Новое поколение украинских БТР
На модерации
Отложенный
В Военно-промышленном курьере № 48 (465) http://www.vpk-news.ru/articles/13431 была опубликована статья И.Катаева «Суета вокруг БТР».
В российских и зарубежных СМИ последнее время активно обсуждаются образцы новой и глубоко модернизированной украинской бронетанковой техники (БТТ), впрочем, как и перспективы продвижения этой продукции на национальном и международных рынках ВВТ. Отчасти это обусловлено фактором заключенных за последнее время контрактов на поставки за рубеж, что дало повод некоторым экспертам утверждать о якобы значительном потенциале отрасли и впечатляющем качестве бронетехники производства Украины. Но попытка объективного анализа того, что на самом деле представляют собой упомянутые машины, а также реалий их продвижения позволяет говорить о сильно преувеличенной оценке перспектив.
По итогам завершающегося 2012 года можно сказать, что определенные изменения в отношении поступления новой и модернизированной бронетехники в украинскую армию произошли. Этому способствует некоторое увеличение финансирования. Как сообщал министр обороны Украины Дмитрий Саламатин, в 2012 году на развитие ВВТ оборонным бюджетом было предусмотрено 2,343 миллиарда гривен (293 миллиона долларов), при этом 1,48 миллиарда гривен (185 миллионов долларов) – по государственному оборонному заказу (правда, часть этих денег выделена по спецфонду, то есть за счет средств, которые армия должна заработать себе сама. – Прим. авт.).
.
Прежде всего украинская армия официально вооружилась БТР нового поколения, приняв в этом году на вооружение новый бронетранспортер БТР-4. Соответствующий приказ от 24 июля 2012 года подписал глава военного ведомства страны. По его словам, производство БТР-4 и его модификаций позволит Украине избавиться от покупки за рубежом такого типа вооружений и упрочить свои позиции как спецэкспортера.
Украина старается быть и активным игроком на мировом рынке ББТ. Это подтверждают официальные отчеты госструктур, осуществляющих экспортный контроль. В частности, в 2011 году Судан получил из Украины 40 отремонтированных и модернизированных танков Т-72М1, пять Т-55, восемь БТР-3, 16 БМП-1, десять БРДМ-2. Эфиопия приобрела 72 Т-72Б1, Таиланд – 24 БТР-3Е1, а Ирак – четыре БТР-44К и 20 БТР-4. В 2012-м цифры продаж окажутся еще большими. В частности, продолжаются поставки БТР-4 в Ирак, а ГП «Завод имени Малышева» (Харьков) приступило к выполнению трехлетнего контракта на поставку в Таиланд партии танков «Оплот».
Украина также планирует запуск совместного производства бронетранспортера БТР-4 с казахстанским АО «НК «Казахстан Инжиниринг». Об этом недавно заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев: «Предполагается, что наша страна не только обеспечит поставку технологических линий и комплектующих для совместного производства БТР-4 на территории Казахстана, но также проведет обучение местного персонала. В мае подписано соглашение о совместном производстве сотни бронемашин».
О любви наступать на грабли
В свое время наличие в составе ВС СССР однотипных образцов бронетанковой техники различных моделей (танков Т-72, Т-64, Т-80, бронетранспортеров БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80) было признано нецелесообразным, прежде всего по причине трудностей в обучении экипажей, проведении их технического обслуживания и ремонта, особенно в боевых условиях.
Похоже, военное руководство Украины уроки истории не знает и хочет в который раз изобрести свой национальный путь обновления арсеналов бронетехники. Но то, что мог себе позволить Советский Союз в данном аспекте, совсем не означает приемлемость такого пути для Украины, вооруженные силы которой еле сводят концы с концами в вопросах финансирования (заметим, что пример ВС США, которые сейчас используют большое количество разнотипных моделей боевых машин MRAP, для других стран не является показательным. Американцы были вынуждены одновременно закупить такое количество машин от различных производителей из-за необходимости в сжатые сроки обеспечить защиту личного состава в горячих точках по всему миру. – Прим.авт.).
В случае с Украиной получается ситуация, когда хвост виляет собакой: разработчики и производители (то есть ОПК) вместо выполнения запросов военных сами навязывают им продукцию и услуги по принципу односторонней выгоды. Это очень хорошо видно на примере лоббирования планов оснастить украинскую армию новыми бронетранспортерами местной разработки сразу четырех типов.
