Клавдия в Лувре.

Вчера позвонила Клавдия, моя давняя приятельница, и пообещала быть «вечерком». Скажу сразу – женщина она незаурядная, к тому же проверенный, надежный друг. О Клавдии обычно говорят, что у нее «незашоренный глаз», коим она наблюдает жизнь. И вообще, она на любой вечеринке – как вишенка на тортике.
Звоню друзьям, приглашаю: « Клавдия объявилась, собираемся!».
Около шести раздался звонок в дверь, на пороге появилась Клавдия. В руках – кулечки-подарочки, на голове – берет, на плечах – меховой жилет до пят - вроде шуба, но без рукавов (за рулем удобно). Ей давно уже 50 с хвостиком, но каков хвостик – не догадаешься. Клава неотразима: глаза – черные маслины, лицо со скулами и длинные волосы цвета спелой вишни, схваченные черным бантом на затылке. Брюк она не признает. Сегодня на ней – белый вязаный свитер и длинная юбка - серая, с разводами. Королева! Под нее и трон готов – кресло в центре стола стоит (весит Клава под 90 кг). Женщина она статная, фигуристая, роста – выше среднего.
Усадили. Пепельницу рядом поставили, дымит она, как паровоз. А пить – не пьет, разве что глоток сухого вина.
- Ну, други, с Новым годом! Рада всех видеть живыми и при бокалах. За встречу! – и шампанского бокал опустошила в минуту.
Мы переглядываемся, наконец-то ее бокал был выпит до донышка. Вечер обещает быть интересным.
- Ну! – засунув сигарету в рот, обведя всех ласковым взглядом, сказала: - Жалуйтесь!
- Нетушки, Клавдия, народ «на тебя» собрался. Рассказывай!
Она была признанным рассказчиком в нашем, почти семейном, «кругу». Ее жизненные наблюдения порой вызывали споры до хрипоты, потому запоминались.
- Я не против, – охотно согласилась гостья, - вот только с чего начать? Мы, кажется, летом встречались? А осенью …вот с нее и начну.
И поведала нам Клава, как осенью зять ее отправил на экскурсию во Францию – всего на недельку.
– Расскажу-ка я вам о Лувре…
Мы устроились поудобнее, каждый прихватил чашку кофе с маленьким, но толстеньким бутербродом.
Клавдия знала, что многие из нас, в разное время, побывали в этой сокровищнице. Но обсудить впечатления - не получилось, невразумительные «ахи» – не в счет. Теперь у Клавдии были все козыри в руках, она уж постарается, не зря бокал шампанского выпила.
- Когда мы подошла к Лувру, - начала рассказ гостья, - меня постигло разочарование. Это даже не задворки нашего Эрмитажа…. Здание угрюмое, серо-коричневое, никакого шика-блеска. Горка стекла перед входом – якобы пирамида – озадачивает. К чему бы это? В голове крутилась мысль о французском жлобстве.
Мы внимательно слушали, кое-кто кивнул.
- У входа стояла охрана, пропуская длинную змейку посетителей. Мы медленно вползали во чрево нижнего зала; холл оказался огромным, размером с небольшой аэропорт, где суетилось множество людей. Организуясь в группы, людской поток продвигался по широкому, как улица, коридору, во главе с гидами. Зонты гидов – это неспетая песня; наш гид высоко держал огромный полосатый зонт, которым дирижировал, как капельдинер на параде. Мне даже показалось, что за спиной сейчас грянет оркестр!
И первое впечатление от угрюмого здания Лувра вдруг исчезло напрочь! Ощущаешь, как на тебя надвигается мощь, блеск и богатство французских королей! Вот она – сокровищница Франции! Великолепная лепнина потолков, огромные залы, заполненные тысячами редчайших скульптур, картин, экспонатов…
- Да, только взглянуть на них одним глазком - уйдет неделя, не меньше… – сказал кто-то, вспоминая свои впечатления.
- Я в египетском зале пять часов пробыла – еле меня оттуда вытащили, - вздохнула Татьяна, археолог по профессии.
Клавдия взмахнула рукой:
- Ха! Нам дано было четыре часа – ни минуты больше. Вы можете себе это представить? –
Она приняла чашечку с ароматным кофе, сделала глоток, и благодарно кивнула.
- Пришлось действовать стратегически – определить главную цель. - Клава замолчала, наслаждаясь вкусом и ароматом напитка.
- Определила цель? – мы тоже потягивали кофе, не спеша и с удовольствием.
- Мона Лиза! Все стрелки-указатели вели к ней. И я, как хитрый змей поползла к добыче, минуя огромные толпы людей. – И доползла.
Вхожу в зал, Джоконда видна сразу, она над головами людскими располагается, само-то полотно небольшое. Я пнем замерла, стою, смотрю. Контакт с ней пытаюсь установить (есть у меня такая причуда). И вдруг! вот думайте обо мне, что хотите! но я ощутила, что эта молодая дама сильно устала. От восторгов толпы. От блеска вспышек. От орды поклонников. И тихо так вопрошает – « чего вы здесь толпитесь?». И глядит, с едва заметной усмешкой, прямо на тебя…
- Клавдия! Имей совесть! Весь мир перед ней на коленях…, - возмутился художник Сеня.
