Чего мы заслуживаем?

Известный ход рекламщиков – «Ты заслуживаешь самого лучшего». Лесть в одном флаконе с расхваливанием своего товара. Если человек не умеет воспринимать то, что слышит, дифференцированно – а многие ли это умеют, то перед таким рекламным ходом он беззащитен: «я заслуживаю» - это уж точно, уж я-то точно заслуживаю, тут все правда, а раз здесь правда, то правда и то, что товар у них лучший.

В том же, что «я заслуживаю» никто у нас не сомневается. И уж тут неважно – чего самого лучшего: водки, пива, шубы или государства.

Заслуживаем мы самого лучшего государства, а значит, и подай нам его, самое лучшее.

Только вот заслуживаем ли мы его, это лучшее государство? Или заслуживаем мы не лучшее, а точно такое, какое имеем?

На этот вопрос не так трудно ответить. Чем мы подкрепляем наше желание лучшего? Готовы ли мы что-то делать, чтобы жить лучше? Как индивиды, конечно, готовы: готовы зарабатывать деньги для себя и для детей. А как граждане? Готовы ли мы делать что-то для улучшения государства? И если готовы – то что именно?

Кое-что мы делать готовы, например, за рюмкой чая проклинать власть. А что еще?

Нет, я имею в виду не те несколько сотен тысяч, которые готовы в выходной день даже сходить на разрешенный митинг. А –  десятки миллионов недовольных и мечтающих о лучшем. Да, ничего эти десятки миллионов делать не готовы. Да и не хотят. Конечно, было бы неплохо, чтобы кто-то пришел и все за них сделал. Но самим?.. Боже сохрани! За кого вы нас принимаете?! Только не слезая с печи и только по чьему-то там могущественному велению.   

Ну, хорошо – оставим в покое несознательных.

Обратимся к сознательным. К активистам протеста – завсегдатаям оппозиционных социальных сетей и читателям оппозиционных блогов. Что готовы делать они? Читать ругательства  в адрес режима? Это с удовольствием. Плевать на этот самый режим в обсуждениях? Да, конечно. Выйти на митинг, если не очень часто, не очень холодно и не очень опасно? Да, можно и это. А что еще? Ну, еще можно что «лайкнуть» или «расшерить». А еще? А, в самом деле, что еще? Проголосовать за что-то или кого-то в какой-нибудь голосовалке? Подписать какое-нибудь возвание? И это все?

Тут мне, конечно, могут возразить – а что еще может делать «простой активист»? Спешу ответить – если «простой активист» хочет делать что-то, то он найдет, что ему можно делать. Но в том-то и дело, что желания такого у «простого активиста» особо острого нет. Почему нет – вопрос особый. У одних не хватает ресурса: семья, дети, работа... У других недостаточно оголен нерв гражданственности. Но факт остается фактом: нет желания. Поэтому и темы обличающие собирают аудитории в разы большие, чем темы о совместной работе. Говорить – да, делать (если, конечно, не считать и слово делом) – нет.

Такова наша реальность. И покуда она такова, ничего лучшего, чем то, что мы имеем, мы не заслуживаем. Не достойны. Лишь тот достоин жизни и свободы,кто каждый день... А мы не идем. Когда здесь что-то изменится? Когда упадут цены на нефть? Или когда Путин съест на наших глазах младенца? Или когда закончатся наши сорок лет гуляния по пустыне?..