Статистика – продажная девка капитализма
В продолжение материала Инфляция в США: "Всё хорошо, прекрасная маркиза…"
Михаэль Дорфман
Попытка поменять способ подсчета инфляции в США предметно демонстрирует всю сомнительность идеологической доктрины, которой стала сегодня так называемая свободно-рыночная экономическая наука. Технократические приемы помогают транснациональным корпорациям и обслуживающим их правительствам обманывать и обсчитывать отдельных людей и целые народы. Статистика, графики, рейтинги и показатели неолиберальных достижений свободнорыночной экономики поразительно напоминают недоброй памяти показуху советского строя.
Капитализм меняется на глазах. На первом индустриальном этапе капитализма корпорациями руководили производственники. Они делали вещи и потому были главными людьми в бизнесе. На втором этапе их сменили продавцы. Капитализм стал потребительским, и на первый план вышло умение продавать. Сейчас наступил третий этап финансового капитализма. Барыши теперь, в основном, получают не от изготовления вещей и предоставления услуг, а из манипуляций деньгами, без производства дополнительной стоимости. Финансовый спекулянт, игрок на бирже, сменил маркетолога у руля капиталистических корпораций. Деловая жизнь закрутилась вокруг биржевого обсчета, манипулирования данными и алгоритмами. Финансовый комбинатор стал ролевой моделью и культурным героем. Людям внушают аксиому, что управлять государством надо как бизнесом. Людей заставляют верить в то, что всё, что выгодно для бизнеса, хорошо для Америки. Всё общественное приватизируется, всё приватное коммерциализируется. Корпоративный achievement-oriented (ориентированный на достижения) подход поразительно напоминает погоню за показателями социалистических достижений. Показуха царит во всем.
Здесь нет никакого заговора – обманывают и обсчитывают явно и открыто. В США царит тяжелая безработица, еще более страшная потому, что американское общество не имеет ни законов по охране труда, ни сети социальной поддержки, как в европейских странах. Студенты больше не находят работы после колледжа. Огромное количество людей потеряло хорошую работу и кое-как перебивается на временных работах и частичных ставках безо всяких социальных надбавок. Средний класс вымывается. Зато правительственные сводки победно трубят о постоянном уменьшении безработицы. Уменьшается, правда не безработица, а лишь число подавших заявку на пособие по безработице. Люди выбывают из системы, поскольку кончается их куцый срок права на пособие. Чем больше людей попадает в сумеречную зону отчаяния, тем лучше правительственные показатели.
Как получается, что подавляющее большинство народа уверено, что власть не способна делать правильные вещи, а на выборах побеждает та же самая политическая элита, тот же самый двухпартийный картель? «Если бы выборы что-то меняли, – отчеканила однажды анархистка Эмма Гольдман, – их бы давно запретили».
Как получается, что стоимость жизни растет, а привязанные к инфляции зарплаты – нет? Как получается, что цены на всё растут лавинообразно, а официальные индексы инфляции остаются на месте или даже падают. Всё дело в системе, а верней, в системе подсчета.
Для подсчета инфляции существуют различные индексы. Есть, например Индекс стоимости жизни, который подсчитывает инфляцию не в общем по стране, а конкретно по регионам. Из этого индекса следует и подсчет зарплат, на которые можно жить. Вместо него, американское правительство и политические элиты предпочитают пользоваться для подсчета инфляции Индексом потребительских цен. Это – не теоретические расчеты ради любознательности. Он них зависят различные надбавки и привязки в экономике, ставки налогов, курсы биржевых бумаг и казенных облигаций. Он ИПЦ зависит и настроение в обществе. Совсем без инфляции нельзя – тогда публика не будет спешить покупать, тратить деньги и тем самым поддерживать «экономический рост». Однако высокая инфляция уменьшает стоимость долларовых вкладов, отпугивает инвесторов и служит средством для перераспределения национального достояния. Последнее для общества, исповедующего культ свободнорыночного капитализма, и вовсе – что-то равнозначное коммунизму.
Индекс потребительских цен тоже не является чем-то научным. Формулы и соотношения коэффициентов цен в этом индексе прописывались лоббистами различных специальных интересов. Затем политики утрясали их путем длинных переговоров в задних комнатах и коридорах власти. Проблема в том, что индекс этот определялся в другую эпоху, когда государственный долг не считался большой проблемой.
В последнее время пошло гулять по миру название Фининтерн (по аналогии с Комитерном). Фининтерн больше не устраивают соглашения прошлых эпох, когда больше считались с людьми, чем с цифрами в итоговой строке. Надо снова подчистить бухгалтерские книги и прибегнуть к ловкости рук. Выборы прошли, Барак Обама победил, а паралич власти в Вашингтоне не исчез. Чудесники свободнорыночной экономической науки предложили поменять способ подсчета инфляции. Новый индекс назвали «Привязанный индекс потребительских цен». Либералы поспешили объявить это решением проблемы. Якобы старая система подсчета завышала инфляцию, вела к раздуванию дефицита, а новая – более научная и точная. А кто может в наш век возражать против науки?