Основу парка БТР механизированных, аэромобильных и некоторых других подразделений составляют БТР-80, имеющие значительный потенциал модернизации. Но остались также и старые БТР-70, причем в небольшом количестве: потребность в перевооружении составляет всего несколько батальонов.
Поэтому в положениях Государственной программы развития вооружения и военной техники вооруженных сил Украины, других документах предусмотрено начать перевооружение армии бронетранспортерами БТР-4 на замену прежде всего морально устаревших БТР-70. То есть БТР-4 рассматривается как основной перспективный образец бронетранспортера для ВС Украины.
Казалось бы, можно довести до ума проект БТР-4 и на его основе решить многие вопросы обновления парка легкой колесной бронетехники украинской армии. Но на Украине думают по-другому, так как проектами программных документов реформирования и развития вооруженных сил страны (в части развития ВВТ) на среднесрочную перспективу рассматривается закупка образцов техники, смонтированной на базовом шасси БТР-70, модернизированной на Николаевском ремонтно-механическом заводе до уровня БТР-70ДИ (в первую очередь для машин управления подразделениями ПВО и командно-штабных). К тому же ОПК лоббируется вопрос принятия на вооружение классического боевого БТР-70ДИ для повышения его экспортной привлекательности.
Помимо этого, ГП «Киевский ремонтно-механический завод» создан еще один аналогичный бронетранспортер – БТР-3Е1. Понимая, что принятие на вооружение ВС Украины БТР-3Е1 положительно повлияет на его привлекательность для инозаказчиков, государственный концерн «Укроборонпром» давит на Минобороны относительно проведения госиспытаний БТР-3Е1 и принятия его на вооружение ВС страны. И есть основания думать, что это произойдет. Таким образом, Украина имеет все шансы обогнать бывший Советский Союз, имея на вооружении в уменьшенной по сравнению с СССР в десять раз армии колесные бронетранспортеры сразу четырех типов.
Вопросы о качестве
Отдавая должное труду создателей БТР-4, хочется все же высказать свое мнение в отношении этой машины. Безусловно, это шаг вперед по сравнению, например, с БТР-70. Но есть вопросы, связанные с определенной идеологической отсталостью конструкции БТР-4 и его технической сыростью из-за проблем качества производства. Сказанное имеет под собой основание. Ведь не секрет, что первая партия этих БТР для Ирака оставалась в заводских цехах недопустимо долго, чуть не сорвав международный контракт. Оказалось, что у 11 БТР-4Е на автоматических пушках (почти полная копия советских пушек 2А42, произведенных оборонным предприятием из Каменец-Подольского) были обнаружены дефекты, они допускали осечки и задержки.
В деятельности украинского ОПК имеют место элементы самообмана. Что такое, например, новые бронетранспортеры, предлагаемые Киевским и Николаевским ремонтно-механическими заводами для своей армии и зарубежным заказчикам? По сути это доработанные корпуса старой бронетехники (БТР-70), в которые запихнули новую начинку в виде двигателей иностранного производства, украинских модулей вооружения и т. п. По показателю цены это хорошее предложение. Но по показателю живучести самой машины, защищенности экипажа, соответствию требованиям современных условий противоповстанческих военных конфликтов есть очень большие сомнения. Да и старого ремонтного фонда машин, выводимых из боевого состава украинской армии, из которых производятся новые машины, до бесконечности не хватит.
Другим показателем интеллектуального потенциала создателей украинской бронетехники служит ситуация с будущим бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. Одно из предприятий ОПК Украины разработало программу ее модернизации. Естественно, для производителей была бы желательной закупка обновленных машин собственным военным ведомством. Или как минимум факт ее официального принятия на вооружение.
Вначале украинский Генштаб проанализировал ситуацию и честно заявил, что для БРДМ-2 даже в случае ее модернизации нет места в значительных количествах в перспективном облике ВС Украины. Это обусловлено тем, что машина просто морально устарела и имеет ограниченный потенциал использования в современных условиях.
