Единого кандидата от оппозиции, скорее всего, не будет

 

 
Выдвижение единого кандидата от оппозиции на очередных президентских выборах в 2015 году крайне необходимо, но, исходя из сегодняшнего положения дел в оппозиционном лагере, это будет сделать очень сложно, полагают в Минске.

А был ли единый?
"По большому счету оппозиции ни в 2001, ни в 2006 годах не удалось выйти на единого кандидата, всегда находилась параллельная команда. А в сегодняшней ситуации, после выборов 2010 года и последовавших за ними событий, вероятность выдвижения единого кандидата еще меньше, чем в 2001 или 2006 годах", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" координатор гражданской кампании "За справедливые выборы" Виктор Корнеенко.
По его словам, "многие люди в оппозиции забыли, что надо бороться за власть, за общественное мнение, за поддержку людей".
"Зачастую борьба идет между собой, внутри оппозиции, за более высокое, почетное место. Эта внутренняя борьба в принципе не может привести к положительному результату", - считает собеседник агентства. В качестве примера он привел выборы 2010 года, когда "большинство кандидатов от оппозиции ни за какую власть не сражались, а самоутверждались".
"В свое время процесс определения единого кандидата решался вполне демократически, все было прозрачно. Но затем стремление отдельных политиков любой ценой выскочить на какой-то волне приводило к тому, что широкой поддержки, сплочения всех сил не получалось", - сказал агентству единый кандидат от оппозиции на президентских выборах 2001 года Владимир Гончарик.
Вначале, по его словам, было упущено время в определении единого кандидата, затем часть оппозиции не стала работать на этого кандидата. "Вопрос не состоял в том, что единым будет Домаш (Семен Домаш - один из оппозиционных кандидатов, снявшийся в пользу Гончарика) или Гончарик. Вопрос заключался в поддержке, вопрос был решен поздно, мы многое растеряли", - отметил Гончарик. "На выборах 2006 года произошло практически то же самое, те же закулисные интриги", - сказал экс-кандидат.
По его мнению, "в той ситуации, которая сложилась сегодня в стане оппозиции, договориться будет сложно". В первую очередь, подчеркнул Владимир Гончарик, представителям оппозиции "надо поумерить свои амбиции и подумать о том, для кого и чего выдвигается единый кандидат".

Варианты и претенденты
Собеседники агентства считают возможным рассмотрение всех предлагаемых вариантов определения единого оппозиционного кандидата, главное, по их мнению, достижение положительного результата.
"Все эти предложения имеют и положительные, и отрицательные стороны. Но надо исходить из реальных условий", - заявил Гончарик. Между тем, он склоняется к возможности проведения праймериз. "Эта форма определения лидера, конечно, сложная и противоречивая. Но этот механизм заставит работать с людьми", - сказал Владимир Гончарик. По его словам, "можно определиться и в узком кругу, это тоже не такая уж плохая идея""Но в данном случае нужно просчитать все возможные нюансы, связанные с тем, как в той или иной ситуации может проявить себя та или иная личность.
Что за ней стоит, какая существует внутренняя и внешняя поддержка", - отметил собеседник.
Он считает, что в Беларуси есть претенденты на единого кандидата. "Может быть, они сегодня не настолько проявляются, но такие люди есть. И те, которые раньше участвовали в выборах, и те, которые не засветились", - сказал Гончарик. Между тем, по его мнению, список претендентов на единого не следует сводить "только к лидерам партий и общественных движений". Вполне возможно, отметил Гончарик, в этом качестве мог бы выступить кто-то из нынешних хозяйственников, люди из номенклатуры. "Или те, которые были в этой обойме, но вышли из нее и проявили себя с хорошей стороны", - предположил экс-кандидат.
"Такой вариант в нашей ситуации был бы вполне приемлемым, тем более что среди чиновников можно найти профессионально готовых людей", - отметил координатор кампании "За справедливые выборы" Виктор Корнеенко. "Теоретически это возможно, но следует учитывать, что сегодняшние чиновники находятся под колпаком у правителя страны, а поэтому сделать это будет трудно", - сказал он.
Корнеенко считает, что можно попытаться реализовать любой из вариантов определения единого кандидата. "Но выход на этого кандидата в первую очередь должен мобилизовать актив, главное, чтобы результаты выборов единого были признаны этим активом", - пояснил он. В этой связи Корнеенко предположил, что для выдвижения единого кандидата могли бы подойти такие варианты, как проведение конгресса демократических сил либо праймериз.

Ключевой вопрос - доверие людей
Виктор Корнеенко видит необходимость не только в определении единого оппозиционного кандидата и мобилизации всего оппозиционного актива. "Нужна четко выстроенная и принятая всеми стратегия действий по подготовке и проведению президентской кампании", - сказал он.
"Конечно, для оппозиции самый подходящий сценарий - это единый кандидат. Но без поддержки людей на площади даже с единым кандидатом добиться перемен невозможно, переиграть действующую власть нельзя", - отметил координатор гражданской кампании. По его словам, "успех любой акции состоит в ее массовости. Эта массовость должна возрасти в разы, а для этого оппозиции нужно работать с людьми, разговаривать на их языке", - сказал Корнеенко. "Такой опыт, хоть и не совсем удачный, был - "Народный сход", - напомнил он.
Владимир Гончарик видит опасность в том, что тема единого кандидата от оппозиции "может уйти в бесконечные обсуждения и т.д". "С вариантом определения кандидатуры необходимо определяться. Если этот процесс не начать уже сегодня, то время уйдет, и о едином кандидате можно будет только мечтать", - отметил Гончарик. Он убежден, что помощников со стороны в решении этого вопроса искать не следует. "Не думаю, что нужно к кому-то обращаться - ни на Западе, ни на Востоке, все нужно решать здесь. Никто за нас ничего не решит, это уже давно очевидно", - заявил Владимир Гончарик.
В свою очередь Виктор Корнеенко сказал, что "опыт, в том числе и негативный, есть"."Оппозиция в состоянии его учесть. Но не факт, что так и будет", - сказал он."Наверное, большая часть оппозиции не считает, что впереди последний и решительный бой. Жизнь продолжается, привыкли, приспособились", - заключил координатор гражданской инициативы.