Возражает против науки всё больше и больше народа именно из-за того, что ученые разными путями служат финансовому капитализму (или, как говорили не лишенные чувства юмора пропагандисты советских времен, – продажной девке американского империализма). Глобальное потепление или теорию эволюции подвергает сомнению больше половины американцев именно потому, что видят, как наука стала «чего изволите» для правящих элит.
Смысл цепного (или привязанного) индекса потребительских цен прост. Скажем, прописал врач дорогое снадобье, которое подымает уровень наших расходов на лекарства. Однако считать повышение не надо, если можно лечиться аспирином. Все равно голь на выдумки хитра – так чего с нею считаться, а потому в новой системе подсчета будет фигурировать рост цен на аспирин. Не будет учитываться рост цен на баранину, если ее можно заменить более дешевой говядиной. Рост цен на говядину, если можно заменить ее, например, курятиной, которая не так растет в цене. Как в старом советском анекдоте, на вопрос иностранцев о том, правда ли, что корова в СССР стоит три рубля, Рабинович гордо отвечал, мол, зачем мне корова за три рубля, если я добавлю еще восемь и тогда могу купить себе курицу.
Нельзя сказать, что старая система подсчета Индекса потребительских цен не имеет серьезных недостатков. Там не учитывается, что в последние десятилетия в Америке цены на потребительские товары даже несколько снизились, однако резко возросли цены на все виды сервисов – медицинских, юридических, финансовых, техобслуживания и всех других. Так что есть место для совершенствования. Да и новая система подсчета с помощью новейших компьютерных технологий позволяет обработать немыслимые раньше объемы информации и дать более точную картину. Однако, если хотят действительно что-то подправить, то необходимо учесть, что кто-то обязательно проиграет от введения новой системы. Как обычно бывает, бедные проигрывают и платят больше, а богатые становятся еще богаче.
Ни о какой компенсации речи не идет. Главный лозунг либералов и консерваторов в экономике и «двухпартийной партии» в политике – экономия государственных средств. В разных вариантах в Америке всё чаще всплывает знаменито-банальное брежневское «Экономика должна быть экономной». Новая система, представляемая либералами и консерваторами как спасение от урезания прав по социальным программам «Сошиал Секюрити» и медицинского страхования для стариков «Медикейра», по сути, оборачивается куда более регрессивным урезанием прав людей на эти самые программы, чем любые предложения, которые политики осмелились положить на стол по урезанию расходов на них.
Политический класс больше не в состоянии предложить убедительную политическую мотивацию для сокращения социального обеспечения. Вместо этого политики по-воровски, по-жульнически манипулируют цифрами и технократическими приемами. Мол, мы не «режем льготы», а мы лишь «исправляем систему подсчета». Это как раз очень распространенный прием в корпоративном мире современного бизнеса – приписать доходы, перенести расходы на следующий год, перенести расходы из одной графы в другую, заменить имеющийся персонал на временных людей из внешних агентств по найму, лишь бы закрыть квартал, полугодие и год и показать хорошие показатели бирже. Ведь именно там делаются основные деньги…
Лишь бы приукрасить итоговую строку в конце года, загрести огромные премиальные пакеты бенефитов, а дальше – хоть трава не расти. Ведь хозяев остается в таком мире всё меньше – их заменяет класс наемных менеджеров. Сейчас это, в основном, – рисковые инвесторы, венчурные капиталисты, хедж-фонды – всё, что в Америке называют «капитализмом стервятников».
Для политика то же самое – главное достижение и удержание власти. Если он потеряет власть, то корпоративная Америка найдет ему теплое местечко в мире лоббистов или мозговых центров – финк-танков (think tanks), где куда больше от танка для лоббирования свободнорыночной доктрины, чем от мозгов.
Аналогичные вещи происходят и с ползучим повышением пенсионного возраста или положенного возраста на «Medicare». Толкачи повышения возраста усердно делают вид, что это никак не наступление на социальные права граждан, а лишь техническая корректировка с учетом того факта, что американцы живут дольше. Даже по сравнению с другими подходами к сокращению льгот, повышение пенсионного возраста, по сути, – регрессивный подход. Его удается протащить лишь благодаря сведению гражданина к потребителю, которому современная психологическая маркетология способна продать всё что угодно, лишь бы в технократической упаковке.
Революционные настроения в самой метрополии нынешнего мирового порядка опасны для Фининтерна. Недовольство зреет справа и слева, среди Чайной Партии либертарианцев и среди «Оккупантов Уолл-Стрита», показавших свою силу в прошлом году. У демократов и республиканцев есть свои избиратели, болезненно реагирующие на кодовые слова. Урезание «Сошиал Секюрити» и «Медикейра» тут же вызовет бунт в Демократической партии, а урезание военного бюджета – у республиканцев. А уж повышение налогов вызовет всеобщее и активное недовольство всех американцев, несущих тяжелое бремя из-за регрессивного налогового законодательства и множества лазеек, предусмотренных для тех, у кого много денег.