Но вскоре последовало политическое решение сверху с подачи заинтересованных структур ОПК, что такая машина все же нужна. Началась подготовка необходимых документов. В итоге эксперты из Центрального научно-исследовательского института ВС страны нашли возможность показать свой интеллектуальный потенциал, заявив об оперативно-тактических требованиях к машине. Например, что она должна держаться на плаву около 20 часов, а скорость на воде иметь, соизмеримую со скоростью моторной лодки. Интересно, под какие задачи украинской армии были обоснованы такие цифры? Как способ компенсировать недостаточность корабельного состава флота, особенно наличие всего двух десантных кораблей? Глядишь, с такими бронемашинами и корабли уже не нужны. Двадцать часов на плаву – и до берегов Румынии можно догрести. А после остановки – и до Турции добраться. Ходили же казаки когда-то на своих чайках до Константинополя. А чем хуже нынешние? То есть налицо факт, когда статус докторов наук и генеральские звезды не помогли понять, что данная машина ОПК уже создана (вернее, модернизирована), а все документы о ее нужности/ненужности для ВС Украины пишутся задним числом в угоду лоббистам из ОПК. Не для украинской армии, а всего лишь для придания модернизированной БРДМ-2 официального статуса для ее более эффективной продажи за рубеж.
Кстати, несколько лет со всех трибун лились заявления, что на Украине будут созданы современные и эффективные силы специальных операций (ССО). Судя по открытым публикациям СМИ, нынешние руководители Генштаба уже сняли эту задачу из списка приоритетных. Как бы то ни было, ССО требуют, помимо всего прочего, соответствующих транспортных средств, в том числе и бронированных, призванных обеспечить действия спецназа. В других странах это нашло отражение в создании машин типа багги, различных легкобронированных штурмовых автомобилей и машин для рейдовых действий на базе внедорожников. Но для украинских военных это пока мечта. Причем спецподразделение «Омега» ВВ МВД уже получило в свой арсенал штурмовые машины типа багги. Спецподразделения «Альфы» Службы безопасности Украины в преддверии «Евро-2012» красовались на различных антитеррористических учениях на новеньких «Хаммерах». А армейскому спецназу, видимо, решили предложить слегка доработанный БРДМ-2 пятидесятилетнего возраста.
По существу
В контексте вышесказанного любопытна информация, появившаяся в СМИ в связи с событиями в Сирии. Кадры видеосюжетов показали, что сирийские силовые структуры применяют против антиправительственных сил бронетехнику, которая не прошла доработку по защищенности применительно к условиям действий в населенных пунктах и против повстанцев. Естественно, это объясняет значительные потери среди экипажей и выход самих машин из строя. Военные обозреватели вполне справедливо заметили, что такая проблема характерна и для Украины. Ведь бронемашины силовых структур абсолютно не готовы действовать в условиях современной войны. При этом главные учения украинской армии текущего года «Перспектива-2012», если верить сообщениям сайта военного ведомства, помимо прочего, имели направленность борьбы с незаконными вооруженными формированиями.
На страницах недавно принятых Стратегии национальной безопасности Украины и Военной доктрины Украины четко прописана задача для армии быть готовой к подобным действиям, а также к тому, что принято называть миротворческими операциями. То есть актуальность вопросов арсенала миротворческих контингентов с повестки дня не снята. Но СМИ уже неоднократно писали, что украинские миротворцы в Косове выполняют свои задачи на обычных автомобилях УАЗ, которые не имеют даже легкосъемного локального бронирования.
Если провести более или менее беспристрастный анализ характеристик всех упомянутых выше БТР, возникает желание назвать политику украинского Минобороны по перевооружению собственной армии страусиной. Иначе как понять замалчивание того факта, что идеология семейства машин MRAP и им подобных не обсуждается вообще, хотя весь цивилизованный мир рассматривает вопросы будущего бронетанкового парка исключительно через призму обеспечения надежной защищенности личного состава.
Причем такие машины ОПК страны разрабатывает и может без особых проблем производить. Примером является публичное акционерное общество «АвтоКрАЗ», которое в партнерстве с иностранными коллегами создало бронированную машину КрАЗ-01-1-11/SLDSL категории MRAP. Индийским партнером она обозначается как KRAZ MPV. Конструктивно ББМ выполнена на базе полноприводного автомобиля-шасси КрАЗ-5233ВЕ колесной формулы 4х4 с дизельным двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 лошадиных сил. Бронекорпус изготовлен индийцами. Предполагается создание варианта этой машины на шасси КрАЗ и с колесной формулой 6х6.
