Телеканалы не пугает интеллектуальная деградация аудитории

Телеканалы не пугает интеллектуальная деградация аудитории
Телекритики подводят итоги 2012-го
 
11 января 07:00
На ТВ можно было увидеть явные знаки конца света

На ТВ можно было увидеть явные знаки конца света

 
<script type="text/javascript"></script>
Ушедший телегод запомнился критикам антиоппозиционными спецпроектами, бесконечными сериалами и духовным обнищанием аудитории.
Год сериала

Алена Солнцева

На поверхности общественного настроения — мелкая рябь. Ветер меняется очень быстро — то, что вчера занимало умы, сегодня уже почти забыто. Депардье и его гражданство, закон Димы Яковлева и список Магнитского, приговор Pussy Ryot, протесты Болотной, борьба с мигалками — ни по одному вопросу не найдено консенсуса, но все бойко обсуждалось не только на полянах интернета, но даже на телевизионных ток-шоу, которые нынче вынуждены следовать за социальными сетями с их сиюминутной повесткой. И столь же быстро отлетело, не успев принести плодов. Оставшись темой для рассуждений телекритиков.

В глубинах же народных масс сохраняется стабильность вкусовых пристрастий. Телевидению, и в первую очередь федеральным каналам, погоня за долей и рейтингом обходится нынче недешево. Потому что главным из всех искусств сегодня является сериал. И рассчитывать на помощь какой-нибудь «Просто Марии» не приходится. Массовый зритель хочет продукта отечественного — отвлеченного, но похожего на реальность, при этом не слишком правдоподобного, остросюжетного, но с мелодраматическим надрывом, в общем, этакого сериального шансона. Снимать их надо быстро, серий нужно много, качество значения не имеет (или имеет, но в определенном смысле, так называемые имиджевые проекты по классике, как кажется, совсем потеряли привлекательность, зато на марше аналоги бульварных романов).

В вечной тройке лидеров — «Первый канал», «Россия 1» и НТВ — стабильно с начала сезона чемпионом по среднесуточной доле смотрения является компания НТВ. «Первый канал», несмотря на отдельные удачные проекты и на вечный успех ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», так и не смог вновь вырваться вперед. Да, чемпионат Европы по футболу подарил каналу рекордные цифры. Да, и «Россия» порой прорывалась в топ с отдельными программами. Но ничего нельзя сделать с привычкой населения ежедневно украшать свою нелегкую и нервную жизнь выдуманными страстями и брутальными героями.

Телекритики

Сериал «Карпов» — осенняя победа НТВ

 
<script type="text/javascript"></script>

Осенью НТВ победило с помощью сериала «Карпов», продолжения того самого «Глухаря», который в свое время и вывел канал вперед. Герой сериала, бывший оперативник, выходит из дурки, куда его отправили нехорошие люди, и, устроившись охранником, продолжает бороться с преступниками. Треть населения не могла оторваться от его похождений, что и обеспечило НТВ призовое место. А вовсе не «Анатомии протеста» и не фильм Вадима Такменева про Путина, хотя и их смотрели. Но что значит редкий деликатес по сравнению с верной ежедневной черняшкой вроде пятого сезона «Ментовских войн» или двенадцатых «Разбитых фонарей». А под занавес года НТВ выступило с еще одним сериалом — «Легавым», где, как в любимом салате оливье, собрались все главные ингредиенты зрительского успеха: фронтовик, ставший опером, послевоенное время, мать-одиночка, ребенок-инвалид, чудотворная икона, честные воры в законе, нечестные власти, столичные беспредельщики и общий стиль в духе «Места встречи изменить нельзя». Опять же треть телезрителей намертво прилипла к экрану.

Конечно, рецепт несложен, и не надо много знать, чтобы добиться любви широких масс. На виду феномен «Пятого канала», чей рейтинг в этом году стремительно вырос с 2 до 5%. Канал этот, пытавшийся стать то интеллектуальным, то политическим, то попроще, то посложнее, наконец плюнул на все заморочки и стал крутить старые сериалы весь день подряд, без перерыва. Эта стратегия оказалась беспроигрышной — и на производство не надо тратиться, и публика довольна.

