Писатель без читателя

На модерации Отложенный

        Друзья мои! Поздравьте меня! Люба Гайдученко занесла и меня в свой ЧС после этого поста:
http://maxpark.com/community/4379/content/1747736#comment-21372165.   

      Наша правдоискательница Люба, "писатель" - как она себя называет, не захотела услышать чуждого ей мнения. И даже, когда я жалела её и сочувствовала, в ответных комментариях были только колкости и резкости - такая у человека защитная реакция. Но я не хочу переходить на личности: "Кто не знает Любочку? Любу знают все!"))) Дело здесь в другом. Я прочитала её последний пост: “Пастернак и Посторнакова”, который, как всегда оказался в Ленте. И несмотря на то, что Любаша настоятельно советует всем: "Не любо - не читай", куда же денешься, если в Ленту это ставят?
        Любаша назвала роман Б.Пастернака "Доктор Живаго" "занудятиной" и поскольку ответить ей я не смогла, по уже названной причине, мой комментарий останется в моём же собственном посту. Итак, вот, что я намеревалась ответить Гадюченко:
       Да... Многогранный роман Пастернака "Доктор Живаго" назвать "занудятиной" - признаться в собственной окололитературности. Оно, конечно, если читатель - обыватель, то и рассуждения с точки зрения: "нравится - не нравится". Но Вы ведь, Люба, себя без ложной скромности к писателям причисляете. Вот тут-то и вопрос: "То ли читатель Вы никудышний, то ли писатель претенциозный?". Между тем, в редком произведении, соединив лирику и прозу, удаётся так гармонично, с высокой философской идеей раскрыть темы: человека и совести, человека и Человека, человека и любви, человека и власти, жизни и смерти! Всё это в романе "Доктор Живаго". Этот роман стоит прочитать лишь однажды, но пропуская через себя, каждый раз останавливаясь и раздумывая. Книга эта даёт ответы на сотни вопросов. Говорю именно о книге, потому как, на мой взгляд, последняя экранизация имеет к роману только фабулярное отношение. Прекрасно одно, что в эти рождественские дни вспоминается Б.Пастернак и его герой с великолепными стихами о Рождестве.
  “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, — написал когда-то  Л.С. Лихачёв о "Докторе Живаго". Быть может, и Вы, Люба, стремитесь передать нам историю своей жизни. Но Ваша пишущая рука так далека от писательского пера и уж только не Вам, так небрежно отзываться об этой  книге.
       Писатель, если он настоящий, если им выстрадана каждая строка, несёт своё слово бережно, говорит с читателем тихо, словно вполголоса. Не случайно даже есть такое понятие, как авторское отступление, своего рода - обращение к читателю за пониманием.  Писатель не настаивает, не уговаривает, не поучает читателя, он им дорожит! Потому что в основе хорошей книги, хорошего, цельного произведения - ЛЮБОВЬ. Как же хочется сказать мне это многим, кто называет себя громко "писателем". Можно написать ни одну сотню рассказов, опубликовать их, получить признания в виде похвалы и наград, но не иметь имени. Кто знает писателя, поэта, сказочника П.Ершова? Правильно, автор одной единственной сказки, но какой! Если сам Пушкин, прочитав его "Конька-Горбунка", сказал о том, что: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить". Вот и выходит, что в писательском деле главное, как говорил Райкин, - "не  коКличество и каКчество", а именно Качество. Есть писатели, а есть пИсальщики, точнее графоманы. Кстати, последнее - весьма полезное занятие. Если любопытно, об этом здесь хорошо написано: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-57670/
     Понравилась мне одна из лекций на сайте: Я писатель.ру.: “Главное отличие графомана от писателя - цели. Графоман пишет ради самого процесса письма, создает текст ради текста. Для него не так важно о чем писать и зачем писать. Процесс важен и ценен сам по себе. Для писателя текст - это инструмент. Это возможность донести до людей, до мира, свой сюжет, свои идеи, своих героев. О чем-то миру поведать и что-то в мире изменить. Писателя сжигает идея. Графомана сжигает пальцевая чесотка.

