Даешь демографическую революцию!

Вопрос: Юрий Васильевич, как Вы в целом оцениваете сегодняшнюю демографическую ситуацию в России?

Юрий Васильевич Крупнов|Фото: pravda.ruЮрий Крупнов: Самое важное, что за последние десять лет государство повернулось в сторону демографии. Это произошло в 2001 году, когда Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию сказал, что мы переживаем демографический кризис, ситуация критическая и нужны неординарные меры. После этого было несколько достаточно важных мероприятий. Самый известный из них и громкий — материнский капитал. Это правильно и важно. Однако с точки зрения демографии мы до сих пор стоим перед провалом, который начнется с 2014 года. Если применять даже те меры, которые правительством прописаны в концепции демографической политики, то это все равно ничего не изменит в сторону прогноза, к которому нас, например, приговаривает ООН по своему оптимистическому сценарию: 115 млн человек к середине столетия. Подчеркну, что это оптимистический сценарий, фактический может быть хуже — меньше 100 млн.

|Фото: www.isurgut.ruТаким образом, мы находимся в ситуации, когда государство просто обязано реализовать то, что Путин назвал неординарными мерами. По сути, нужна демографическая революция. По-другому просто не получится — чудес не бывает. В этом плане показательно то, что все чиновники с удовольствием отчитывались о росте рождаемости в предыдущие три года, но почему-то молчат, что уже в эти первые полгода пошел спад, то есть родилось на 87 тыс. детей меньше. Сообщения о том, что у нас демографическая ситуация пошла на поправку, мягко говоря, были не совсем корректными. Это был всплеск, который причинно-следственно шел из 1987-1989 годов, когда наблюдалась высокая рождаемость, ситуация антиалкогольной реформы и перестройки. Тогда население воодушевленно верило, что перестройка закончится не катастрофой с развалом Советского Союза, а чем-то хорошим. И тогда роддомы были буквально переполнены. И те родившиеся в большом количестве дети в последние три года давали соответственно более высокое количество рождающихся, просто потому что они начали вступать в фертильный возраст. Но это благополучие сегодня уже начинает заканчиваться, а через три года закончится полностью, поскольку сейчас вступают в фертильный возраст те, кто родился в момент слома, начала 90-х годов.

10 лет назад Владимир Путин абсолютно трезво и очень жестко оценил демографическую ситуацию, но в итоге ее решение бюрократически заволокители, поэтому сейчас необходимы более радикальные меры, нужна демографическая революция.

Вопрос: В чем она может выразиться?

Юрий Крупнов: Мы должны исходить из того, что наша ситуация абсолютно уникальна. Нас нельзя сравнивать с Европой, где совершенно другая ментальность, другая цивилизация, другие процессы. Там в среднем идет количественное снижение населения. Нас нельзя сравнивать с США, где идет рост населения, между прочим.

Вопрос: Да?

Юрий Крупнов: Конечно. Четыре года назад Соединенные Штаты преодолели трехсотмиллионный рубеж.

Вопрос: Может быть, это по большей части связанно с миграцией?

Юрий Крупнов: Это связано примерно на ⅓ с миграцией, но даже если бы это было связано на 100% с миграцией, не надо забывать, что Соединенные Штаты - это с рождения эмигрантская страна. Когда говорят, что в Америке растет население из-за миграции и нам тоже нужна миграция, то это принципиальная неадекватность. В США миграция является, по сути, формой демографии, а у нас демографию нужно отличать от миграции, потому что демография - это вопрос коренного населения, проживающего на данной территории, а не населения, которое приехало. Еще раз подчеркну, в США идет рост населения и в этом случае у них через год будет 310 млн человек. И говорить о том, что развитый мир предполагает снижение рождаемости, будет неправильно.

Демографическая Доктрина России

http://www.kroupnov.ru/demogr_doctrine.pdf

Ундервуд. Следи за ее левой рукой.