Ту же тактику, видимо, возьмут на вооружение и главные каналы. Уже сейчас ясно, что политика вертикального показа, принятого на Западе и поначалу внедрявшегося у нас (это когда фильм показывают по одной серии в неделю), полностью провалилась. Более того, зритель желает смотреть на полюбившихся героев не отрываясь на политические ринги и псевдодокументальные исследования. Поэтому сначала канал «Россия», а потом «Первый» принялись ставить в сетку по две серии подряд, чтобы занимать весь поздний прайм-тайм — от девяти до одиннадцати. «Легавым» НТВ бабахнуло сразу по четыре серии — нате! И опять же — получилось.

Телекритики

Документальный фильм «Хлеб для Сталина» назвал коллективизацию деревни «русским холокостом»

 
<script type="text/javascript"></script>

Если эта тенденция продолжится (а с чего бы ей прерваться, пока ценность телеканала определяет его рейтинг вне зависимости от качества аудитории), в ближайшем будущем нас ждет сериальная карусель с утра до вечера, с короткими перерывами на прогноз погоды. Ну и на футбол, конечно. И на парады Победы — но это два раза в год. Да, забыла новогоднее обращение президента (в этом году на «Первом» его смотрело 37,8% населения, а на канале «Россия 1» — 29,6%). Что, впрочем, меньше, чем в прошлом году, когда поздравление президента Медведева в совокупности увидели 81,6%.

Вопросы на засыпку

Юрий Богомолов

Кажется, за минувший год много воды утекло, много чего мимо нас в телеэфире проплыло Были достойные проекты, программы, фильмы Еще больше — неприличного, того, что по идее не должно было влезть в рамки уважающих себя телеканалов, но, увы, влезло.

Пожалуй, тренд года — стремление главных федеральных каналов размазать и просто морально уничтожить оппозицию или по крайней мере ее унизить. Единым фронтом наступали Аркадий Мамонтов («Специальный корреспондент»), Дмитрий Киселев («Вести недели»), Анатолий Вассерман и Егор Холмогоров («Реакция Вассермана»), Алексей Пушков («Постскриптум»), Наталья Метлина («Метла»). И примкнувшие к ним две «Анатомии протеста» (от создателей НТВ). Не раз прозвучали залпы в том же направлении со стороны Владимира Соловьева в его авторских программах «Поединок» и «Воскресный вечер».

Чем смогла на это ответить объективная тележурналистика? Несколькими «прощалками» Владимира Познера, несколькими сюжетами в ток-шоу «Центральное телевидение», репортажами Романа Супера («Неделя» с Марианной Максимовской), аналитикой Михаила Фишмана и памфлетами «Лобковская пропаганда».

Они как могли спасали гуманистическую честь и профессиональное достоинство отечественного ТВ. В этом же ряду стоит отметить телеканал «Совершенно секретно» и его журналистов. И отдельное спасибо тем, кто работает на телеканале «Дождь». Без него можно было бы и застрелиться от отчаяния перед лицом совершенно беспардонной пропаганды. Со времени премьерного показа сериала «Россия. Полное затмение» прошло почти полгода, и выяснилось, что гротескная пародия на программное обеспечение отечественного телерепертуара не так уж и гротескна.

Более того, все поведанные там домыслы относительно конспирологических козней супротив России померкли в сравнении с прозвучавшим в медиапространстве заявлением Светланы Горячевой. По версии народной избранницы оказалось, что российские сироты усыновлялись гражданами США с тем, чтобы одних расчленить на органы, других вырастить для «сексуальных утех» богатых американцев, а из третьих сделать пушечное мясо в борьбе с РФ за ее энергоресурсы.

«Конец света», — только и можно было на это ответить. «Полное затмение», — можно было бы добавить в связи с принятием антисиротского закона в нашем парламенте.

Это случилось, пока «Первый канал» демонстрировал сериал «Тайные знаки конца света». А тут телезрители увидели его явные знаки.

