Возвращение в империю
На модерации
Отложенный
Семен Уралов
В «гражданской» инициативе Путина тем не менее сохраняются остаточные атрибуты идеологии национального государства
Наиболее сильной частью Послания Владимира Путина Федеральному собранию является, по мнению многих, «гражданская» инициатива президента. Впервые за постсоветскую историю государственный деятель решился на действительно имперский шаг.
Послание президента России Федеральному собранию стоит рассматривать как обозначение приоритетов Путина 2.0, о котором так много говорили во время избирательной кампании.
По большому счету рассматривать нынешнее Послание в отрыве от предыдущих идеологических текстов Владимира Путина просто бессмысленно. То, что было обозначено как политические цели в рамках кампании, теперь предстает нам уже в новом качестве — в качестве задач.
Примечательно, что многим не нравятся обобщенные формулировки. Но с другой стороны, мы забываем, что это Послание Федеральному собранию, а не гражданам. То есть по форме это обращение царя к боярам на понятном боярам языке. Это внутриэлитарный разговор, в котором сухая фраза «контроль за расходами чиновников» означает, что у прокурорских прибавится работы.
Одним словом, рассуждать, о чем не сказал Путин, можно часами. Это вполне в духе нашей шоу-политики — рассуждать о том, чего нет.
Но продуктивнее обсуждать сущностное в Послании Федеральному собранию. Для меня, как жителя Украины, второго по размеру постсоветского национального осколка, показательны тезисы о гражданстве.
Гражданство империи против национального подданства
Действительно, именно отношения государства и гражданина являются ключевым различием между национальным государством и империей. Национальное государство пытается оградиться от мира таких же, как оно, национальных государств. У национального государства форму отношений государства и гражданина правильно называть подданством.
Молдавский, украинский, узбекский, киргизский паспорта являются в большей степени неудобством, что особо чувствуется за границей. Подданный национального государства в изначальном смысле этого слова ходит «под данью» — должен государству все и вся, ничего не получая взамен. Именно поэтому элитарии национальных осколков, хоть Украины, хоть Киргизии, предпочитают оформлять себе второе гражданство — России, стран ЕС, США, Британии или Канады. Но национальные элиты, избавившись от национального подданства, тем не менее отказывают от такого права простым согражданам. Потому что до тех пор, пока жители национальных осколков обременены подданством национального государства, они управляемы национальными элитами. То есть мы имеем дело с социологическим явлением, когда постсоветские национальные государства управляются элитами, которые сами себя никак не связывают с этими территориями.
И мы видим, как начинают нервничать постсоветские национальные элиты. Инициатива Путина — угроза их суверенному праву на «незалежность». Которая, как мы помним, сводится к принципу: «Техас грабят техасцы».
«Свои»: суть имперской инициативы Путина
До тех пор, пока Россия жила в матрице национального государства, наблюдалось и соответствующее отношение к гражданству. Национальное государство как бы говорило своим гражданам: я признаю только тех, кто на момент разгрома страны оказался в границах осколка. В таком случае мы имели дело с отказом от исторических амбиций. И вместе с этим молча соглашались с существующим миропорядком в качестве одного из сотни национальных государств. Но Россия не национальное государство.
Она наследница всех имперских форм государства — Российской империи и СССР.
И тогда для России любой человек, имевший хотя бы косвенное отношение либо к тому, либо к другому государству, — свой. И нет другой формы признания «своего» гражданина таковым, кроме как гражданские отношения.
Не будем лукавить: ни к каким социальным взрывам это не приведет, как бы ни стращали ими националисты. Все, кто хотел получить гражданство, давно сделал это коррупционным путем. Для наших среднеазиатских братьев, которые сегодня нелегально работают в Москве и других мегаполисах, имперская формула обретения гражданства позволит вырваться из ада нелегального существования и работать на благо сограждан, не нарушая законов. Что, кстати, сильно ударит по коррупционному бизнесу МВД и национальных диаспор, крышующих нелегалов.
Никакой социальной нагрузкой это также не грозит. Монетизация льгот и пенсионное начисление давно стали практикой в РФ. Да и в конце концов, уже всем понятно, что социальное государство закончилось и годы его сочтены. Государство либо перестанет быть регулятором прибавочной стоимости и будет решать задачи развития, либо загнется. В пессимистическом сценарии гражданство не будет иметь никакого значения. Но мы этот сценарий не рассматриваем, потому что как раз инициатива Путина по поводу гражданства подсказывает, что имперский сценарий возможен и в чем-то уже реализуется.
Поэтому история с поставленными Владимиром Путиным задачами в сфере гражданства — сугубо имперская практика. Если государство признает всех, кто не по своей воле оказался в разных национальных осколках, «своими», — такое государство имеет шансы прорваться в будущее.
И было бы логично, чтобы Белоруссия и Казахстан также признали всех бывших граждан СССР и Российской империи своими гражданами.
Стой там, иди сюда
При этом в правильной по форме и имперской по содержанию идее с гражданством содержится вполне конкретное противоречие. Как раз в сфере реализации.
Итак, «своих» надо признавать — это единственно возможный выход. Непонятно лишь, зачем требовать от «своих» переезда на территорию Российской Федерации. Ведь империя сильна своими гражданами — вне зависимости от того, где они находятся. Более того, если мы признаем «своим» одессита либо рижанина, но при этом требуем от него переезда на территорию РФ, мы тем самым совершаем достаточно шизофреническое по форме действие. С одной стороны, империя признает гражданина, но при этом соглашается с потерей территории. Какая разница, где живут «свои» и на каких территориях? Разве Одесса перестала быть портом Евразии от того, что она сегодня находится в странном национальном образовании Украина? Чего мы добьемся такими половинчатыми решениями?
И самое главное: если в реализации будет действовать принцип «стой там, иди сюда», это создаст широкое поле для маневра российской бюрократии. Кому интересно, может ознакомиться с программой «возвращения соотечественников в Россию», которую пытались запустить несколько лет назад. Если кратко: миллионы освоили, презентацию красивую сделали, «круглые столы» провели, консульства работой нагрузили, а толку мало.
А все потому, что мы забываем, что имперские методы должны быть универсальными и не давать вполне конкретному чиновнику повода для фантазий и злоупотреблений. Потому что национальная бюрократия способна уничтожить любой имперский подход. Потому что бояре царя, конечно же, слушают. Но при этом в массе своей все равно остаются национальной элитой, действующей в логике национального государства.
Комментарии