- Угу.
Леонардо да Винчи, наверняка, любил эту женщину. Создал шедевр. И возил его с собою повсюду. Но мне она не показалась счастливой. - Клава хлебнула кофейку, и ласково улыбаясь, продолжала. – Не судите меня строго, я портреты люблю. Я с ними разговариваю…
- Ага, а они отвечают – «че пялишься?» - парировал Сеня, неодобрительно глядя на Клавдию.
- Ладно вам, - я вмешиваюсь, на правах хозяйки, - наша Клава врач, а не художник. С нее и взятки гладки.
- Нет, милая, ты не права: Клава – тонкий человек, - возразила Татьяна, размахивая чайной ложкой, будто прицеливаясь к моему лбу, - не забывай, она музыкальную школу закончила по классу фортепиано!
- Ну да, слышали мы, как она рояль насиловала на твоем юбилее…- бурчал неугомонный Сеня.
А Клавдия смотрит на нас с высоты своего кресла, и улыбается…
- Наверное, я продолжу, - поставив чашечку с выпитым кофе на стол, Клава закинула ногу за ногу. Кресло скрипнуло.
- Я про живые лица хочу сказать…(чирк зажигалкой сигарету), у меня интересные наблюдения.
Мы умолкли. О нас, что ли?
- В зале Моны Лизы есть маленькая скамейка, она при выходе, за выступом стены, где огнетушитель. Там я устроилась – ноги сильно гудели. Самой картины не видать, вот и смотрю на людей, снующих передо мной. Вижу белые лица (европейцы, американцы?), и они, как маски, - скучные, почти уродливые. Даже мысль закралась: неужто белая раса вырождается? Тошно от этих несимпатичных лиц... На азиатов – не гляжу, они мне все на одно лицо.
И вдруг! – О чудо! В инвалидном кресле везут женщину средних лет, и если бы вы видели эти глаза! Какой восторг в них был, какая несказанная радость! Она лопотала по-итальянски с дочерью, толкавшую ее кресло, и обе они были счастливейшими из смертных. Нет, с вырождением Европы я поспешила …Итальянцы ее спасут.
- Уфф, – мы дружно вздохнули. Диагноз был снят.
- Затем я двинулась вдоль анфилады, где висели шедевры итальянских художников эпохи Возрождения.
Устроилась, присев на диванчик, рассматриваю картины. И тут – а, чтоб вас! Загородив собою полотна, пронеслись молодые японцы (китайцы), - они бежали табуном, щелкая фотоаппаратами все картины подряд. Не останавливаясь больше пяти секунд! Стая антилоп скачет с меньшей прытью!
- Затем мимо прогалдела группа поляков. Эти даже не взглянули на картины! они нервно подшучивали друг над другом и очень торопились, - они искали туалет; кстати, немалое испытание для посетителей – найти его.
Мы дружно кивнули.
- Эх, моя бы воля – сутки бы в этой галерее провела – без еды и питья! Слезы на глазах выступали, так выразительны некоторые полотна…но утомлять вас этими воспоминаниями не буду.
Клавдия взяла вторую чашечку кофе и тарелочку с кексом. Быстро справившись с едой, продолжала:
- Время пролетело мгновенно, вот уже и уходить нужно. Последний взгляд и поклон Нике Самофракийской – Богине Победы, она стоит в пролете широкой лестницы на пьедестале – огромная! – тут лицо Клавдии изменилось, стало строгим и усталым.
- Скульптура красоты неимоверной, нечеловеческой. Еще минута – и взмахнет Ника огромными крыльями - и полетит... Вдруг у меня сердце заколотилось - глубокий трагизм в этой фигуре почудился: вот она, прекрасная крылатая мечта человека, (абсолютная свобода, неукротимая сила, вечная красота), но ей не дано осуществиться… никогда.
- Впервые слышу такую необычную трактовку, - задумчиво произнес Кирилл, знаток мифов и легенд.
- Говорю то, что сердце почувствовало, - тихо сказала Клавдия.
- Да уж…далеко без головы не улетишь, - пытался пошутить Сеня, но его никто не поддержал. Отсутствие головы у Ники даже не замечаешь, настолько впечатляет мощь всей фигуры.
Помолчали. Клавдия встала, подошла к окну и посмотрела на звездное ночное небо. Вдруг усмехнулась и совсем другим, веселым голосом заговорила:
- Уже и выходить из Лувра нужно – время поджимает, но как уйти, не глотнув кофе и не купив парочку сувениров. Там у них все продумано –альбомы, открытки, карандашики, всякая мелочь на память. Рядом барная стойка, очень кстати: круассан, кофе и высокий стул – отдыхайте, ножки!
