Наши общества по-прежнему выступают в роли козла отпущения

Георгий Ванян: «Наши общества по-прежнему выступают в роли козла отпущения, который не готов к каким-либо изменениям»

Интервью Vesti.Az c руководителем Кавказского центра миротворческих инициатив, известным армянским экспертом Георгием Ваняном.
- Как Вы оцениваете 2012  год в плане урегулирования Карабахского конфликта? Да, урегулирование с мертвой точки не сдвинулось, это факт. Но есть ли надежда на то, что в ближайшем будущем что-то позитивное в этом направлении все же случится?
- Да, верно, 2012 год еще раз засвидетельствовал, что мы застряли на этой самой мертвой точке. Позитивное развитие, старт с мертвой точки, что-то позитивное может выйти только в работе над ошибками. В прошлом году ни Ереван, ни Баку, ни страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не подали никаких знаков, ведущих к позитиву. Слепо-глухие политики и дипломаты уже не открещиваются от того, что мертвая точка - есть факт, но их позитивные посылы о политической воле и мерах доверия зависли в воздухе, насквозь пропитанном зловонием пропагандисткой войны.
За год стало больше ханжества, больше лицемерия, больше скотского страха. Абсолютная  управляемость информационного потока, кампании-скандалы, которые начинаются и завершаются четко по расписанию, не ведут ни к каким политическим последствиям. Наши общества по-прежнему выступают в роли козла отпущения, который почему-то не готов к каким-либо изменениям. Отсюда следует, что наши народы, и Вы и я, довольны нынешней ситуацией. С каждым годом сужается круг, уменьшается поле альтернативы и инакомыслия, с каждым годом конфликт все больше затрагивает каждого из нас, живущих в Армении и Азербайджане. Смерть людей и манипулирование смертью – не могут не затронуть каждого. Война, которую мы оставляем в наследство детям – не может не затронуть каждого.
Может ли каждый из нас снять с себя камуфляж единомыслия, которое в наших обществах считается патриотизмом? За 21 год уже можно не смотреть телевизор и не читать газеты, и так ясно, что можно говорить, а что нельзя, когда нужно обязательно прореагировать «как все», когда нужно молчать «как все». Позитив может наступить тогда, когда каждый из нас снимет свой патриотический камуфляж, и сменит его на броню, защищающую от страха. Тогда станет фактом, что конфликт затрагивает каждого из нас, и каждый из нас несет ответственность за то, что делается «по карабахскому вопросу».   Для этого, как ни банально звучит, нам нужен диалог. Диалог как излечение, терапия от зловонной пропаганды, для освобождения каждого из нас от внутреннего чекиста, который настолько боится оказаться жертвой, что становится палачом.
В 2012 году, в грузинском селе Текали, на стыке границ Азербайджана, Армении и Грузии, прошли три гражданских слушания и кинофестиваль, в следующем году – таких встреч будет больше. Текалинский процесс – это и есть диалог, позитив в урегулировании конфликта. Добро пожаловать: Площадь Мира 1, село Текали, Марнеульский район, Квемо Картли, Грузия (http://www.southcaucasus.com/index.php?p=teqali ).
- А как можете оценить деятельность сопредседателей МГ ОБСЕ в 2012 году?


- Как можно оценить сопредседателей, если они - просто чиновники на заслуженном отдыхе, иногда выезжающие на вояжи к нам, в абсолютно неконфликтную, комфортную для них зону?  И так будет до тех пор, пока Запад не определится, не отреагирует на каприз Российской Федерации реанимировать Советскую империю. По словам госсекретаря США Хилари Клинтон, остановить этот каприз -  трудное дело. И США, и Запад в целом пока не осуществляют политику на постсоветском пространстве, особенно на Южном Кавказе, и все их действия ограничиваются поддержанием статус-кво во всех сферах. Это формальное присутствие без политики не то что поддерживает, а значительно затрудняет деколонизацию и развитие демократии в наших странах.      
- Если говорить отдельно о России, то почему Москва в 2012 году вела себя более пассивно, чем в году 2011-м?
- Как это пассивно? В 2012 году в Москве неоднократно встречался миротворческий потенциал Кремля: армяно-азербайджанская братская номенклатурная интеллигенция, ударники пропагандистского фронта - журналисты-блоггеры, и, наконец, руководители наших с вами диаспор тоже встретились. Думаю, в 2013 году, уже будет восстановлена традиция брежневских засосов – как первичная мера доверия между армянами и азербайджанцами.
А если серьезно, на территории одной из стран, которая является стороной конфликта, а именно Армении, и в 2012 году продолжали находиться войска России.
- Какова вероятность войны в 2013 году? Она реальна, с учетом нестабильности у южных границ Азербайджана и Армении, или в любом случае нет?
- Угроза войны по-разному преломляется во внутренней политике Армении и Азербайджана. Но факт в том, что начало войны подспудно связывается с внутриполитической стабильностью-нестабильностью. С другой стороны, позиция стран-участников Минского процесса состоит в том, что, якобы, любое изменение формата, любые новые подходы, любые новые действия и даже новые мысли – могут привести к войне.
- Скажите,  общество в Армении в целом по-прежнему враждебно настроено в отношении Азербайджана и нацелено на то, чтобы всеми силами отстаивать Карабах, или в свете социально-экономической ситуации приходит осознание того, что жить в мире с Баку лучше, чем в ссоре?
- Общества в целом не бывает, по-моему. В нормальных странах общественное мнение, как палитру разнообразия, постоянно изучают и регулируют, насколько можно. В Армении общественное мнение уничтожают. У нас не общество, а военная шеренга.
Социально-экономическая ситуация не может сыграть роль в установлении мира между народами. Она играет некоторую, необязательно решающую, роль в войне.  Так называемое социально-экономическое положение населения, много раз использовалось и может быть использовано политиканами, как прикрытие для их грязных игр. Это не может привести к миру. Установление мира возможно, если измениться политика, стратегия. И я убежден, что эти изменения должны начаться в Армении, и они необратимо приведут к решению конфликта.

 

вести.аз