Казалось, что в XXI веке в демократической стране ставить патриотические амбиции впереди гуманистических ценностей из геополитических соображений уже неприлично. Оказалось, что ничего страшного. Вопрос только в том, что стыдное надо задрапировать. И тогда по всем каналам пошли благостные сюжеты об усыновленных российскими гражданами сиротах.

Телекритики

О «Жизни и судьбе» много спорили в блогах, но смотрели почти все

 
<script type="text/javascript"></script>

Все более становится очевидным благодаря тому же ТВ, что первая претензия общества к государству не политическая, и даже не социальная, а этическая. Слишком надоели вранье, лицемерие и демагогия. На кону человеческой цивилизации — человечность. На это намекнул документальный фильм «Хлеб для Сталина» Алексея Пивоварова, назвавшего открытым текстом коллективизацию деревни «русским холокостом», уравняв ее с холокостом еврейского народа. Это же с отчетливой ясностью подсказала телеэкранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (режиссер Сергей Урсуляк).

В разрушенном до основания Сталинграде человечность устояла. Способна ли она отстоять себя сегодня на ТВ, где с одной стороны на нас давит восставший из пепла советский агитпроп, а с другой — гламурно-чернушный шоу-бизнес?..

Впрочем, это вопрос уже не столько к ТВ, сколько к самому гражданскому обществу.

Даешь молодежь?

Сергей Беднов

Осенью 2011 года на месте ДТВ появился «Перец».

Осенью 2012-го на частотах «МУЗа» начал вещать телеканал «Ю». Тогда же руководство СТС рассказало о грядущей смене программной политики. Незадолго до новогодних праздников владельцы MTV сообщили о его закрытии и рождении вместо него канала «Пятница». Ну и, наконец, начальники успешного НТВ уже буквально под елкой неожиданно для всех вдруг заявили о смене эфирных приоритетов.

Кажется, в перечисленных фактах нет ничего общего — на телевизионном рынке постоянно происходят какие-то перемены. Если бы не одно «но». Все эти метаморфозы проходили под лозунгом привлечения молодых активных зрителей.

Тенденция ясна, как правда. Аудитория эфирных каналов стремительно сокращается и стареет, а значит, становится все менее привлекательной для рекламодателей. Молодежь же ящик смотреть не любит, ей куда комфортнее в сети.

Но есть маленький нюанс: молодая активная аудитория далеко не однородна. Кто-то из ее числа коротает время за компьютерными играми в офисах, кто-то ходит на митинги, кто-то купается в фонтанах в День ВДВ. Маловероятно, что всем им можно предложить какой-то универсальный и равно интересный телевизионный контент. Значит, из общей массы надо кого-то выбирать. Но кого?..

Ответ напрашивается сам собой. Во всех вышеперечисленных категориях есть активные пользователи интернета, которые обладают определенным типом восприятия информации — клиповым. Им не нужно что-то, требующее выстраивания логических цепей, обдумывания, сопереживания. Все предлагаемое им должно быть предельно просто и коротко. Нажал на кнопку — получил порцию эмоций или информации. Нажал на другую — забыл. Вот такой же нужен и телевизионный контент.

Фронтовик, ставший опером, послевоенное время, мать-одиночка, ребенок инвалид, чудотворная икона, честные воры в законе

Идеальным образцом для подражания в этом смысле является ТНТ. Его ситкомы, его «Наша Раша» и Comedy Club построены по принципу «поржал–забыл». Недостаток же глубоких переживаний там компенсируется «Домом-2». Именно по рецепту ТНТ начал составлять свое молодежное меню «Перец» с его программами «100500» и «Анекдоты». Ему же следует и телеканал «Ю».

«Пятница» концепцию еще не обнародовала, но, судя по контенту, который закупается для нее, серьезных отличий от вышеперечисленных каналов в эфире не предвидится.

С СТС история, разумеется, потоньше. Там планируют не просто предложить зрителю а-ля сетевой контент, но и задействовать мультимедийные сервисы, чтобы зрители сами не замечали, где кончается их соцсеть и начинается телевизор.

