Ещё о карпаторуссах
В позапрошлом году я писал здесь о национальном движении русинов (карпаторуссов) в период Гражданской войны в России за воссоединение с национальной Россией, которую они видели в лице белогвардейских правительств Колчака и Деникина: http://64vlad.livejournal.com/46482.html
Вот ещё любопытные документы по этому вопросу и - шире - об отношении русинов к России вообще.
В начале работы Версальской мирной конференции, завершившей Первую мировую войну, Центральный карпаторусский совет в Омске вручил французскому высокому комиссару Реньо адресованную президенту Французской республики Пуанкаре декларацию, в которой, в частности, говорилось: "Несмотря на шестивековую политическую обособленность от России, население Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ в беспрерывной тяжёлой борьбе отстояло свой национальный русский облик вплоть до наших дней.
Многочисленные процессы о государственной измене (до 1918 г. Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии - В.Х.), как, например, процесс Ольги Грабарь в 1882 г., Мармарош-Сиготский процесс о. Алексея Кабалюка и 93 угрорусских крестьян в 1913 г. и Львовский процесс Бендасюка и товарищей в 1914 г., не только не запугали население, но перед всем миром засвидетельствовали о живучести русской национальной идеи в пределах Прикарпатской Руси.
С самого начала нынешней войны австро-венгерские власти ввели в стране беспощадный террор. По беспристрастным заявлениям чешских и польских депутатов в июньских заседаниях венского парламента, свыше 30 тысяч карпатороссов повешены и расстреляны за исповедуемую ими русскую идею.
Когда в 1915 г. русская армия из-за отсутствия снарядов вынуждена была отступить из пределов Галиции, тысячи карпатороссов покинули свой кров и свои насиженные места и, найдя убежище в родной России, приняли живое участие в борьбе против общего врага - Австро-Германии.
Они поступили добровольцами в русскую армию, в чешские и сербские воинские части.
Центральный карпаторусский совет заявляет, что мирное культурно-национальное развитие Прикарпатской Руси возможно только в пределах Российского государства, с предоставлением населению областной автономии.
В момент величайшего счастья Франции, освободившей Эльзас-Лотарингию от тяжёлого германского гнёта, Центральный карпаторусский совет просит Вас, господин Президент, выслушать голос забытой и забитой Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ и дать ей возможность воссоединиться с родной великой Россией". (ГА РФ. Ф. р-200. Министерство иностранных дел Российского правительства А.В. Колчака. Оп. 1. Д. 357. Лл. 4-5).
В более развёрнутом виде позиция прорусски настроенных русин была высказана в докладной записке Центрального карпаторусского совета, поступившей в МИД ещё накануне колчаковского переворота (при Директории), 12 ноября 1918 г. В ней заявлялось: "Колыбель русского племени, Прикарпатская Русь /Галичина, Буковина и Угорская Русь/ на протяжении своего тысячелетнего исторического существования всегда самоопределялась как русская земля... Хотя в конце XIV столетия эта страна подпала под чужеземное иго и в течение шести веков лишилась политической связи с остальной Русью, однако за всё время своей политической зависимости она не порвала духовной связи с Россией... Население Прикарпатской Руси, в нынешнее время насчитывающее свыше 5 миллионов, принадлежит к малорусской ветви. В Галичине оно исповедует унию, в Буковине православную веру, в северной Венгрии (земли Угорской Руси - В.Х.) шло сильное движение в сторону православия".
В документе признаётся, что 1-я мировая война "застала интеллигенцию Прикарпатской Руси разбитой на два друг другу враждебных лагеря", один из которых ориентировался на Россию, другой - на создание независимой объединённой Украины (Там же. Л. 3-3об).
