Идею узаконить короткоствольное нарезное огнестрельное оружие, которое россияне могли бы применять для самообороны, не опасаясь уголовного преследования, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин продвигал еще год назад. «Считаю, что законопослушным гражданам нужно вернуть утраченное право на обладание боевым короткоствольным оружием», - заявлял он в июле 2011 года.
Летом этого года тема легализации «короткоствола» возникла вновь, и опять с подачи Торшина. Им разработан экспертный доклад, обосновывающий необходимость расширения перечня доступного в гражданском обороте оружия до пистолетов и револьверов. Вслед за этим фракция ЛДПР внесла в Госдуму поправку к закону «Об оружии», в соответствии с которой россияне должны получить право на приобретение и хранение «короткоствола».По некоторым данным, народные избранники рассмотрят проект поправки в начале следующего года.
Подавляющее большинство собравшихся на круглом столе в Петербурге экспертов, среди которых имеющие опыт оборота оружия, сотрудники охранных структур, представители политических объединений и бизнесмены, - поддерживают идею легализации. Но ключевым моментом считают разработку критериев, по которым конкретному россиянину можно было бы доверить «ствол». В первую очередь, удостоверившись в его душевном здоровье.
Председатель правления общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина полагает, легализация короткоствольного оружия - вопрос почти решенный, но когда это произойдет, зависит от депутатов.
Предпосылкой к тому стал рост благосостояния жителей страны. У людей появились машины-дома-дачи и другое имущество, коим мечтают завладеть криминальные элементы. Сотрудников правопорядка явно не хватает для противодействия преступности, так что власть намерена наделить правом обороны имущества от посягательств самих жителей страны.
Легализация доступного гражданам оружия - путь, через который прошли многие государства, и в том числе Эстония. Рассказывая об опыте соседней страны, председатель региональной спортивной общественной организации «Спортивная федерация практической стрельбы Санкт-Петербурга» Евгений Ефимов особо подчеркнул: возможность иметь оружие для самообороны - это не только право, но и обязанность по его хранению, обслуживанию, правильному использованию и пр.
В Эстонии право владения «стволом» тесно связано с водительской ответственностью. Например, если человека за рулем уличили в распитии спиртного, у него отнимают не только водительские права, но и лишают права носить оружие, даже если в момент езды «ствола» при нем не было.
Подобную ответственность в случае легализации «короткоствола» стоит воспитать и в россиянах, считают участники «круглого стола».
Представитель оргкомитета по формированию партии «Новая сила» Дмитрий Савин заявил, что не верит в стереотип, будто в случае разрешения на оружие для самообороны для россиян «все друг друга перестреляют».
Наоборот, культура обращения с оружием в последние годы в стране повысилась, говорят представители организации «Право на оружие».
Согласно данным анализа рынка гражданского оружия в России в 2005-2010 годах, только в 2009 году продано более 500 тыс. единиц оружия, более 66% от этого количества - для самообороны.
В условиях увеличения количества оружия на руках у населения - по разным оценкам, ежегодно от 8 до 18% - снижается насильственная преступность. Число грабежей за последние 5 лет снизилось в полтора раза, убийств за 10 лет - втрое. Таким образом, увеличение количества легального оружия вовсе не провоцирует роста преступности, особо отмечают заинтересованные в легализации «стволов» для самообороны.
При этом повышенного интереса для криминальных структур «гражданское» оружие представлять вряд ли будет, полагают они.
Среди основных поставщиков оружия криминальному миру владельцы легального гражданского оружия не фигурируют. Основная часть нелегального стрелкового оружия поступает в оборот из армии и силовых ведомств. Более чем в половине случаев отечественное оружие попадает в криминальный оборот по вине должностных лиц, чья работа связана с оружием. По данным Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, в 17% случаев оружие в нелегальный оборот поступает из мест вооруженных конфликтов, в 14% - похищается на этапе производства, в 5 % случаев криминальные арсеналы пополняют «черные следопыты».
По данным организации «Право на оружие», сейчас в стране более 6 млн владельцев гражданского оружия. В соответствии со ст.2 Закона об оружии, к нему относится оружие самообороны, спортивное, охотничье, сигнальное, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов России. Гражданское оружие самообороны подразделяется в свою очередь на огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое оружие и электрошоковые устройства.
Озвучившие свою позицию относительно легализации короткоствольного нарезного огнестрельного оружия вместе с тем выступают за пересмотр «Закона об оружии», положения которого давно не менялись, а в перспективе - положений Уголовного кодекса РФ.
Статьи 37 и 39 УК РФ позволяют гражданам использовать любое оружие в пределах необходимой обороны за исключением случаев, «явно не соответствующих характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный». Формулировка достаточно размытая, поэтому суды при вынесении решений могут по-разному трактовать аналогичные ситуации.
В то же время подобная неясность, по мнению экспертов, дезориентирует граждан и не стимулирует их к самозащите и помощи правоохранителям, если, к примеру, гражданское лицо оказалось на месте преступления раньше полицейских.
Последний раз поправки в закон «Об оружии», Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, вносились в конце 2010 года. Тогда согласно им было запрещено ношение и использование спортивного пневматического оружия, а также продажа патронов к гражданскому оружию тем, у которых нет разрешения на пользование им.
Комментарии
В разговоре с одним из"столпов" общества на этот мой аргумент,я услышал высокомерное :Всякий мечтающий об оружии умственно неполноценен.
Во как !!! А вы говорите !
https://www.youtube.com/watch?v=UTC7y2I-xkE
Боязнь звука выстрелов - это хлопофобия.