Но наиболее конкретно определило свою потенциальную аудиторию НТВ — это средний класс. То есть обеспеченные горожане. Круг же их основных интересов, по мнению руководства компании, — недвижимость, авто, кулинария, путешествия. Ну и плюс желтоватые новости из жизни селебрити. Вот в общем-то и все.

А вывод по этим итогам года можно сделать следующий: телевидение все меньше пугает интеллектуальная деградация молодого зрителя, осуществленная не без его участия. Напротив, именно ее, деградацию, оно намерено использовать в качестве стартовой площадки своих наполеоновских планов по привлечению рекламы.

Мультличности

Ольга Галицкая

Финал старого года запомнился телезрителям страшным крушением самолета прямо в столице, на Киевском шоссе, оперативно и подробно показанным в новостях. А также неожиданной честностью.

Из прямой трансляции многочасовой пресс-конференции президента невозможно было вырезать упрямые и многочисленные вопросы журналистов о судьбах детей, лишенных будущего «антимагнитским» законом.

Внезапно блеснул афористичной оговоркой Владимир Познер в одноименной себе программе — и тоже в прямом эфире.

Телекритики

И только на великолепном шоу «Голос» все происходило вживую

 
<script type="text/javascript"></script>
 

Заворожил всех великолепный «Голос» большой талантливой страны, где все тоже происходило вживую, что рождало драйв, волнение, сопереживание.

После чего все телевидение, подобно герою главного новогоднего фильма, «ушло в баню», то есть в отпуск на долгоиграющие новогодние каникулы. Неизвестно, когда и как появилась у заэкранных людей такая дикая традиция, но факт остается фактом.

Телевизоры смотрят живые люди, их развлекают неживые картинки. Мультличности. Вот когда становится понятно, что это не название отдельного проекта, это тренд новогоднего ТВ. Одна и та же вечная колода так называемых звезд, поющих и скачущих уже целую вечность, тасуется и тусуется по разным каналам в неотличимых друг от друга шоу, записанных заранее. Новостных выпусков минимум. Сериалы, как принтер, копируют одни и те же приторные новогодние сказки про то, как хороший, богатый, одинокий чуть не женился на противной и хищной, но встретил бедную, но гордую и нашел с ней счастье под елкой. Без слез не взглянешь. Лучше посмотреть хорошее старое кино.

Но только страшно подумать: одни и те же фильмы показывают пятьдесят, сорок, тридцать лет подряд.

При этом сетка первого дня нового года дословно повторяет сетку последнего дня года ушедшего.

Как шутит (конечно же в записи) Иван Ургант, «по статистике только 14% россиян помнят, что с ними происходило в новогодние праздники».

На этом и построены, видимо, отношения телеканалов со своей аудиторией. Вы тут все равно в забытьи находитесь полмесяца, так что мы отдохнем, пожалуй.

Новых талантливых артистов, которых открыло самое яркое шоу минувшего года «Голос», усилиями новогоднего телевидения тут же обстругивают под старый проверенный формат. Один поет под Магомаева, другая — под Тину Тернер, третьи — советские хиты. Ничего свежего, а еще хуже — действительно нового, необычного, нам не нужно.

Впрочем, нет. Новой музыке отвели спецвыпуск «20 лучших песен». Кто их таковыми назначил, неизвестно, но впечатление музыкальной катастрофы возникает сразу же.

Главным новогодним подарком для всех каналов стал человек-праздник Жерар Депардье. Он заполнил собой все куцее новостное пространство бесконечных выходных. Слетал в Сочи, в Саранск, получил паспорт без всякой бюрократической волокиты, поносил расшитую рубаху и валенки, не пришел на суд во Франции, а зачем он ему — месье теперь гражданин России. Если в прошлом году слова президента о том, что он готов подарить французской звезде российское гражданство, казались просто шуткой, то теперь стало ясно, что реальность будет куда невероятнее того, что мы можем себе вообразить.

