Уходящее время

На модерации Отложенный

«В 6 утра я начал наблюдать за старой женщиной, которая полола траву вокруг цветов. Мне хотелось пожать ей руку, чтобы выразить свою нежность, видя как она работает, несмотря на свои почтенные годы. Она просит, чтобы я наклонился выслушать ее. У нее светлые глаза и загорелое морщинистое лицо. Говорит мне шепотом: «Помни, после нас, не будет больше нас».»

Тонино Гуэрра

 

Прочитав этот короткий рассказ, я увидела в нем свои мысли и грусть об уходящем времени. Я вижу это время через призму моего детства, через моих бабушку и дедушку. Они живут до сих пор в деревне, где осталось всего 6 домов, где соседняя деревня уже как 4 года стерта с карты России.

Каждый раз, возвращаясь туда, я вспоминаю детство. Детство, которым я горжусь и никогда бы ни на что не променяла. Детство, которое научило меня жизни, дало знания, которых не дают в школе. В школе не учат, как ориентироваться в лесу, как ловить рыбу, как заниматься огородом, ходить в лес и разбираться в грибах, ягодах, как разводить костер и запекать картошку, как косить траву – все это для всех сейчас бы было смешно и не модно. А я считаю, что это просто жизненно необходимо, чтобы не оказаться в узком пространстве жизненного кругозора. Некоторые дети даже не знают, где что и как растет – от этого становится стращно. Жить в комфортных условиях, в городе – проще всего, но не ступает ли от этого деградация общества, деградация простых людей?

Я помню, как каждое лето нас с малых лет отправляли к дедушке с бабушкой, а когда-то еще и к прабабушке на каникулы. Помню поля гороха… И как мы маленькими девчонками залезали в эти поля и объедались наивкуснейшим горохом. Помню поля, колосившиеся и казавшиеся такими нескончаемыми и дивными… Помню как сенокос, который всегда был кошмарным сном для нас, т.к. почти каждый день приходилось работать. Но какое же иногда было наслаждение чувствовать запах свежескошенной травы, потом запах сена. Как же весело было бежать собирать в стога поле почти уже высушенной травы, когда начинал моросить дождь. А иногда дедушка закидывал меня на телегу с сеном и я ехала на верху и вдыхала его ароматы. А потом все в трухе от травы, налипшей на вспотевшее тело, бежали купаться в пруд в соседней деревне, где встречалась вся молодежь. А еще я очень любила ходить в лес. Какое же невероятное счастье могли доставить найденные грибы, для меня были всегда особенными – лисички, которые я и люблю больше всего до сих пор. И белые грибы, которыми мы потом хвастались друг перед другом. Помню, с одной моей деревенской подругой мы нашли старую дорогу в лесу, где каждый день просто идя по дороге, можно было найти кучу белых грибов. Мы никому не говорили об этом месте, а наши бабушки всегда удивлялись – как мы находим их столько!

Еще я помню запах земляники – мы всегда с особенным трепетом ждали периода ее созревания. И потом беря кружки в руки, бежали на поле рядом с лесом, где были камни – там уже издалека можно было увидеть красные бусинки ароматной ягоды. Собирая ее мы уже начинали представлять, как бежим обратно домой и наливаем свежее молоко и кидаем туда только что собранную землянику. Сложно такое забыть.

Сложно забыть эту череду летнего периода: май – посадка огорода, когда со страхом думаешь, что сейчас вот-вот укусит пчела, щавель – первые наши набеги в поле за ним на суп, цветущая и густо пахнущая черемуха… июнь – земляника, коровы на поле, первый сбор меда – а значит из дома опасно выходить из-за потревоженных и разозленных пчел, первая полная прополка огорода, зеленый крыжовник в саду заброшенного дома, а главное в июне можно уже купаться… июль – сенокос, богатый лес: черника, малина, а иногда и грибы, зеленые яблоки в садах и клубника.

Август – из огорода и из леса можно даже не выходить – просто изобилие какое-то было и как же было это все вкусно!! Особенно бабушкины пироги с черникойJ А еще в августе был и главный праздник деревни – Ильин день, когда мне единственный день летом можно было придти домой в 3 ночи!

 

В мое детство было столько счастья от всего простого и природного, что помнишь все и сразу. А сейчас вспоминая свою юность в городе – я помню лишь малость того, от чего я была так много и долго счастлива. Бабушка уже тогда решила, что корова уже не нужна и овцы тоже, что свежий хлеб печь не обязательно – все равно в таком количестве его есть уже никто не будет. Только огород они по-старинке засаживали как и прежде – все 15 соток, а может там было и все 20 соток… Им не хотелось запускать землю, как запустили когда-то поля для посевов. Они и сейчас в возрасте 80 лет все сохраняют свой необъятный огород, пчел в саду и кур. 2 раза в год приезжая к бабушке и дедушке, я возвращаюсь всегда с самым натуральным медом, который нельзя найти нигде в Москве, с куриными яйцами, которые мою шарлотку делают солнечно желтой.

Они в этом году решили перебраться домой в Москву, которую они покинули почти 20 лет назад. Покинуть дом, в котором жили бабушкины родственники много-много лет. Самое интересное, что дедушка – коренной житель Москвы, который привез бабушку из Санкт-Петербурга жить в столицу, до сих пор упорно отказываться уезжать из деревни. Он до сих пор благодарит свою тещу, которая научила его жизни в деревне. Гуляя по деревне он вспоминает, быть может, лучшие его годы – корова, огород, лес, катание каждый день на лыжах зимой и купание в ледяной воде пруда летом.

Они уедут, и мы все навсегда потеряем ниточку, связывавшую нас с тем временем простого, нескончаемого счастья. А они потеряют простое счастье, которое заменится большей частью телевизором и воспоминаниями, которые будут постепенно стираться из их памяти.

Я с грустью думаю о том, что мои дети уже никогда не будут иметь детства как у меня. Не почувствуют восторга от общения с природой. И не научаться ценить и наслаждаться в жизни простыми вещами. А я, возможно, никогда больше не почувствую запах свежеиспеченного в печке хлеба и вкус парного молока, запах сена.

А еще мне грустно от того, что таких бабушек уже не будет… Таких дедушек тоже… И главное – никогда не забывать чему мы учились у них, их советы и наставления, т.к. ценнее их дара вряд ли можно будет еще когда либо в жизни получить.

И мне сразу опять вспоминается фраза: «Помни, после нас, не будет больше нас».