Мать расстреляли на глазах у детей

Фото: nv-daily Текст: Закир Магомедов

Родственники Расула и Раисат Кугиевых, убитых в ходе спецоперации в селе Чонтаул Кизилюртовского района Дагестана, заявляют о произволе военных. В действиях силовиков не было ничего противоправного, заверяют в правоохранительных органах.

29 декабря на сайте дагестанского МВД появилась информация о том, что накануне в селе Чонтаул были убиты предполагаемые боевики. "В доме были блокированы члены НВФ, которые на предложение сдаться открыли огонь по сотрудникам правоохранительных органов. Жертв и пострадавших среди сотрудников нет. Ответным огнем убит Расул Кугиев, 1969 года рождения, и его жена, Расият Кугиева, 1985 года рождения", — говорится в сообщении. Салимгерей Гусейнов, двоюродный брат убитого, рассказал PublicPost, что обратится в суд, чтобы доказать невиновность убитых.

О том, что дом брата окружен, Гусейнов узнал от племянницы: "В восемь утра с телефона Расула мне позвонила его старшая дочь, восьмилетняя Фатима. Она сказала, что их дом окружен, блокирован военными, что им не дают выйти из дома, что по окнам комнаты, где они прячутся, стреляли. Потом она сказала, что папу и маму убили".

После похорон он поговорил с детьми, рассказал Гусейнов: "Утром Раисат, жена брата, услышала какие-то шорохи в саду и сказала мужу, чтобы он пошел посмотрел, что там происходит. Через несколько минут прозвучали выстрелы. Раисат выбежала на улицу и около калитки обнаружила мужа, который был уже мертв. Она забежала домой, позвонила в "скорую", маме, сказала детям, что отца убили и чтобы они не подходили к окну, взяла одеяло и выбежала. Дети — Фатима и Сулейман — тоже выбежали вслед за ней. Когда Раисат заворачивала отца в одеяло, перед ней появилось несколько вооруженных человек. Они на глазах детей расстреляли Раисат. Испуганные дети убежали в дом".

Со слов родственников Гусейнов узнал, что детей не выпускали из блокированного дома вплоть до часа дня: "Военные потом впустили в дом Алика, брата Расула. Он зашел с каской, оснащенной видеокамерой, и показал военным весь дом, чтобы они убедились, что дома никого нет. Потом зашли и сами военные. Только после это и отпустили запуганных детей, а оцепление сняли спустя несколько часов".


Дети Кугиевых. Фото: Салимгерей Гусейнов

Военные в доме мародерствовали, рассказал Гусейнов: "В доме родные увидели стол, который, по всей видимости, был щедро накрыт. Там были бутылки из-под спиртных напитков. В холодильнике не осталось никаких продуктов.

Также из дома пропали 300 тысяч рублей. Все комнаты были обстреляны, есть следы от пуль, нашли простреленное постельное белье. В комнате, где были дети, тоже обнаружена пробоина от пули — то есть стреляли беспорядочно, и то, что не попали в детей, было счастливой случайностью".

Дети только-только отошли от шока, сказал PublicPost Гусейнов: "Фатима стойко держалась, но после двух-трех дней у нее стало плохо с сердцем. Она сейчас ведет себя не вполне адекватно. Ни с кем не разговаривает, плачет время от времени. С детьми работают психологи, но они еще от пережитого не отошли".

Убитый Расул Кугиев не мог быть боевиком, заверил PublicPost Гусейнов: "Мы прочли в разных СМИ, что брата объявили боевиком, что ему предлагали сдаться, но он отказался, что в доме оружие нашли. Но этого быть не может. Расул занимался хиджамой — исламским кровопусканием. Он лечил людей. Также Расул работал у себя же дома в небольшом столярном цехе, делал на заказ двухъярусные детские кровати. Проблем с полицией у него не было. Четыре года назад его и еще нескольких односельчан забирали в РОВД Кизилюрта. Расула забрали только из-за того, что у него дома Коран нашли. Но его сразу же отпустили, и больше у него никаких встреч с полицией не было".

В ходе спецоперации ничего противоправного не было, сказал PublicPost источник в Следственном комитете Дагестана: "Кугиев был связан с так называемой "кизилюртовской бандгруппой", был активным пособником боевиков, снабжал их едой и одеждой — эту оперативную информацию и разрабатывали работники силовых структур. Если Кугиев ни в чем не виновен, то почему не сдался? Он стал стрелять по силовикам. Ответным огнем был убит, под огонь попала и его жена, которая ему помогала. Дома ведь потом нашли оружие, гранаты, боеприпасы. А тот бред, что военные мародерствовали — вообще эту очевидную ложь не хочется комментировать".

Но родственники убитых планируют обратиться с жалобой на военных в суд. Они надеются там доказать, что правда на их стороне.

Но в суде у них шансы доказать свою правоту будут минимальными, сказала PublicPost руководитель дагестанской организации "Правозащита" Гульнара Рустамова: "Это не означает, что родственники Кугиевых в суд не должны обращаться. Еще как должны. Но на моей памяти нет ни одного случая, чтобы суд встал на сторону тех, кто заявлял бы о нарушениях в ходе спецоперации. Не было еще такого, чтобы добивались того, что с убитых снимали обвинения. Возможно, в Европейском суде удастся добиться чего-то, но это тоже долгий и муторный процесс. Вспомните того же Маматхана Султанова, чью невестку убили работники Специальной огневой группы. На каких только площадках он ни выступал. 20 раз возбуждали и закрывали уголовное дело в отношении соговцев. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов обещал Байсултанову, что дело дойдет до суда. Но нет, не дошло ведь".