное, данное природой свыше, а как то, что можно взрастить во многих. Широко известен метод обучения игре на скрипке Сузуки. Его можно сформулировать следующим образом: начинать обучение, как можно раньше, и, заниматься, как можно больше с хорошими педагогами. Как отмечал Сузуки, при соблюдении этих правил талант будет доступен всем детям. Сам доктор Сузуки начинал учить игре на скрипке трехлетних детей, и они добивались успеха.
Часто в детском саду можно услышать слова «Гамбате кудасай!», что означает «Пожалуйста, будьте настойчивы в своих стараниях!». Выполняя задания педагогов, дети усваивают очень важный принцип – мастерство достигается усилием. Именно усердие высоко ценится в японской культуре. При этом взрослые подчеркивают опять же групповую принадлежность ребенка, что проявляется, например, в следующем правиле: если ребенок закончил выполнение задания, то перед тем, как сообщить об этом воспитателю, он должен убедиться, что и его сосед также справился с ним. Подобная ориентация на коллектив проявляется и в не связанных с обучением моментах – например, в Токио, начиная с первых дней школьного обучения, дети добираются до школы в группах, которые возглавляет один взрослый.
В садах также присутствует очевидная направленность на приобретение ребенком реального опыта взаимодействия с миром. Так, например, в одном из токийских детских садов дети, начиная с пяти лет, регулярно самостоятельно создают постройки на открытом воздухе (домики для детской площадки, лодки и т.д.).
С этой целью им раздаются строительные инструменты и материалы. Перед детьми ставится конкретная проблемная ситуация и малыши с удовольствием приступают к ее решению. В процессе строительства они понимают, что для покраски крыши дома нужно встать на стул, а для правильного крепления дощечки недостаточно одного гвоздя. На родительском собрании директор детского сада предупреждает родителей, что педагоги будут наблюдать за выполнением детьми этого проекта, но избежать травм, скорее всего, не удастся; однако, по его мнению, для ребенка важно научиться оценивать опасность при работе с инструментами, иначе он никогда не сможет относиться к ним подобающим образом. Представить эту картину в американском или европейском детском саду крайне сложно.
Японцы считают, что главное в детском саду – сохранить детскую природу ребенка. Поэтому, например, детей, которых по результатам психологической диагностики можно отнести к гиперактивным, японские педагоги считают энергичными и любознательными, но не проблемными, и относятся к их поведению с юмором и теплом. Вообще, шумные, подвижные дети в Японии вызывают меньше проблем, чем в других странах, поскольку в детском саду не предполагается, что малыши должны контролировать свой голос или поведение. Наоборот, бег и крик поощряются педагогами, поскольку являются, по их мнению, выражением силы (энергетической составляющей) характера ребенка.
Своеобразное решение находит и проблема физического насилия среди детей. Если в Европе и Америке случаи драки между детьми рассматриваются как асоциальное поведение, то в Японии отношение к подобным инцидентам иное. В детском саду педагоги фактически игнорируют такие происшествия и вмешиваются не для того, чтобы наказать зачинщика, а с целью установить гармоничные отношения между детьми, вошедшими в конфликт (например, педагог старается донести до детей, что в конфликте виноваты всегда оба действующих лица, и демонстрирует детям, как можно извиниться). Сам акт насилия не считается преступлением – по мнению японских педагогов, это следствие социальной незрелости, неспособности сказать о своих чувствах.
Когда в России мама провожает ребенка в детский сад, она желает ему «быть умницей и не плакать», а когда забирает его, то обычно спрашивает, как прошел день, кто его обижал, как он ответил обидчикам. Не правда ли сразу вспоминаются рефлексии по таинственной русской душе? Кажется нас в детстве еще приучают к тому, что мы должны сжать зубы и терпеть… неважно, что..
В Японии, когда мама отправляет ребенка в сад, она говорит: «Работай усердно! У тебя все получится!» Конечно, японские матери не ожидают, что их дети будут весь день работать, однако такие слова не могут не отразиться на отношении ребенка к миру. В японской культуре усердие и старание ценятся больше, чем индивидуальные результаты в обучении.
Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но, если мы в подобных случаях ограничиваемся бутербродами, то японская мама должна приготовить обед, соответствующий обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла («крашенная картошка» вредна для детей, почему-то считают японцы). Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.
Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.
После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.
Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности
Кроме того, «сами» дети должны делать почти все, причем с самого нежного возраста. В детском саду нет уборщицы — дети сами моют пол, вытирают со стола. Раз в месяц они сами себе готовят еду — жарят рыбу, лепят лепешки из риса. Для них это игра. Лениться и капризничать — стыдно. Об этом знают и дети, и родители.
Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.
В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни.
Комментарии
21 марта праздновали день Дауненка, было весело: шарики, концерты.
А еще я знаю, что Айя Ивамото, девочка с синдромом Дауна, закончила институт и написала книгу о себе, своем заболевании и своих прекрасных родителях. Давно, правда, это было... лет шесть-восемь назад....
http://sunchildren.narod.ru/FirstTalk/aya.html
Вот нашла про эту девочку, здорово!
Мы сами в Чехии живем, и тут тоже не так, как в постсоветских садах и школах.