Железные законы мыльных опер

На модерации Отложенный

 

В далекой юности, когда пишущий этой строки решил попробовать свои силы в сочинении киносценария, старший товарищ дал мне мудрый совет: «Чтобы твое творение было одобрено и принято, нужно, чтобы оно, творение, на четыре пятых состояло из уже известных, проверенных, традиционных сюжетных ходов, приемов, поворотов, эпизодов, элементов».

И тут же набросал краткий перечень этих «ходов».

Долгие годы я хранил эту бумажку как зеницу ока, но недавно пришел к выводу, что сей список может быть дополнен с учетом нового опыта и дальнейшего развития искусства кино- и теледраматургии.

Предлагаю вашему вниманию расширенный вариант.

 

Когда персонаж хочет открыть страшную тайну или сделать признание колоссальной важности, какое-то случайное мимолетное обстоятельство его отвлекает: «Через пять минут я вернусь и всё расскажу». Но через пять минут его убивают.

Юрист, журналист, чиновник, политик, представитель артистического мира и шоу-бизнеса в большинстве случаев оказывается мерзавцем, врач, программист, офицер и священник – людьми порядочными: таких занятий, как инженер, фермер, токарь, портниха, каменщик – не существует.

Надо исходить из того, что подмены детей в роддомах – обычное дело.

О своей беременности и об измене мужа героиня узнает почти одновременно.

Герой не может развестись с неверной женой, не потеряв всё имущество. Оставив мужа-тирана/распутника, героиня лишается средств к существованиию.

Два бандита, получившие заказы на взаимное уничтожение, оказываются фронтовыми друзьями или даже близкими родственниками.

Лучший друг героя оказывается предателем. Другой лучший друг, тайно влюбленный в жену или избранницу героя, погибает в автокатастрофе или жертвуя собой, заслонив героя от пули. Чтоб не путался под ногами.

Если полицейский самый последний день перед выходом на пенсию рассказывает друзьям, как будет удить рыбу, воспитывать внуков и вообще чудесно жить на заслуженном отдыхе, – его непременно убьют.

Перед тем как убить положительного героя, главный злодей подробно и сладострастно рассказывает о мотивах и деталях своих преступлений, а это чудовищное саморазоблачение случайно транслируется по радио либо попадает в Интернет.

Детектива вызывают на расследование убийства как раз в тот момент, когда он собирается заняться любовью.

Если мужчина и женщина с первого взгляда стали испытывать взаимную ненависть, ссориться и строить козни друг против друга, всё закончится счастливым браком.

Чтобы затянуть действие, негодяй, которого убили еще в первой серии, вдруг воскресает в последней серии и пытается отомстить благородному герою.

Притворный флирт неизбежно перерастает в большое светлое чувство, фиктивное замужество неизбежно становится реальным.

Самые важные телефонные звонки непременно перехватываются, самые важные письма не доходят до адресата, самые важные разговоры случайно подслушиваются как раз тем, от кого тайну пытались скрыть.

В телесериале обычно действуют законы равновесия, парности и симметрии: на одного плохого следователя (негра, банкира, журналиста) приходится один хороший. Этот закон проявляется и в том, что злодея постигает как раз то, что он уготовил благородному герою.

Злодеи, сплотившиеся против положительного героя, неизбежно приходят к смертельной вражде, и это дает Добру единственный шанс.

Вместо невинной жертвы, киллер по ошибке убивает заказчика или другого плохого человека.

Как и в античной трагедии, судьба посылает герою именно то, что он всеми силами хотел предотвратить, и чем энергичнее он уклоняется, тем меньше надежды избежать опасности.

Отцом ребенка оказывается совсем другой мужчина. Если некто испытывает необъяснимую симпатию к чужому ребенку, значит этот некто – его биологический родитель.

Если героя замучила совесть и он наконец решается загубить свою карьеру/репутацию, публично заявив о преступлении, совершенным много лет назад, выяснится, что в действительности никакого преступления не было, а имел место, совсем наоборот,

поступок, благодетельный для всего человечества и достойный вознаграждения.

Если вы всерьез намерены воспользоваться моими мудрыми советами, не забудьте, что на одну пятую сценарий должен состоять все-таки из оригинальных, неожиданных, остроумных сюжетных решений. Так, по крайней мере, говорил мне в свое время старший товарищ.