Программа умерщвления Т-4

На модерации Отложенный

Предыстория
К 1921 году евгеника — учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, стало признанной во всём мире на­уч­­­ной теорией.

Ещё за год до этого была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни». Её авторы, профессоры Карл Биндинг и Альфред Хохе из Фрайбургского университета, писали, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство — это праведный и полезный акт». Хохе, бывший физиологом, обосновывал утверждение, что некоторые люди — это просто балласт, который создаёт неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки. Его соавтор юрист Карл Биндинг, предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.

Уже в 1921 году была сфор­мирована правитель­ствен­ная комиссия, призванная да­вать советы по поводу абор­тов и стерилизации (лишению возможности иметь потомство) для людей с отклонениями.

В 1923 году в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены, призванной улучшить «расовую чистоту» немцев. В данном случае, расовая гигиена представляла собой науку, а не комплекс политических и социальных устремлений и мер.

В 1927 году в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти» — врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».

Цели программы

Программа предусматривала в рамках расовой гигиены «очищение» арийской расы от людей, существование которых влияло на появление здорового потомства, прежде всего это коснулось пациентов психиатрических клиник.

Оправдательным мотивом служила высокая стоимость содержания и лечения, что было использовано нацистской пропагандой с целью вызвать ненависть к «психически неполноценным», как к бесполезным членам общества, на лечение которых уходят средства налогоплательщиков. Поначалу практиковалась стерилизация больных согласно «Закону о предотвращении (рождения) больного потомства». Считалось, что люди с врожденными пороками развития не могут приносить пользу обществу и в целях экономии государственных средств должны быть ликвидированы.

Когда нацистская «расовая гигиена» стала осуществляться, категории лиц и групп, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», были существенно расширены, иногда в них включали даже лесбиянок, как не дающих потомства. В конце концов, нацистские порядки проведения расовой гигиены достигли высшей точки в холокосте. Под прикрытием Второй мировой войны, и используя войну как предлог, национал-социалисты еще более радикализировали расовую гигиену. Вместо положительной евгеники управления воспроизводством и браком, они просто устраняли лиц, которых считали биологической угрозой. Уничтожению подлежали все евреи, как «загрязняющиe» расу, цыгане, в качестве социально опасных элементов общества, и некоторые меньшинства. Даже после издания приказа по прекращению программы, уничтожение продолжалось. В медицинских клиниках, ставших центрами по уничтожению людей, стали умерщвлять не только пациентов, но и направляемых туда нетрудоспособных узников концентрационных лагерей и больных представителей «низшей расы» — «остарбайтеров», то есть бесплатной рабочей силы: евреев Восточной Европы и пригнанных в Германию на работу (в основном женщин и детей) из СССР. Сами отделы по транспортировке из программы уничтожения Т-4 были переведены в систему концлагерей. Чиновники из Т-4, Франц Штангль и Кристиан Вирт, стали начальниками лагерей смерти Треблинка и Белжец, которые стали образцом для всех лагерей.