И тут слышу русскую речь, поворачиваюсь …мамочки! где таких мужиков растят? К стойке подошли трое парней, в белоснежных рубашечках, каждый росточком под два метра. – Привет, мы из Питера. - Баскетболисты? Нет, строительный бизнес. – Да вам только башни строить…- Их и строим!
И защекотало в носу, чуть не расплакалась: из тысячи промелькнувших лиц – эти, поверьте, были самыми красивыми.
Тут уж память подсуетила впечатления от греческого зала, (где я подольше задержалась), с прекрасными мраморными статуями. Стоят в ряд герои древних греков – нагие, мускулистые боги. Крепкие мужики.
Вот только трое русских парней-строителей им бы дали фору! Мелковаты для нас греческие боги…
Тут мы все дружно заулыбались. Сеня даже аплодировал. Если в «высоком искусстве» мнение Клавдии бывает спорным, то уж в мужчинах она разбирается! Не сомневайтесь!
Комментарии
Я теперь тоже могу сказать, что в Лувре побывала. Лучше описания не найти.))
А Клавдия... жаль, что у меня нет таких неординарных приятельниц. Была преподаватель по сольфеджио -- один в один с Вашей героиней, но... увы... Я, когда читала -- представляла именно её, высокую дородную красавицу, с неизменной сигаретой, в меховой безрукавке, знающую толк во всём и в мужчинах в частности...( и азиаты для неё тоже все на одно лицо )))))
Спасибо, Леночка Николаевна. С Рождеством Вас! ))
Витуся, эти праздники так бесконечны, плавно переходящие из одного в другой, что кухня уже поперек горла стоит...К компу потянуло.
А я вот только в эти бесконечные праздники и могу вволю в Парке побродить.)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А насчет Лувра - я тоже очень хотела поговорить с Моной Лизой, в глаза посмотреть, попытаться понять... НЕРЕАЛЬНО! Огорожена на расстоянии 6 метров, двойное бронированное стекло, толпы вокруг, в общем, испортили песню...
Если не возражаешь, Лен, я завтра тут вставлю пару иллюстраций моих впечатлений (они на работе), от Моны Лизы, Ники и т.д.
Комментарий удален модератором
А Ника хороша, ей даже голова ни к чему!
Скажу честно , изложение понравилось :)
Рада вас видеть, Стас.
мне больше по душе рассказы от души , со своими впечатлениями - создаётся эффект присутствия ...
Вот если буду в Лувре когда-нибудь - не стану смотреть. Пусть отдохнет хоть секундочку.))
Спасибо, Леночка. Дивный рассказ - живой. Вон как меня задело.
Заметила я, Аннушка, что твои комменты иногда интересней аворских рассказов...да простит меня Пегас )))
Есть еще интересный пост Алины Алексеевой за эту картину и ее историю, тока не найду я его щас...
А насчет комментов моих - перебор, Леночка. Этого не может быть, потому что быть не может никогда.
http://www.youtube.com/watch?v=RnT10bMSz00
(код не генерируется почему-то)
Мало хто помнит энту песенку щас...
А что за песенка, Марк? Сейчас пойду слушать.
Сожалею, что иллюстраций маловато, но завтра Алла обещала это дело исправить... я не берусь.
Спасибо ,Машенька, я рада, что тебе понравились наши посиделки)))
Приходите и к нам на посиделки, буду ждать:
http://maxpark.com/community/1851/content/1752401
А вот мужской торс всех времен и народов (не помню, кем признан):
Но это уже не Лувр, а Ватикан, скульптура Микеланджело.
Чудо как хорош рассказ - каждая зарисовка, как живая картинка, так и видишь, как после унылой очереди вдруг, в одно мгновение, надвинулся (слово какое правильное!) Лувр, и вот ты уже пленён... И, конечно, разговор с Джокондой, и трагизм Богини Победы, и лица, лица...
Респект, как говорят нынешние молодые, и Клавдии, и хозяйке... :))
.
Напроситься бы на чашечку кофе... )))
Ты ведь тоже путешественница....
Комментарий удален модератором
Рада видеть вас, Танюша.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я кстати сама (правда не в музеях или других глазо-душе занимательных местах) ОЧЕНЬ люблю за людьми подсматривать... глядеть в глаза, пытаться в душу заглянуть...))
Рада тебя видеть, бмвушечка!
Комментарий удален модератором
Эх, Громов.)))
Тяжко ей там, наверно, было: и чашку с кофе держать. и тарелку с тортом... Помню, меня в детстве тоже на стул ставили, чтоб стишок рассказала - неудобно это и даже страшновато.)))
Как всегда, почитала с удовольствием!
В Париже никогда не была и пока не очень-то и рвусь...
До сих пор не могу понять, зачем там сооружена эта пирамида? Или простой выпендрёж? Типа Центра Помпиду?
... А мужчины в России (как и женщины) и на самом деле самые красивые :)))
О-ля-ля! К чему бы это ?
Русские мужчины ,как и женщины- разными бывают.Как красивые и мускулистые,так и не очень...
А вот греческие боги воспеты навсегда...
Очень хочу в Лувр...
А скоро... разве что в 2014...