     Второе отличие графомана от писателя. Любому графоману его тексты кажутся священными.

Он пишет шедевры! И ни один критик, ни один читатель, ни одно Человечество его в этом не переубедит и не переспорит. Да, гениям тоже свойственна мания величия. Писатель может вытереть с лица потный вал вдохновения и яростно завопить на весь дом:
- Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!!!
       И при этом через две минуты он может начать в своем тексте сомневаться, вычеркивать, зачеркивать и даже сжигать.
     Графоманы своих рукописей не правят и не сжигают. Графоман никогда не будет писать "в стол". Они видят свои творения в чарующем золотом свечении. Все написанные графоманом тексты идеальны и совершенны по определению.
    И поэтому графоман неизлечим. Он слеп к своему недугу, не осознает свое графоманство как недуг и даже гордиться им."

       Вы скажете мне:"Писатели... Они такие разные!". Даже не стану спорить. Одни только факты говорят об этом:
Чарльз Диккенс каждый день выпивал по пол-литра шампанского. Чтобы поднять свою популярность на новый уровень, он решил выступать с лекциями. А где лекция – там и последующая встреча с читателями! Как же тут без шампанского! 
Кафка был скромнейшим человеком. Все, что он писал, он практически не публиковал, зато обязательно читал вслух трем своим пражским друзьям.
 
Ильф и Петров весьма оригинальным способом избегали мыслей-штампов. Они отбрасывали идеи, которые приходили на ум сразу обоим.
 
Чехов садился писать, облачившись в парадный костюм.

Куприн наоборот – обожал работать совершенно голым.
 
Бальзак писал в темноте, поэтому даже днем занавешивал шторы и зажигал свечи.

•Мыслитель эпохи Ренессанса Петрарка не только писал стихи и поэмы, но также был изобретателем скалолазания! В одном из своих рассказов он в красках описал свое восхождение на гору Мон Ванту (Mont Ventoux).
 
Марк Твен был неплохим изобретателем. Среди его разработок – блокнот с отрывными листочками для журналистов, шкаф с раздвижными полками, а также самое гениальное из его изобретений – машинка для завязывания галстуков!
 
•Настоящая фамилия Даниэля Дефо, была не де Фо, указывающая на благородное происхождение, а просто Фо. Кстати, он написал вовсе не одну книгу, а более трехсот. Причем, среди его произведений масса научных работ по истории, экономике, географии, а также серия книг по демонологии и магии. Он даже написал книгу об истории царствования Петра I.
 
•Одним из самых плодовитых писателей всех времен и народов был испанец Лопе де Вега. Кроме «Собаки на сене» он написал еще тысячу восемьсот пьес, причем все они – в стихах. Ни над одной пьесой он не работал более трех дней. При этом, работы его недурно оплачивались, так что, Лопе де Вега был практически мультимиллионером, что среди писателей встречается крайне редко.
      Я, как Вы выразились, "человек не пишущий", не дал мне Бог такого таланта. Все стихи - только "в стол", сказки и рассказы - для собственных детей. Кстати, это вторая причина, по которой я не пишу. Моя семья, мои дети и моя работа занимают большую часть свободного времени. Но даже при ином раскладе, к выбору темы я бы подходила тщательным образом, не вынуждая читателя жалеть автора - несчастного и невезучего и не смешивая образ автора с героем. Тема, именна тема становится основой литературного произведения. Именно тема и её развитие приводит к идее. Когда же я читаю о том, что все вокруг "быдло" и "сволочи", воры и негодяи, что все продажны и неблагодарны, в том числе и собственная дочь, не вижу ни темы, ни идеи, впрочем, не вижу и самого произведения. А “писатель” становится для меня предельно понятным, как человек озлобленный, одинокий, требующий многого от других, но ничего не дающий взамен.

    Альбер Камю говорил: «У тех, кто пишет ясно, есть читатели, у тех, кто пишет темно — комментаторы». Но пополняя свой ЧС, Вы, Люба, лишаете себя даже комментариев.