Далее, в продолжении записки авторы упрекают "старое" (императорское) российское правительство в том, что оно на протяжении XIX века пренебрегало интересами национального воссоединения "малорусского" (украинского) народа под эгидой Российской империи, идя на поводу у австрийской и германской политики, и этим отчасти объясняет успех инспирированной Австро-Венгрией в западноукраинских землях пропаганды украинского сепаратизма, своим остриём направленной против России, под властью которой находилась бОльшая часть украинских (малороссийских) земель. Не случайно именно здесь, в Галиции, под патронажем австрийской администрации сформировалась в конце XIX века историком Михаилом Грушевским и его последователями идея объединённой "самостийной Украйны" (Там же. Л. 6), впервые высказанная в 1888 г. немецким философом Гартманом (не скрывавшим, что идея "Украинского королевства" направлена прямо против России). В итоге западноукраинская и русинская интеллигенция раскололась на русофильский и националистический лагеря. Второй поставлял в годы Первой мировой войны кадры добровольцев в австрийскую армию, воевавшую против России, а в годы Гражданской войны - "сечевых стрельцов" в украинское националистическое войско Петлюры (составлявших, кстати, единственную боеспособную часть этого войска).
Первый же тяготел к России и поставлял кадры в русскую армию, а в годы Гражданской войны - полки добровольцев во ВСЮР и армию Верховного правителя (ибо, естественно, безнациональную Советскую республику русины не могли воспринимать как национальную Россию).
В докладной записке приводится текст национального гимна русофилов-карпаторуссов, сочинённого ими в годы Первой мировой войны:
"Пора, пора за Русь Святую
Идти сынам на бой, ура!
За неделимую, родную
Вставать нам всем давно пора.
Бог нам поможет, Бог всё с нами,
Проснись, народ, на свет взгляни,
Смело ступай отцов следами
И Русь единую храни!"
(Там же. Л. 7).
Поясню: в то время русины, считая себя частью "малороссийской" ветви русского народа, не противопоставляли себя ни украинцам, ни русским.
Потом наступило "воссоединение" Западной Украины, Закарпатья и Буковины с СССР, сталинская коммунизация, и...пути галичан ("западенцев") и закарпатских русин разошлись.
Первые стали цементирующей основой свирепого антирусского национализма, отождествляя Россию с СССР.
Но после образования "незалэжной" Украины с распадом СССР самое интересное то, что закарпатские русины, перестав отождествлять себя с украинцами (они и этнически разные - галичане испытали влияние поляков, закарпатские русины - мадьяр), стали добиваться автономии в её рамках, а поскольку киевское правительство им таковой упрямо не даёт (упиваясь местечковым национализмом), стали в значительной массе вновь тяготеть к России.
Так смеётся история над местечковым укронационализмом сегодняшнего "самостийного" Киева.
В.Г. Хандорин
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Вместо признания нам подписали братья-украинцы этносмерть.
Так и сказали нам власти: нет русинов и не будет!
Мы сказали им в ответ: есть русины и будут русины!
Я – русин был, есть и буду!
«Я родился русином», – сказал наш Духнович.
И этим зарядил нас на ту борьбу, на которую с Христом мы идем отстаивать и церковные права быть в канонической православной русской Церкви, и быть признанными как отдельная русская русинская политическая нация, которую Господь сотворил и благословил жить на автономной территории русинов к югу от Карпат, которая сегодня готова к диалогу с украинскими властями, жить в мире и со всем остальным Русским миром."
Комментарий удален модератором
Не так агрессивно усердствуйте в русофобии, не клейте ярлыки на людей, которым в дворники не годитесь, чтобы мне не пришлось разъяснять, куда вам следует пойти.
Комментарий удален модератором
А что может быть общего у миллионов русскоязычных нищей Украины, вынужденных уже более 20 лет терпеть унизительное русофобство укронацей с их убогой мовой, на которой ничего высокохудожественного нельзя создать, что признал свыдомытный идол Тарас Шевченко.
Это не страна, а территория, порождённая националистическим мифом, бесповоротно расколовшим население на две совершенно непримиримые части, и её в формате "нэзалэжнойи" ничто не спасёт.