О просвещении.

На модерации Отложенный

Некоторые соображения  обывателя

по поводу просвещения. /Часть 3-я/.

----------------------------------------------

                                 

Невозможно сформулировать концепцию просвещения, не разобравшись с наслоениями  экспериментов, основанных на мнимом представлении   о причинах, а также «цели и задачи» жизни на планете. Ни у кого нет прав корректировать движение жизни, ибо никто не знает, как появилась жизнь и что является для неё естественным. Хотя в процессе развития событий человек получает достаточно знаков того, как следует действовать  и «ныне и присно, и во веке веков». Природа человека такова, что каждый является частью целого только в количественном смысле, в остальном он эгоистичен и действует индивидуально, ставя частные интересы выше общественных - в этом особенность задачи просвещения. Такой инструмент, как религия, призванная изменить качество общественных отношений, а именно переориентировать индивидуальные интересы, не выдержал напора разнонаправленных, часто взаимоисключающих сил человеческой натуры. Часто забывается о том, что люди неоднородны. Только просвещённые и интеллектуально одарённые люди могут подняться до понимания необходимости укрощать своё эго в пользу общего блага, понимая, что в нём и его личное. Их слишком мало, чтобы надеяться  на «автоматическое выруливание»  на желаемый путь. Силовые методы пагубны, хотя бы по тому, что в роли Бога человек слишком ничтожен - это ясно показала эпоха «строительства коммунизма», особенно возврат к капитализму. Прирост просвещённых должен осуществляться вследствие правильно организованного процесса просвещения, смысл которого не должен заключаться в забивании голов «знаниями», а в освобождении от невежества и настраивании мыслительного органа для самостоятельного анализа реальности с возможностью делать выводы и принимать решения, пусть даже ошибочные.  Для организации начала такого процесса есть всё - опыт поколений, багаж ошибок и явные свидетельства достойных «свершений», а гарантией от грубых ошибок могли бы быть морально-нравственные правила, которые человечество выработало за свою историю.

Можно ли ставить вопрос таким образом? - кто нужен для реальной жизни, начало которой уже давно положено? Думаю, что так ставить вопрос не правомерно, хотя именно так он всегда и ставится. Никто не знает, какой именно человек нужен и кому. Но очевидно, что движение человечества направлено к совершенству. Об этом говорит вся история развития и наличие тонких инструментов, выработанных тысячелетиями, для «экспертизы» каждого собственного шага – ведёт он наверх, или вниз, - по крылатому выражению Папы Римского. Можно ли ставить задачу переделать жизнь насильственно? Ответ – нет. Мы не являемся причиной жизни, как и смысла,  мы знаем только то, что живём и желаем продолжения  жизни. Нам дано видеть, что жизнь нуждается в совершенствовании, и дано общее понимание направления действий. Остаётся только прилежно трудиться в исполнении того, что должно. Для этого нам дан разум, способный познавать мир, дана интуиция, способная предугадывать события, даны инструменты: ноги, руки, глаза уши, осязание. А главное – нам дано религиозное сознание, позволяющее наполнять процесс смыслом и целью. Нам дана способность открывать эстетические свойства бытия. Дана способность достигать резонансов, как результат взаимодействия законов МИРА и законов человеческого мира.

И многое ещё не открыто до времени. Это даёт представление о цели. Прямому пути мешает человеческая природа, устроенная таким образом, чтобы сохраниться, во что бы то ни стало в первозданной «версии». Эта «установка» была необходимой в начале, но теперь действует во вред. Иначе следует считать разум, данный создателем, случайностью.

Чтобы сохраниться, человек должен укрощать свою природу. Религиозное сознание открывает способы укрощения, результатов их действия в истории много. Этому же свидетельствует и сам человек в своём величии и ничтожестве. И это делает направление усилий очевидным.

Итак – перед нами недавно родившееся человеческое существо, - что мы ему пожелаем: - стать лётчиком, художником слесарем, пекарем, учёным, - кем? Можно смело сказать – ни то и не другое. Не наше дело «лепить» людей как бытовые инструменты, наше дело помочь ему пройти за годы тот путь, который человечество шло миллионы лет. Чего для этого не хватает? Ответ прост – доброй воли. Он должен стать человеком, посвящённым в тайны, которые открыты человечеству во всех сферах жизни и снабжённым самыми совершенными правилами сосуществования. После этого он сам выберет своё поприще, на котором хочет трудиться по дарованию или склонности. Труд – это единственное времяпровождение любого человека; труд  постоянный и беспрерывный. Известна ложная идея Маркса о том, что человек должен трудиться всё меньше и меньше, а свободное время посвящать «творчеству». Даже странно сознавать, что такую глупость высказал гений. Творчества, свободного от какого либо труда, не может быть. Труд – единственное состояние мыслящего существа. Чем  мощнее интеллект, тем шире круг его интересов и тем больше он трудится, ибо состояние бездействия – деградация. Трудиться человек должен со дня рождения и до смерти. В этом его суть и в этом оправдание его здорового долгожительства. Тут следует оговориться: - труд не рабский, не наёмный, который доминирует теперь, не смотря на разговоры о творчестве. Понятно – это выглядит очередной фантазией неврастеника, но каждый может поразмыслить и, в конце концов, убедиться, что ничего утопичного в этой мысли нет. Просто пороки так далеко завели, что простые мысли кажутся сумасшедшими. В моём тексте нет призывов «измениться», или переделать жизнь – нужно разумно организовать просвещение - и больше от нас ничего не требуется.  Все произойдёт само собой. Конечно, не всем посчастливится  вкусить «плоды просвещения», но одного того уже достаточно, что чаяния получат реальные надежды. А это как раз то, чего не хватает для возбуждения жизненной потенции и начала «горения». Иначе жизнь погаснет от бессмыслицы. Ошибка в том, что всем нужен результат в виде законченного акта, а результатом является бесконечный процесс.

Все книжки, которые предлагается прочитать, это крики о затухании жизненного огня. Ибо главная книга всегда с человеком. Необходимо только, чтобы вновь появившийся человек научился отличать плохие поступки от хороших, и всегда осознавал самостоятельно – он поступил дурно или достойно – это главное условие для подлинного прогресса. Естественный вопрос - кто будет чистить «конюшни»? Такие вопросы существуют в не просвещённом обществе. Воображение рисует оптимистическое развитие событий, в случае, если вместо образования будет просвещение. Но вот беда –  меня не оставляет чувство, что никому не нужно никакое просвещение, иначе на земле уж давно был бы рай. И это вполне демократично потому, что  желающих истинного просвещения абсолютное меньшинство.