|
Мир становится всё более мускулистым. Сила используется чаще и всегда прикрывается информационной агрессией. Поэтому и гонка вооружений включает в себя борьбу за ресурсы воздействия на общественное мнение.
В этом контексте большое событие - продажа бывшим вице-президентом США Альбертом Гором своего телеканала Сurrent-TV. В этом не очень замеченном за праздниками событии есть два любопытных аспекта.
Первое: Альберт Гор конвертировал влияние, полученное во власти, в живые деньги. Цена продажи канала - полмиллиарда долларов, из которых Гор получает "живыми" 100 миллионов. Для телеканала с реальной аудиторией в 42 тысячи человек - это явно завышенная цена, но если учесть, что, по выражению "Нью-Йорк Таймс", "персональное лоббирование и выкручивание рук промышленным гигантам" позволило Гору доставить сигнал (пусть лишь технически, но...) в две трети американских домов, то потенциально такой телеканал - огромный пропагандистский ресурс. Отсюда и сумма.
К слову, для американских политиков заработок на приобретённых во власти связях - обычное дело. Например, экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и бывший главком НАТО в Европе Уэсли Кларк активно участвуют в процессах приватизации Косова. То есть, как политики они занимались тем, что делили Югославию, а теперь как частные лица делят её имущество.
Вернемся к Гору. Другой аспект сделки: свой телеканал в США он продал не кому-то, а мощнейшей катарской телекомпании "Аль-Джазира". "Аль-Джазира" сейчас - это около десятка телеканалов, включая круглосуточные информационные на арабском и на английском с суперсовременным телецентром в сердце Лондона.
У "Аль-Джазиры" 65 зарубежных бюро и постоянная аудитория в мире 220 миллионов человек. Это самый популярный в мире телеканал по просмотрам в YouTube. Мощное финансирование и твёрдая идеология позволяют вести себя агрессивно на глобальном информационном рынке. Не всем в мире нравится, что делает "Аль-Джазира". Например, они предоставляют время в эфире террористам: от Усамы бен Ладена после 11 сентября до нынешних лидеров "Аль-Каиды". В своё время на встрече с эмиром Катара госсекретарь США Колин Пауэлл даже выражал недовольство "Аль-Джазирой", а спустя шесть недель после его устных замечаний американцы просто-напросто разбомбили бюро катарской телекомпании в Афганистане.
Теперь уже "Аль-Джазира" приходит воевать на территории США. Для этого там будет создан специальный канал "Аль-Джазира Америка" - с местными журналистами, студиями и телевизионным производством.
Интрига большая. " Аль-Джазиру" создал эмир Катара. Катар для нас - экзотическое государство. Столица - Доха. Крошечный полуостров в Персидском заливе. Население - меньше Латвии. Интересно, что на одну женщину там приходится трое мужчин (непонятно, как это сочетается с многожёнством). По спискам Forbes Катар - самое богатое государство планеты. Валовой внутренний продукт - под 90 тысяч долларов на душу населения в год. Первое место в мире по экспорту сжиженного газа, второе (после России) по экспорту природного, третье - по доказанным запасам. Христианство в Катаре запрещено законом. Но претензий по правам человека Америка не выдвигает. Именно в Катаре расположен региональный штаб ВВС США и та самая база, откуда в основном и бомбили Ирак в 2003 году.
Но для Катара США - скорее попутчик. В последнее время Доха становится идейным лидером Лиги арабских государств с миссией объединить ислам, очистив его от еретиков-шиитов. Откровенные поставки оружия боевикам в Сирии и финансирование войны против Башара Асада со стороны Катара идеологически объясняются именно так. Основной оплот шиитов в мире - Иран. Так что замах у Катара – туда. До сих пор активно участвующий в переформатировании арабского мира Катар действовал безжалостно. Главный экономический конкурент - Ливия - уничтожена, а её лидер буквально растерзан. Именно Катар стоял за организацией войны с Каддафи и даже сам вёл в Ливии боевые действия.
У России с Катаром отношения не очень. Чуть больше года назад там жестоко избили нашего посла Титоренко. Когда же в Совбезе ООН возникла антисирийская резолюция, по которой мы с Китаем были против, представитель Катара пугал нашего посла Чуркина: "Если Москва применит вето, то потеряет все арабские страны". В ответ Чуркин, говорят, тогда ему тихо прошипел: "Никакого Катара вообще не будет, если разговаривать со мной в таком тоне". Понятно, что дипломат Чуркин всё опровергает, но история - правдоподобна.
В любом случае, роль этой карликовой страны с несметными ресурсами будет возрастать, особенно в контексте войны в Сирии.
|
Комментарии