Выше шла речь преимущественно о проблемах перевооружения бронетехникой применительно к колесным бронетранспортерам. Но это далеко не единичный пример. Нечто подобное наблюдается в вопросах будущего танкового парка украинской армии. Одновременно рассматриваются две машины: новый Т-84 «Оплот» и глубоко модернизированный до версии БМ «Булата» танк Т-64.
Действительно, советская школа танкостроения позволяет украинским разработчикам и производителям выпускать неплохие машины. Но лишь до определенного времени. Сейчас любая бронированная машина в цивилизованном мире рассматривается как элемент системы вооружения (боевая платформа), интеграция составных частей которой в систему происходит в первую очередь в информационном плане. Разработчики того же Т-84 подчеркивают, что машина имеет многие атрибуты информационной эпохи: космическую навигационную систему, цифровые средства связи и т. п. Но реально в армии Украины нет и скорее всего в обозримом будущем не предвидится наличия автоматизированной системы управления войсками тактического уровня, которая будет доведена до уровня отдельный пехотинец – огневое средство – боевая машина.
Намерения создать подобную АСУ декларировало одесское предприятие «Телекард-Прибор». Но кроме разработки отдельных элементов, причем на основе иностранных комплектующих, дело дальше не двинулось. Вместо этого руководство предприятия сосредоточилось на поиске админресурса, который позволил бы выдать желаемое за действительное и навязать украинской армии продукцию сомнительного качества.
Тему АСУ тактического звена для ВС Украины можно продолжать до бесконечности, но факт остается фактом: значительного приращения боевого потенциала так называемых новых образцов украинской БТТ за счет информационной интеграции не произошло. В итоге просто смешно предлагаемые разработки БТТ воспринимать как возможность качественно обновить арсенал украинской армии.
Поэтому декларации руководства Минобороны и ОПК, рекламная кампания в СМИ являются обычной суетой, которой стараются прикрыть проблемы перевооружения армии, качества созданных на Украине образцов бронетехники, перспектив их производства и продвижения за рубеж.
Справка «ВПК»
БТР-4 имеет принципиальные отличия по компоновке отделений по сравнению с БТР-60, -70, -80:
- переднее – управление;
- среднее – моторно-трансмиссионное;
- заднее – боевое и десантное.
Указанная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменений компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для установки различных боевых модулей и создания широкого семейства машин. Запас «грузоподъемности» шасси бронетранспортера дает возможность устанавливать дополнительную защиту, что обеспечивает повышенную противоминную защиту и устойчивость лобовой проекции от боеприпасов к автоматическим малокалиберным пушкам. Кормовое расположение основных десантных люков позволяет осуществлять посадку (высадку) десанта под прикрытием брони, соответствует общепринятым требованиям, предъявляемым к перспективным бронированным машинам.
KrAZ-01-1-11/SLDSL – многоцелевой автомобиль, бронетранспортер, предназначен для транспортировки личного состава подразделений и их огневой поддержки, может использоваться в качестве носителя различного вооружения и военного оборудования.
Защиту от стрелкового вооружения и оружия массового поражения обеспечивают цельный кузов несущей конструкции, усиленный броневой сталью; двойные двери и боковые стенки, пространство между которыми заполнено взрывозащитным материалом толщиной 25 миллиметров; конструкция пола, состоящая из трех стенок, образующих клинообразное днище, рассеивающее ударную волну.
ББМ KRAZ-01-1-11/SLDSL рассчитана на транспортировку 12 бойцов, оборудована поворотной башней Rigel MK, 8 амбразурами внутри автомобиля, средствами связи, аудиовизуальной системой наблюдения с углом поворота 360 градусов и камерами ночного видения и заднего вида с полукилометровой дальностью обзора. Уровень защиты брони вертикальных стенок, пуленепробиваемого стекла брони моторного отсека соответствует уровню 3А по STANAG 4569. Взрывозащитный материал пола и боковых стенок THIKA MINEPLATE превосходит требования НАТО STANAG 4569 уровень 2.
Комментарии