Ловкость рук, наукообразное технократическое трюкачество, попытки резать по живому, изображая это как технические изменения, приводят к ухудшению положения большинства. Главным приоритетом правящего класса является не защита бедных или улучшение программ, а стремление обсчитать людей, отвлечь внимание, чтобы провести вещи прежде, чем люди разберутся, что собственно происходит.
Комментарии
И причина, одна и таже: лживая статистика, "надувание щек", поиск ВНЕШНИХ врагов, стремление политических и финансовых элит ( Политбюро, Центрального комитета, всей их обслуги) жить хорошо и еще лучше.
Первопричина в самом деле одна общая - ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ, выстроенное на самых внутренних свойствах сверхразвитого эгоизма современного поколения людей .
Общество, которое производит много часто не нужных для нормальной жизни вещей, раздувает потребительские инстинкты с помощью назойливой рекламы, не может долговременно, стабильно развиваться.
Потребляются невосполнимые источники природных ресурсов и источников энергии на все увеличивающийся замкнутый круг производства - потребления.
Отношения между людьми, которые воспитанны на стремлении покупать и покупать ( как в "развитом капитализме"), или доставать, выбивать для себя все увеличивающийся дефицит через нужных знакомых или потому что приближен.. ( как в бывшем СССР), делаются все более прагматичными.
То что современный капитализм перешел к "деланию денег из воздуха" и говорит о его последней стадии развития.
И первопричиной, повторюсь, являются эволюционно развившаяся из поколения в поколение эгоистическая природа человека. Инстинктивная природа, которая плохо распознается разумом. Глубже понять нашу природу, научиться ей управлять с помощью разума, главная задача современного поколения людей.
Решение проблемы, по моему мнению, в развитии современной системы образования, воспитания, которую часто называют интегральной. Думаю, она и поможет многим людям, понять, осознать, как выстроить более справедливое, дружественное к людям общество, как наладить гармонию с Природой.
Контуры этой системы детально объясняются в книге "Психология интегрального сообщества" - http://ivbooks.ru/
Тогда и "продажная девка" - статистика станет служить на благо такого типа обществу.
Менять конечно что-то как-то надо. Вопрос что и как. Кто-то например, полагает, что надо взять все и поделить. Кто-то: налоги поднять, кто-то: отменить их нафиг. Разные есть мнения..
Проанализируйте для начала систему статистических подсчётов в России. Что это, задания всем Вам обновили? Так дружненько принялись страсти рассказывать про нехороший Запад. Хорошо, что не на ночь!
Где хорошо и правильно? Занялись бы своей страной, наконец, а не обработкой нас, чтоб Вам хорошо жилось.
Предлагаю сделать сравнительный анализ и показать, как хорошо в России и как плохо в Америке. Слабо?
Вы при каком строе живёте? Т.е в России какой строй? Не заметили? Про буржуев это каких Вы говорите? Наших, или, исключительно, - "ихних"?
А наш-то строй называется неофеодализмом с национальными особенностями в каждой постсовковой стране.
Ну, а Ваше личное изобретение насчёт "неофеодализма с национальными особенностями..." можно оспорить, но это в другой раз, и, видимо, ГЛ - не место для таких дискуссий.
С уважением.
Ну-у, батенька.... Видать Вы перестали следить за новейшей философской и политической мыслью. В Украине, России и Ср.Азии налицо все признаки феодального устройства, причем разные модели, именно с учетом страновых национальных особенностей (Россия = монархия, ЦА = тирания, Украина = "олигархическая охлократия").
Причем, некоторые предполагают, что на неофеодализме откат не остановится - слишком шустрый разбег у нас получился, а инерция массы большая. Да и Запад нам поможет, подтолкнёт, если забуксуем :-))
2. Статистика - инструмент для сокрытия бездарности руководителя.
3. Статистика - инструмент для сокрытия преступлений.
4. Конструктивному, созидательному, полезному объединеию статистики и качества мешают, противодействуют №№ 1,2,3.
Передовые страны экспортируют свои новации по всему миру.
Во времена СССР капиталисты не были столь агрессивны к своему народу. Они опасались за собственную безопасность.
Сейчас они распоясались. И ничего хорошего от них, нам ждать не приходится!
И, кого Вы, собственно, так боитесь? -Своих капиталистов или опять только чужих?
Извините, обидеть Вас не хотел. Написал только из чувства сострадания.
Да и сейчас здесь, на МР, очень многие, взяв эту же самую практику, сравнивают жизнь "тогда" и "теперь" тем, что в СССР не было мобильных телефонов. А вот тот факт, что их, этих самых "мобил", не было в то время и в США ,и в Европах их мозги переварить не в состоянии!
С уважением guenplen.
С уважением guenplen.
Для всего мира метод расчёта индекса потребительских цен одинаков, и говорить о его фальсификации можно лишь имея действительные данные о ценах текущего и базового годов.
С тем же успехом можно подозревать любое финансовое учреждение в фальшивых результатах, не отвечающим стандартной таблице умножения, например, 2х2=4,5.
А уж по припискам и искажениям отчётности советская статистистика была впереди планеты всей, капиталистам делать нечего.
---------------
И непорочная дева социализма ?
С уважением guenplen.