Душераздирающее зрелище

Александр Мельман

Под конец сезона НТВ громогласно объявило, что уходит от своего «традиционного» контента, говорит «гуд-бай, до свиданья» своему постоянному благодарному зрителю, и вот теперь, «с понедельника», начнется новая жизнь. Не знаю как с понедельника, но и с Нового года ничего еще не началось. Будем надеяться, пока. Хотя, по-моему, скорее всего все это игра на публику, такая чудная игра. Зритель давно уже (последние лет 20?) к разврату готов. И захочет ли он чего-то другого — большой вопрос. Думаю, не захочет, и рейтинги канала «Культура» (идеал НТВ?!) красноречиво об этом говорят. Впрочем, все сваливать на одни лишь только постсоветские годы не стоит. Массовая «коррозия металла», то бишь зрительских мозгов, стремление к упрощению — всемирный тренд.

В начале года 2012 на ТВ появилась политика. И политики — новые, и новые старые. Не вдруг, конечно, спасибо Болотной и проспекту Сахарова. Но дальше мы увидели, что могут многочисленные руки кремлевского бога Шивы сделать с этими типа оппозиционными политиками. В прямом ли эфире, в кривом — неважно! Стало понятно, что в «Останкино» и на улице Ямского поля работают отличные, очень профессиональные исполнители, работники «меча и орала», которые вырежут так, что там уже ничего не вырастет. Так что хозяева «картинки», начальники начальников могут быть ими довольны и даже негласно наградить их всех (пожизненно). Просто клиент, то есть общество, еще не созрел для больших дел, перестройка так и не началась, так что на ТВ царит один большой застой.

Но политика — это лишь часть, сегмент голубого экрана. В остальном возможны варианты. Из федеральных каналов в этом смысле первый — «Первый». Сквозь гламур, вынужденное подражание четвертой кнопке вдруг пробился «Голос». Таким образом состоялся факт настоящего, живого аудиовидео, который, как ни странно, победил всю эту мертвечину, общак, из которого состоит ТВ процентов на 95. Хороший признак, однако.

Главным новогодним подарком для всех каналов стал человек-праздник Жерар Депардье. Он заполнил собой все куцее новостное пространство бесконечных выходных

Также здесь был все еще умеющий зажигать Иван Ургант. В начале своих славных дел и нового вечернего формата он еще пытался политически шутить против ветра. Получалось жалкое, душераздирающее зрелище. Тогда Иван бросил эти потуги, встроился, хохмил уже по писаному, разрешенному, зато в остальном был довольно свеж и свободен, вот и случилась отличная передача. Однако в последнем выпуске года он, все-таки поэт и гражданин, которого безусловно и наверняка волнует и, думаю, вводит в шок антисиротский закон, устроил молчаливую забастовку, крик с зажатым ртом — позвал детей и все намекал, намекал Тоже не слишком убедительно, но что он мог еще сделать на первом федеральном.

Зато взбунтовался Владимир Познер. Он тоже долго молчал, делал большие глаза, также намекал отсутствием прямой речи, между строк и вот сказал-таки, что он думает по этому поводу. Депутаты, само собой, ответили как могли, поставив вперед коллегу Лугового. Получилась картина маслом: даже такой полуразрешенный Познер показался просто-таки Гулливером в стране депутатов-лилипутов.

На «России» по-прежнему ярко выраженный кризис жанра, и если бы не Владимир Соловьев со своими проектами и не «Жизнь и судьба» (фильм спорный, но замечательный!) — никакого удовольствия. Но погоду там делают родные сериалы и Аркадий Мамонтов, который гораздо больше показался мне в своем крайнем выпуске о реформе образования. Человек не кричал, не суетился, не кипятился, а здраво и внятно рассуждал и вел свою программу. Он может!

«Культура» весь сезон была стабильна, «наш ответ Чемберлену» и «луч света в темном царстве». Отметил бы «Игру в бисер» Игоря Волгина и Дарью Спиридонову в «Белой студии».

Но больше всех порадовал «Дождь». И совсем не тем, о чем вы подумали, — политикой, а именно культурным фоном, современным, актуальным, ярким. Канал развивается, как и его ведущие (выделю Анну Монгайт и Ксению Собчак). И это вторая хорошая новость за истекший период.